
«Кука», студия Staralis Film Company, режиссёр Ярослав Чеважевский
— Помоги девчонке маленькой, а?
— Какой девчонке?
— Да ко мне в магазин ходила. Бабка у неё с постели не встаёт. Она сама всё хозяйство ведёт. Шесть лет ребёнку.
Девочку, о которой разговаривают бывший продавец маленького магазинчика и директор районного отдела социальной службы, зовут Кука. И на самом деле у неё всё намного сложнее: родителей нет, а бабушка полгода назад умерла. Кука живёт совсем одна в маленьком флигеле на заброшенной стройке. И держит эти обстоятельства в большой тайне. Ведь если о ней узнают, то непременно заберут в детский дом. А девочка туда очень не хочет. Кука — героиня одноимённого кинофильма, который вышел на экраны в 2007 году. Картина стала режиссёрским дебютом Ярослава Чеважевского в полнометражном игровом кино. До этого на протяжении двадцати лет он снимал рекламу. Однажды ему в голову пришла история о маленькой одинокой девочке в большом городе. Она и стала основой сценария фильма «Кука». На большой успех режиссёр не рассчитывал — ему было важно просто высказаться. Но на премьере фильма зрители аплодировали стоя, кричали «Браво!» и выходили из зала, вытирая заплаканные глаза. А на фестивале «Кинотавр» 2007 года картина завоевала приз зрительских симпатий.
Действие трогательной мелодрамы происходит в Петербурге. Туда приезжает, чтобы вдали от родных и знакомых разобраться в себе, девушка по имени Лена. У Лены обеспеченные родители, большая квартира в Москве, дорогой телефон и... разочарование в жизни. Она чувствует одиночество и пустоту. Которую однажды решает заполнить неожиданным образом: устраивается на работу в социальную службу. Так начинается эта необыкновенная история о поисках счастья, любви и обретении смысла в жизни. Роль Лены исполнила актриса Дина Корзун. По собственному признанию, она сразу согласилась на предложение режиссёра Ярослава Чеважевского сыграть в его фильме, потому что героиня оказалась ей невероятно близка — она ищет себя, а находит... ребёнка. Актриса передаёт эмоции просто и естественно, словно не играет роль, а просто живёт. Может быть, так получилось, потому, что и в реальной жизни она постоянно взаимодействует с детьми, которым нужна помощь. Дина Корзун — основательница благотворительного детского фонда «Подари жизнь». В одном из эпизодов фильма «Кука» её героиня Лена задумывается об очень важном шаге.
— Слушай, Кука. Я тебе хочу что-то очень важное сказать. Как вот объяснить... Дети ведь не должны жить одни, ты же понимаешь. Можно так, как игра — я твоя мама, а ты моя дочка.
— Если вы хотите меня удочерить, я соглашусь. Вы мне очень нравитесь, тётя Лена.
Раз уж мы заговорили об актёрах, хотелось бы отметить блестящую работу самой юной и самой главной актрисы — Насти Добрыниной, которая исполнила роль Куки с яркой и трогательной непосредственностью и большим драматизмом. По её мнению, «Кука» — фильм о добре, любви и надежде. С Настей согласен продюсер картины Андрей Ковалёв, который назвал фильм историей, делающей человека добрее. Уверен, согласятся с этим и зрители. Мне, по крайней мере, трудно вспомнить более добрый и светлый отечественный кинофильм, который одновременно заставил бы и грустить, и от души смеяться, и испытывать ещё целую гамму самых искренних чувств.
В современном кино очень важно сопереживать, — так сказал в одном из интервью, посвящённом своему фильму «Кука» режиссёр Ярослав Чеважевский. Именно чувство глубокого сопереживания, желания помочь кому-то здесь и сейчас, рождает в душе эта картина.
Псалом 16. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Во все времена и во всех обществах встречались люди, которых можно было бы назвать праведниками, потому что они отличались от своих современников особенным вниманием к нравственной жизни. Естественно, подобные люди особенно остро переживали несовершенство общественной жизни и в своих молитвах взывали к Богу о торжестве справедливости. Но что же в первую очередь отличает праведников от грешников? Ответ на этот вопрос звучит в 16-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 16.
Молитва Давида.
1 Услышь, Господи, правду мою, внемли воплю моему, прими мольбу из уст нелживых.
2 От Твоего лица суд мне да изыдет; да воззрят очи Твои на правоту.
3 Ты испытал сердце моё, посетил меня ночью, искусил меня и ничего не нашёл; от мыслей моих не отступают уста мои.
4 В делах человеческих, по слову уст Твоих, я охранял себя от путей притеснителя.
5 Утверди шаги мои на путях Твоих, да не колеблются стопы мои.
6 К Тебе взываю я, ибо Ты услышишь меня, Боже; приклони ухо Твоё ко мне, услышь слова мои.
7 Яви дивную милость Твою, Спаситель уповающих на Тебя от противящихся деснице Твоей.
8 Храни меня, как зеницу Ока; в тени крыл Твоих укрой меня
9 от лица нечестивых, нападающих на меня, — от врагов души моей, окружающих меня:
10 они заключились в туке своём, надменно говорят устами своими.
11 На всяком шагу нашем ныне окружают нас; они устремили глаза свои, чтобы низложить меня на землю;
12 они подобны льву, жаждущему добычи, подобны скимну, сидящему в местах скрытных.
13 Восстань, Господи, предупреди их, низложи их. Избавь душу мою от нечестивого мечом Твоим,
14 от людей — рукою Твоею, Господи, от людей мира, которых удел в этой жизни, которых чрево Ты наполняешь из сокровищниц Твоих; сыновья их сыты и оставят остаток детям своим.
15 А я в правде буду взирать на лицо Твоё; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим.
Как-то прогуливаясь по улицам своего родного города, я увидел на одном из домов схематичный рисунок весов и надпись «Бог всё видит и всё учитывает». Несмотря на всю свою простоту подпись под рисунком показалась мне чрезвычайно интересной, потому что на самом деле её можно интерпретировать двояко: и как надежду на грядущий суд и наказание тем, кто сегодня живёт безнаказанно, не обращая внимания на заповеди, и как надежду на милость Того, Кто видит сердце каждого человека и каждому воздаст по его сердцу. То есть первое понимание может исходить из суда человеческого и быть предостережением, но в то же время в подлинном смысле мы не можем быть источником справедливости, потому что не видим тайных мыслей человека, не видим его надежд, его трудов, его борьбы... Все эти вещи видит только Бог. Только Он видит, растёт ли человек внутренне, относительно тех условий, в которых он родился и был воспитан... И в этом смысле насколько только Бог всё видит, настолько только Он по-настоящему и может всё учесть.
Прозвучавший сейчас 16-й псалом — это горячая молитва Давида к Богу о том, чтобы Он увидел его праведность и защитил его от несправедливости гонителей. Для нашей современной традиции нехарактерно такое подчёркивание своих достоинств, но псалмопевец и не приписывает всего этого себе. Он старается идти путями Господними, но при этом просит утвердить его стопы и быть рядом, буквально хранить его как зеницу ока. В свою очередь, изображая грешников, Давид подчёркивает хищнический характер их поведения, но самое главное — называет их «людьми мира, удел которых в этой жизни». Еврейское слово, переведённое здесь как «мир», означает жизнь или век, то есть это люди «века сего», действительно ценящие только эту жизнь, получающие её как свою часть, не стремящиеся получить ничего другого, воспитывающие так детей и внуков. Это уникальная по своей простоте и глубине характеристика греховной жизни, ведь главное в грехе не конкретные формы, но обращённость к этому миру как к главной и единственной ценности. При такой внутренней позиции все формы греха оказываются возможными, потому что в сердце такого человека нет главного — стремления к Богу. И, напротив, основу праведности псалмопевец видит в том, что он живёт в присутствии Господа и насыщается не образами мира сего, но образом Божиим.
Псалом 16. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 16. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 16. На струнах Псалтири
Молитва Давида
1 Услышь, Господи, правду (мою),
внемли воплю моему, прими мольбу из уст нелживых.
2 От Твоего лица суд мне да изыдет;
да воззрят очи Твои на правоту.
3 Ты испытал сердце мое, посетил меня ночью,
искусил меня и ничего не нашел;
от мыслей моих не отступают уста мои.
4 В делах человеческих, по слову уст Твоих,
я охранял себя от путей притеснителя.
5 Утверди шаги мои на путях Твоих,
да не колеблются стопы мои.
6 К Тебе взываю я, ибо Ты услышишь меня, Боже;
приклони ухо Твое ко мне, услышь слова мои.
7 Яви дивную милость Твою,
Спаситель уповающих (на Тебя)
от противящихся деснице Твоей.
8 Храни меня, как зеницу ока;
в тени крыл Твоих укрой меня
9 от лица нечестивых, нападающих на меня, —
от врагов души моей, окружающих меня.
10 Они заключились в туке своем;
надменно говорят устами своими.
11 На всяком шагу нашем ныне окружают нас;
они устремили глаза свои, чтобы низложить меня на землю.
12 Они подобны льву, жаждущему добычи,
подобны скимну, сидящему в местах скрытных.
13 Восстань, Господи, предупреди их, низложи их.
Избавь душу мою от нечестивого мечом Твоим,
14 от людей — рукою Твоею, Господи,
от людей мира, которых удел в этой жизни,
которых чрево Ты наполняешь из сокровищниц Твоих;
сыновья их сыты,
и оставят остаток детям своим.
15 А я в правде буду взирать на лице Твое;
пробудившись, буду насыщаться образом Твоим.
29 июня. О любви Бога
В 5-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками».
О любви Бога — священник Стахий Колотвин.
Господь любит нас, не похожих на Себя. Конечно, мы сотворены по Его образу и подобию, однако если образ у нас сохраняется, то подобия может не хватать.
Вот когда мы смотрим на своих детей и на них раздражаемся, то, с одной стороны, мы как раз раздражаемся чему? Мы их любим, потому что они похожи на нас: черты лица — наши собственные, нашего любимого супруга — проявляются. Но тем не менее, когда дурное поведение вызывает отторжение, думаем: «Почему ты перестаёшь быть похожим на меня?» Однако порой мы видим и в своих детях свои отрицательные черты. И это повод задуматься о покаянии.
И когда мы оглядываемся на Господа, то мы видим, что Бог нас сотворил, но ни одной отрицательной черты при этом мы от Него не получили, только благое. Более того, Господь, чтобы преодолеть наши недостатки, не ждёт жертвы от нас, а Сам Собой жертвует. Жертвует Своим возлюбленным Сыном, проливает Свою кровь за нас на кресте.
Поэтому точно так же, принимая вот эту любовь Божию, мы её ценим, мы причащаемся Святых Христовых Тайн, укрепляемся в таинствах Церкви, а потом оборачиваемся к своим несовершенным близким. И тоже не ждём, чтобы ради примирения, ради того, чтобы показать свою любовь к ним, чтобы они только исправились, чтобы они пошли на жертвы, но сами жертвуем собой.
И тогда Господь укрепит нашу любовь, восстановит мир, укрепит дружбу и оградит нас от разногласий.
Все выпуски программы Актуальная тема