
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
1 Кор., 134 зач., V, 9 — VI, 11.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Многие даже неверующие люди знают, что чтобы быть христианином, человек должен совершать определённые действия. На вопрос, какие и как часто — ответы могут разниться. А есть ли то, чего христианин совершать не должен? Что для него буквально смерти подобно? На этот вопрос подробно отвечает апостол Павел в отрывке из 5 и 6 глав первого послания к Римлянам. Сегодня он читается в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 5.
9 Я писал вам в послании — не сообщаться с блудниками;
10 впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего.
11 Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе.
12 Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите?
13 Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас.
Глава 6.
1 Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых?
2 Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела?
3 Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские?
4 А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви.
5 К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими?
6 Но брат с братом судится, и притом перед неверными.
7 И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения?
8 Но вы сами обижаете и отнимаете, и притом у братьев.
9 Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники,
10 ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют.
11 И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего.
В сегодняшнем чтении апостол обращается к коринфской общине, в которой было довольно много бывших язычников. Им не были известны заповеди, которые были даны народу израильскому через Моисея, и, проповедуя, благовестники понимали, что их слушают самые разные люди. Но одно дело проповедовать язычникам и общаться с ними в контексте бытовых отношений, и другое дело общаться с теми, кто решил стать учениками, от которых ждешь правильной духовной жизни.
Судя по всему, некоторое бывшие язычники думали, что спасает сам факт крещения, вне зависимости от дальнейшего поведения. Так, один коринфянин стал сожительствовать со своей мачехой, что конечно было явным нарушением заповедей. Однако для некоторых христиан из язычников недопустимость подобных отношений не была до конца очевидной. Это происходило потому, что апостол, как иудей по воспитанию, мог просто не видеть необходимости в том, чтобы подробно объяснять ученикам настолько простые и понятные вещи. Впрочем, если греховный характер связи был ещё более-менее понятен, непонятно было, как с таким человеком поступать. Да и вообще, как поступать с грешниками? Человек пришёл, сказал, что он верит во Христа и хочет креститься. Его крестили, а он продолжил жить греховной жизнью. И что делать?
По поводу вопиющих случаев развращённости, взяточничества, воровства можно было обратиться к языческому суду и осудить таких людей по языческим законам. Однако апостол возмущён подобной практикой. Человеку, который нарушил заповедь, важно понимать две вещи. Во-первых, ему следует знать, что это не просто нарушение светского закона, но тяжкий грех, он должен видеть богословскую оценку своего поступка. Во-вторых, он должен ясно понимать, что такие вещи несовместимы не просто с общественной моралью, но с жизнью в Церкви, с жизнью во Христе. Именно поэтому апостол Павел был возмущен тем, что у коринфян не нашлось собственных аргументов, чтобы судить такого человека.
Но как же социальная справедливость, можно спросить его в ответ? Однако для апостола важны не внешние обстоятельства. Он знает, что человек, пытающийся добиться справедливости внешними способами, нередко приходит к ещё большей несправедливости. Почему бы вам не потерпеть обиды и лишения? Почему вы решили, что лучше обижать и отнимать у братьев? Нет. Лучше христианину терпеть обиды и лишения, но самому не становиться обидчиком и разбойником.
Идея оправдать свои грехи так пленительна, но апостол призывает не обманываться. Человек, который стал христианином и в то же время позволил себе развращённость, измену Богу, взяточничество, воровство и прочие явные грехи делом, своим поведением ставит себя вне Церкви и пути спасения. И чем лучше человек это понимает, тем больше у него шансов покаяться и вернуться ко Христу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Срочная помощь для тех, кто попал в беду
Не так давно в жизни трёхлетней Алины из Таганрога случилось сразу несколько важных событий — она научилась улыбаться, идти на контакт с людьми и, наконец, заговорила! Для её мамы Ольги это стало настоящим подарком, ведь год назад врачи не давали никакой надежды.
Из-за проблем со здоровьем, Алина отстаёт в развитии. Долгое время она не откликалась на имя, не хотела общаться, играть и отвергала любые попытки её обнять. Ольга понимала, что дочери необходима длительная реабилитация, но денег на дорогостоящее лечение не было. В надежде на помощь она позвонила на горячую линию церковной социальной помощи. «Когда мне сказали, что нам оплатят реабилитацию, у меня от радости перехватило дыхание!» — вспоминает Ольга.
Вскоре Алина отправилась в медицинский центр, где начала заниматься с нейропсихологом, логопедом, дефектологом и другми специалистами. И спустя две недели девочка начала произносить слова, потом впервые улыбнулась, и сама подошла обнять маму.
Первый этап занятий стал огромным прорывом для Алины. Чтобы закрепить результат, лечение важно продолжать. И Ольга вновь рассчитывает на поддержку, ведь собрать всю необходимую сумму она не может.
Для того, чтобы у Горячей линии церковной социальной помощи была возможность оперативно помогать таким детям, как Алина, и всем, кто нуждается в участии, копилка проекта всегда должна быть полной. Поддержите работу Горячей линии Русской Православной Церкви, сделать это можно на платформе «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Как формировалось христианское богословие». Петр Михайлов
У нас в гостях был профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Петр Михайлов.
Разговор шел о том, как формировалось христианское богословие, формулировались ответы на спорные вопросы и ереси и как на это повлияла античная философия.
Этой программой мы завершаем цикл из пяти бесед о том, что нового христианство сказало о человеке, Боге и мире по сравнению с античностью.
Первая беседа с диаконом Николаем Антоновым была посвящена тому, как античный мир встретился с проповедью христианства (эфир 01.12.2025)
Вторая беседа с Петром Пашковым была посвящена тому, как христианство изменило античное отношение к человеку (эфир 02.12.2025)
Третья беседа с Александром Куприным была посвящена тому, как римское общество и латинская культура приняли христианскую весть (эфир 03.12.2025)
Четвертая беседа с Ольгой Алиевой была посвящена тому, как святые отцы обращались к мыслям дохристианских философов, в частности Платона (эфир 04.12.2025)
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы;
— Вход человека в церковную жизнь;
— Визит Папы Римского Льва XIV в Турцию на совместное с празднование 1700-летия Первого Вселенского (Никейского) собора и встреча с Патриархом Константинопольским Варфоломеем;
— Русская Православная Церковь в период Великой Отечественной войны;
Философские клубы и научные дискуссии сегодня.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
- «Как формировалось христианское богословие». Петр Михайлов
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Христианские богословы и античные философы». Ольга Алиева
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











