«Тема» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Тема»

Тема
Поделиться Поделиться

«Тема», студия Мосфильм, режиссёр Глеб Панфилов

— Опять я еду куда-то... А зачем? Зачем менять место своего пребывания, если я сам не изменюсь уже никогда?

— Господи, как я устал. Известный драматург. Обласкан зрителями и начальством. Сижу в президиумах. А счастья нет.

С такими мыслями едет в тихий провинциальный городок на поиски новой темы для творчества маститый столичный литератор по имени Ким Есенин — герой картины режиссёра Глеба Панфилова, которая так и называется: «Тема». Фрагмент из этого фильма мы с вами только что услышали. Панфилов снял его в 1979-м году, но на экраны лента вышла не сразу, а лишь через семь лет — в 1986-м. А ещё через год картина была представлена на Берлинском международном кинофестивале, где завоевала высшую награду.

В кадре мелькают заснеженные пейзажи, и на их фоне, в абсолютной тишине, звучит монолог главного героя. Ким Есенин переживает глубокий духовный и творческий кризис. Известный писатель, «живой классик», как называют его коллеги и почитатели, в какой-то момент своей жизни вдруг ясно понимает, что, несмотря признание и широкую известность, так и не нашёл своего истинного предназначения. Вот почему в его голосе слышится тоска, горечь, разочарование в жизни и самом себе. И пустота занесённых снегом равнин словно подчёркивает непростое душевное состояние героя, которого на экране блестяще воплотил актёр Михаил Ульянов.

Перед нами — то циничный сноб, почти открыто посмеивающийся над восторженной провинциальной публикой в лице местной учительницы Марьи Александровны. То рефлексирующий интеллигент, задетый равнодушием умной, тонкой и загадочной Сашеньки — музейного экскурсовода. Саша, в отличие от остальных, не поёт Киму Есенину дифирамбов. Наоборот, кажется, она единственная понимает, что происходит в душе литератора. В одном из эпизодов фильма, в разговоре с пожилой учительницей, Саша — её сыграла актриса Инна Чурикова — предполагает, что в духовном плане Ким Есенин находится в весьма опасном положении.

Мне кажется, он похож на молодого Чехова. В него нельзя не влюбиться.

— В его возрасте, Марья Александровна, Чехов уже 10 лет как лежал в земле.

— Ну и что? Возраст разный, а сущность схожая.

— Это в каком смысле? Что оба мертвы? Один — физически, другой — духовно?

В центре сюжета картины Глеба Панфилова «Тема» — человек на грани духовной гибели. Заглушивший в себе искру Божию, превративший данный Господом талант в ремесло ради респектабельного существования, утративший способность любить. Кима Есенина, пожалуй, можно назвать живой иллюстрацией к словам апостола Павла: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий».

Большая часть фильма — это внутренние монологи героя, благодаря которым картина получилась невероятно эмоциональной. Фильм держит зрителей в напряжении. Перед нами разворачивается поле битвы человеческой души, на котором, как писал Достоевский, дьявол с Богом борется. И финал этой борьбы до самых последних кадров остаётся неясным. Герой в спешке уезжает из городка. Но на полпути вдруг разворачивается. Слова, которые он в эту переломную минуту произносит, меняют всё. И оказывается, что «Тема» — фильм не о гибели души, а о её возрождении к жизни, не о потере смысла, а о его обретении.

— Проповедую любовь. А люблю только себя. Вот о чём надо было писать — это была бы правда. Всё. Это конец. Нет, не всё! И не конец!

Кажется, не случайно одним из ярких художественных образов в фильме Глеба Панфилова «Тема» стала скользкая, заснеженная дорога, по которой едет главный герой. Быть может, она символизирует трудный путь к раскаянию и преображению души, на котором так важно повернуть в нужную сторону?..

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем