Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

* Поделиться

1 Кор., 136 зач., VI, 20 — VII, 12.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Исповедуя людей, я не раз замечал, что в качестве грехов некоторые называют лишь те, что относятся к собственно практике религиозной жизни, не исполнил того, не доделал этого... и при этом практически ничего не говорят о грехах, которые относятся к нравственной жизни, воспринимая это как нечто общечеловеческое и неизбывное. Насколько же важна для человека его обычная бытовая и даже телесная жизнь? Об этом апостол Павел рассуждает в отрывке из 6 и 7 глав первого послания к Коринфянам, который читается сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 6.

20 Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.

Глава 7.

1 А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины.

Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.

Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу.

4 Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.

5 Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.

6 Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление.

7 Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе.

Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я.

Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться.

10 А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем,

11 если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, и мужу не оставлять жены своей.

12 Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее;

В сегодняшнем чтении апостол Павел говорит о важности для христианина семейной жизни. Судя по всему, некоторые христиане Коринфа полагали, что вера в первую очередь касается души, а не тела, и вопросы телесной жизни неважны. Отвечая таким людям, апостол призывает их прославлять Бога и в телах, и в душах, потому что они Божии. Если вспомнить, что слово «слава» по-еврейски означает весомость и значимость, можно сказать, что прославлять Бога — это вести себя так, чтобы было очевидно — Бог для тебя значим, Его воля для тебя главная ценность, и в жизни души, и в жизни тела. Сказать подобную вещь людям, воспитанным на философии Платона, означало дискредитировать проповедь, потому что тело воспринималось ими как могила души, как тюрьма, из которой надо освободиться. Изнутри подобной позиции идея прославлять Бога через тело — немыслима.

Однако апостол Павел был воспитан не на Платоне, а на Моисее и пророках. Библейский взгляд на материю и тело предполагал, что тело не менее важная часть человеческой природы, чем душа. Тело сотворено Богом, и значит силы и способности тела легитимны и предназначены для исполнения задач, поставленных перед человеком Господом после сотворения. Плодиться и размножаться, наполнять землю, возделывать и хранить рай и прочие. Именно в контексте рассуждений о теле апостол касается вопроса супружеских отношений. Если тело — это зло, половая сфера греховна и порочна в принципе. Если тело сотворено Богом — пол может быть частью Его замысла.

В контексте призыва прославлять Бога в душах и телах важно правильно понять фразу «хорошо человеку не касаться женщины». Дело в том, что, с точки зрения греческого языка, её можно перевести и как вопрос «хорошо ли не касаться женщины». И если учесть возвышенное учение о браке, которое апостол развивает в других посланиях, именно вопросительная форма более вероятна. Другое дело, что речь здесь идёт именно о браке, а не о любых отношениях мужчины и женщины. Поэтому, говоря об отношениях полов, апостол подчёркивает, что христианам важно избежать блуда. У каждого христианина, который стремится к телесным отношениям, должна быть жена, и у каждой христианки — муж. И уж если люди вступили в брак, супружеские отношения становятся долгом, в котором исполнением заповеди оказывается отдача себя в руки ближнего, забота о его нуждах и стремление к тому, чтобы всё решать в любви и согласии.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем