На картине «Девочка с персиками» изображена дочь мецената Саввы Мамонтова — Вера. Она сидит за столом в усадьбе Абрамцево, ставшей для Валентина Серова вторым домом. Художник вложил в портрет всю свою любовь к этому поместью и его хозяевам.

«Девочка с персиками». Валентин Серов, 1887 гг.. Из собрания Третьяковской галереи
— Маргарита Константиновна, а вы не знаете, кто изображён на картине Валентина Серова «Девочка с персиками»?
— Знаю, Настенька. Это Вера Мамонтова, дочь московского промышленника и мецената Саввы Ивановича Мамонтова.
— А сколько ей здесь лет?
— Сейчас точно скажу. Вера Саввишна родилась в 1875 году, а Валентин Серов работал над её портретом летом 1887-го. Значит, девочке в ту пору исполнилось двенадцать.
— Моя ровесница! Наверное, Вера, когда позировала художнику, не представляла, что её портрет окажется здесь, в Третьяковской галерее! И что миллионы людей будут любоваться, как она сидит за столом в розовой блузке с нарядным тёмным бантом на груди.
— Точно, не представляла! Вера о славе не задумывалась и позированием тяготилась. Она была весёлым, необычайно живом ребёнком, и Валентин Серов передал это на своей картине. Посмотри — глаза у девочки горят, щёки разрумянились, волосы взъерошены. Ей с трудом удаётся усидеть на месте, хочется поскорее вернуться к увлекательным играм.
— А во что Вера любила играть?
— В усадьбе Абрамцево, где выросла Вера, её старшие братья и младшая сестра, царила творческая атмосфера. И игры были соответствующие. Кроме обычных догонялок, пряток и казаков-разбойников, здесь устраивали домашние спектакли, представляли живые картины — изображали сюжеты известных живописных полотен. На речке Воре неподалёку от дома у детей была целая игрушечная флотилия.
— А кто для ребят это всё организовывал?
— Гости усадьбы — художники, поэты, музыканты. Савва Мамонтов покровительствовал искусству, его дом всегда был открыт для творческих людей. И они охотно делили свой досуг с детьми хозяина.
— Валентин Серов тоже был частым гостем в Абрамцево?
— Не просто гостем — членом семьи. Серов впервые попал в Абрамцево ещё ребенком. Мама часто и подолгу оставляла его у Мамонтовых, уезжая по делам за границу. В усадьбе Валентину был знаком каждый уголок. На картине «Девочка с персиками» видно, с какой нежностью художник запечатлел интерьер с дорогими его сердцу подробностями.
— А что это за подробности?
— Дубовый стол, за которым часто собирались хозяева и гости Абрамцево. Игрушечный солдат-гренадер за спиной у Веры. Эту выструганную из дерева фигурку Мамонтовы купили в Троице-Сергиевой лавре, а расписывал её Валентин Серов. Керамическая тарелка на стене, возможно, изготовленная хозяином — Савва Иванович любил работать за гончарным кругом. Даже персики изображены на картине неспроста!
— Художник очень любил эти фрукты?
— Любил, как одну из примет Абрамцево. Эти персики были выращены в усадебной оранжерее. Для Подмосковья опыт уникальный.
— Я поняла! Не персики любил Валентин Серов, а дом, который стал для него родным. Эту любовь он и выразил в своей работе.
— Любовь и благодарность за ту радость, которой наполнили жизнь Валентина Серова хлебосольные хозяева Абрамцево. Радость творчества, дружбы, настоящего братства. Именно о ней рассказывает полотно «Девочка с персиками» в Третьяковской галерее.
Программа подготовлена при поддержке национального проекта «Культура».
Псалом 66. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В Псалтыри есть ряд псалмов, которые возвещают грядущее прославление Бога всеми народами. При этом в них ничего не говорится о, так сказать, технической стороне вопроса: каким образом все народы придут к познанию Бога? Когда это произойдёт? И кто сумеет привести народы к такому единству? Сегодня в православных храмах во время богослужения звучит 66-й псалом. Это пророческий мессианский псалом, и он возвещает будущее всеобщее поклонение Единому Истинному Богу.
Псалом 66.
1 Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом. Песнь.
2 Боже! будь милостив к нам и благослови нас, освети нас лицом Твоим,
3 дабы познали на земле путь Твой, во всех народах спасение Твоё.
4 Да восхвалят Тебя народы, Боже; да восхвалят Тебя народы все.
5 Да веселятся и радуются племена, ибо Ты судишь народы праведно и управляешь на земле племенами.
6 Да восхвалят Тебя народы, Боже, да восхвалят Тебя народы все.
7 Земля дала плод свой; да благословит нас Бог, Бог наш.
8 Да благословит нас Бог, и да убоятся Его все пределы земли.
Современный русский язык различает между собой понятия «иудей» и «еврей». Первое из них говорит о религиозной принадлежности человека, второе — о национальной. Однако такое разделение появилось относительно недавно, и есть оно далеко не во всех языках, нет его и в иврите. Причина кроется в Ветхом Завете: согласно книгам Моисея, евреем может стать любой человек, который согласится жить по данному Богом закону. То есть здесь мы видим полное тождество религии и национальности.
Если помнить об этих постановлениях закона Моисея и не верить во Христа, то прозвучавший только что псалом становится очень странным: получается, что для прославления Бога всеми народами все народы должны, простите за тавтологию, перестать быть всеми народами. Иными словами, все люди должны стать евреями, подчинившись закону Моисея. Ещё дохристианские толкователи Псалтыри понимали, что такое невозможно, а потому в псалме речь идёт о какой-то иной реальности, каком-то ином законе и о каком-то ином богопочитании, как минимум, то прославление Бога, которое подразумевает псалом, не должно уничтожать национальные различия.
Для нас очевидно, что псалом говорит о Христе и о христианах. Никто, становясь христианином, не утрачивает своей национальной идентичности. По этой причине у нас есть Поместные Церкви, есть национальное богослужение, есть множество языков молитвы, есть свои уникальные христианские традиции в каждом народе. Церковь никогда не пыталась привести всё это к некоему единому виду, а если нечто подобное когда-то где-то и происходило, то воспринималось оно церковной полнотой как грубая ошибка, нуждающаяся в исправлении.
Кроме того, в прозвучавшем только что псалме есть такая строка: «Да веселятся и радуются племена, ибо Ты судишь народы праведно и управляешь на земле племенами» (Пс. 66:5). Веселие и радость здесь поставлены в зависимость от праведного суда над народами. Однако ещё раннехристианский святой блаженный Иероним Стридонский замечал, что «везде, где справедливость и суд, там не радость, а боязнь греха», здесь же мы видим нечто иное: справедливость и суд — причина радости. Так может быть только в одном случае — если грех был истреблён, а это было сделано Христом, и потому радость — это совершенно естественное состояние искупленного Спасителем человечества. Да, у нас остаётся тяготение ко греху, у нас есть и сами грехи, но подтверждённая делами вера во Христа освобождает нас от них, и любой, кто осознаёт и чувствует это, не может не ликовать и не славить Бога.
Псалом 66. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 66. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 66. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом. Песнь.
2 Боже! будь милостив к нам и благослови нас, освети нас лицем Твоим,
3 дабы познали на земле путь Твой, во всех народах спасение Твое.
4 Да восхвалят Тебя народы, Боже; да восхвалят Тебя народы все.
5 Да веселятся и радуются племена, ибо Ты судишь народы праведно и управляешь на земле племенами.
6 Да восхвалят Тебя народы, Боже, да восхвалят Тебя народы все.
7 Земля дала плод свой; да благословит нас Бог, Бог наш.
8 Да благословит нас Бог, и да убоятся Его все пределы земли.
Большие и маленькие. Ольга Кутанина

Там, где нас любят и с тем, кто нас любит, мы как будто становимся больше, значимей. А вот среди незнакомых людей, бывает, чувствуем себя неловко, внутренне сжимаемся. Как маленькие.
Сделать это открытие помог мой ребёнок. Однажды я собирала детей на улицу. Помогала одеваться, обсуждала с ними, куда пойдём и чем займёмся на прогулке. И вдруг трехлетний сын серьёзно так говорит: «Мама, дома я большой, а на улице маленький».
— Почему же ты дома большой? — удивилась я.
— Потому что меня тут любят.
Вот это новость! Как точно! Дома его любят, дома он бесконечно дорог и знает об этом. Здесь он единственный и неповторимый, второго такого ребёнка нет и не может быть! Дома безопасно и уютно, потому он большой.
Но стоит малышу выйти на улицу, как он видит огромный мир. Много людей, много домов, много машин. Никто им особо не интересуется. И ребёнок сразу ощущает себя маленьким, незащищённым.
Я взрослый человек. Но и для меня так же: дома, среди близких и родных, я как-то больше. На работе, говорят, незаменимых людей нет. А для близких, в семье, каждый незаменим.
Так же и в общении с Небесным Отцом, когда понимаю, как Он любит меня, как дорожит своим творением, когда осознаю, что каждый человек, и я в том числе, совершенно уникален. И за каждого Господь пострадал на кресте.
Короткий диалог с сыном взбодрил меня. Напомнил о Христе. Я шла по улице, вела за руки детей, смотрела по сторонам и пыталась понять, где я большая, а где маленькая.
Вот что пришло мне на ум. Когда Бог для нас — некто далёкий, мы маленькие в этом мире. Беспомощные и уязвимые. Если же любим Бога всей душой, то становимся больше, сильнее и увереннее. Ведь с нами рядом сам Творец вселенной и мы Ему не чужие!
Автор: Ольга Кутанина
Все выпуски программы Частное мнение