— Горе у тебя когда-нибудь было, Лопахин?
— А у меня и сейчас есть горе, а что?
— Что-то не видно по тебе.
— А я свое горе на выставку не выставляю.
— А какое же у тебя, к примеру, горе?
— Обыкновенное по нынешним временам: город-то мой, небось, заняли, а там у меня жена, отец-старик, шахта, на какой я с детства работал... Товарищей многих за войну я потерял навсегда... Понятно тебе?
Объединённые одним великим, общим горем — войной, шагают по раскалённой от зноя степи солдаты. Их полк отступает к Сталинграду. На дворе — тяжёлый, переломный 1942 год. Разговаривают двое рядовых — Пётр Лопахин и Иван Звягинцев. Возможно, кто-то уже догадался, что сейчас прозвучал диалог из легендарного фильма «Они сражались за Родину», который в 1975 году по одноимённому роману писателя Михаила Шолохова снял режиссёр Сергей Бондарчук. Кинолента получила призы зарубежных фестивалей и была удостоена Государственной премии РСФСР. Более сорока лет прошло с момента выхода картины на экран, но она и сегодня продолжает глубоко трогать и волновать зрителей.
Тех, кто будет смотреть ленту впервые, пусть не смущает её несколько патетическое название. На самом деле фильм «Они сражались за Родину» — по тем временам, вероятно, одно из самых смелых и неформальных художественных высказываний о Великой Отечественной войне. Потому что повествует не только о силе человеческой воли, но и о силе человеческого духа. Сергею Бондарчуку был важен не пафос, а правда. Возможно, поэтому он решился на, казалось бы, немыслимый для советского фильма о войне эпизод. Во время неожиданной атаки немцев, когда кругом рвутся снаряды, полыхает огонь и гибнут товарищи, рядовой Звягинцев осеняет себя крестным знамением и... молится!
— Господи, спаси! Господи, не дай меня в утрату!
— Смерть-то она не родная тётка. Она стерва всякому страшна — партийному и беспартийному. И всякому иному прочему человеку.
Именно в этом и заключается, пожалуй, главная мысль кинокартины: воевали за родную землю и отстояли её ценой своих жизней не сверхсущества, не ведающие страха, а самые обыкновенные люди. Да, им было страшно. Но было и то, что помогало им этот страх преодолеть — искренняя вера, которая таилась в глубине их сердец и в тяжелейшие моменты вырывалась наружу. «В окопах атеистов не бывает», — есть такой афоризм, и это очень тонко и драматично удалось подчеркнуть режиссёру Сергею Бондарчуку. Кстати, роль рядового Звягинцева исполнил именно он.
Актёрский состав фильма вообще стоит отметить отдельно. Он получился поистине звёздным. Это и Василий Шукшин — он сыграл рядового Лопахина, неунывающего шутника с израненной душой. И Юрий Никулин, который необыкновенно драматично воплотил эпизодический, но глубокий образ солдата по фамилии Некрасов. И Вячеслав Тихонов, сыгравший рядового Николая Стрельцова. Об этом герое хотелось бы сказать несколько слов. Получив контузию при первой атаке немцев, Стрельцов попал в медсанбат. Почти весь фильм мы не видим его. А в финале картины герой вновь появляется — и это один из самых сильных в эмоциональном плане эпизодов картины. Стрельцов полностью оглох, с трудом может говорить. Лопахин пишет ему вопросы на бумажке, он пытается выяснить, кто отпустил товарища в таком состоянии на фронт. И выясняет, что Стрельцов просто сбежал из госпиталя!
— Кровь из ушей перестала идти. Чего ради я там валялся бы? Полк был в очень тяжёлом положении. Вас оставалось немного. И потом, я просто не мог!...
Остаётся, пожалуй, заметить, что картина «Они сражались за Родину» длится два с половиной часа, но пролетает перед глазами зрителя как один миг. Те, кто побывал на войне, часто говорят, что именно так её и вспоминают — как мгновение: пронзительное, горькое, но вопреки всему — светлое.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла
1 Кор., 141 зач., IX, 2-12.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Вас когда-нибудь смущало, когда вы узнаёте, что некий знакомый — вполне успешный, здоровый, красивый молодой человек — вдруг всё оставляет и уходит в монашество? Если да, то отрывок из 1-го послания апостола Павла к Коринфянам — именно для вас! Давайте послушаем 9-ю главу, которая сегодня читается в храмах во время богослужения.
Глава 9.
2 Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства — вы в Господе.
3 Вот мое защищение против осуждающих меня.
4 Или мы не имеем власти есть и пить?
5 Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа?
6 Или один я и Варнава не имеем власти не работать?
7 Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?
8 По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон?
9 Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог?
10 Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое.
11 Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?
12 Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову.
В сегодняшнем апостольском чтении многократно повторяется одно и то же слово — «власть» — по-гречески — εξουσία. В прямом смысле слова «власть» — это законное право или способность действовать. Но апостол Павел не просто так использует это слово снова и снова именно в своих риторических вопросах: тем самым он хочет особо подчеркнуть нечто крайне важное. Что же именно — давайте разбираться.
Ни для кого не секрет, что среди остальных апостолов Павел стоял «не в ряду», сильно выделяясь. Он единственный происходил из фарисеев, духовной элиты, ученик Гамалиила — ещё бы не отличался от простых рыбаков и сборщиков податей! Но, кроме этого, Павел ещё и вёл себя... подозрительно: он не был женат, старался не обременять своих слушателей сборами для своих личных нужд, предпочитая зарабатывать самостоятельно — и в целом вызывал скорее раздражение у апостолов, чем радостное принятие. Причина — непривычная широта взглядов вместе с самым настоящим радикализмом. Неудивительно, что это вносило определённую тональность в его деятельность. И перед нами — фактически оправдательная речь перед теми, кто смущается его поведением, нетипичным даже для первых христиан.
Апостол Павел мудро и деликатно в форме вопрошаний озвучивает «висевшие в воздухе» вопросы к нему — и даёт ясный ответ: да, всё правильно, все эти вопросы — совершенно правомочны. Но — есть одна маленькая деталь. Он существенно повышает планку личной праведности с единственной целью: не дать повода тем, кто хотел бы усмотреть в его проповеднической и миссионерской деятельности всего лишь... разновидность «бизнеса на духовной тематике». У него есть право — такое же, как и у всех других проповедников, — иметь супругу, питаться от пожертвований, пользоваться гостеприимством — и всё это ни разу не зазорно. Но он переступает через все эти свои права не потому, что они — ущербны или неправильны — а только потому, что не хочет дать даже малейший повод для «претыкания» тем, кто эти поводы с удовольствием отыскивает.
Пример апостола — хороший повод для нас задуматься, на самом ли деле мы готовы также бережно относиться к тем, кто находится вне всякой религии и веры — пытаясь искренне понять, обо что именно прежде всего спотыкаются эти люди, начиная смотреть в сторону Церкви Христовой?..
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Соне и другим подопечным Марфо-Мариинской обители
Соня с трёх лет живёт в Елизаветинском детском доме. Это благотворительный проект. Находится он в Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве. В этом месяце Соне исполняется 11 лет. Она заботливая и внимательная девочка, всегда опекает младших и старается помочь взрослым — и салат на обед приготовит, и общую игру организует, и комнату в порядок приведёт. Настоящая помощница воспитателям!
Одно из её любимых увлечений — вязать крючком. Причём вязать Соня может и на детской площадке, и в метро, и в кровати перед сном. У неё всегда под рукой крючок и моток ниток. Ещё девочка с удовольствием осваивает швейную машинку, плетёт из бисера и вышивает.
Сотрудники Елизаветинского детского дома занимаются всесторонним развитием детей, поддерживают их интересы и обеспечивают всем, что нужно для творчества и учёбы.
На днях Соня вместе с другими девочками из детского дома отправилась в школу. И сейчас перед воспитателями стоит важная задача — приобрести на весь учебный год тетрадки, книги, ручки и многое другое. Но без помощи им не обойтись.
Сегодня на территории Марфо-Мариинской обители помимо Елизаветинского детского дома, работает ещё несколько социальных проектов. В каждом из них есть маленькие и юные подопечные, которым важна поддержка — это ребята с инвалидностью, сироты и дети из малоимущих семей.
Чтобы подготовить их к школе обитель милосердия ежегодно проводит акцию «Собери рюкзак добра». В этом году её участниками стали 268 детей, и вы можете их поддержать. Переходите на сайт: https://rukzakdobra.ru/ и сделайте любой благотворительный взнос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«11-е воскресенье по Пятидесятнице, Сретение Владимирской иконы Богородицы». Прот. Федор Бородин
В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах богослужения в ближайшее воскресенье, о празднике Сретения Владимирской иконы Богородицы, об Усекновении главы Иоанна Крестителя, о церковном новолетии (индикте), о праздновании Положения честного Пояса Пресвятой Богородицы, а также о днях памяти благоверного князя Даниила Московского и мучеников Адриана и Наталии.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица