
«Поп», студия Православная энциклопедия, режиссёр Владимир Хотиненко
— Веселятся... Может, и над нами потешаются? А у самих-то рожи — вон... Свинья поскромнее будет.
— Отец Георгий, роток на замок. К чему зазря нарываться? Нам ещё предстоит, о-ой...
— Немца перехитрить — тяжело будет.
— Большевиков обламывали, а колбасников — не перехитрим, что ли?
— Да ведь я, как Вы выражаетесь, тоже из колбасников. Потому знаю: будет тяжело.
Мы слышали диалог из фильма Владимира Хотиненко «Поп».
Начало Второй мировой войны, автобус со священниками едет в оккупированную Псковскую область. Говорили главный герой фильма — отец Александр (блестящая роль Сергея Маковецкого) и молодой батюшка Георгий из русских немцев.
Так начинается — разрешённая гитлеровцами — Псковская православная миссия.
Всё очень тревожно и всё непонятно, всё — между молотом и наковальней.
...Перед самым выездом священников в Псковскую область, епископ Прибалтики — митрополит Сергий Воскресенский — сказал этим будущим миссионерам: «Народу нашему под немцем совсем плохо будет. Так разве можем мы оставить его без Божьего утешения?..»
Пересказывать кинокартину, охватывающую три года войны и посвящённую драматичной странице истории нашей церкви, мы не станем. Все сюжетные линии сходятся тут в ежедневном духовном подвиге сельского «попа», проходящего вместе с паствой и близкими — свой немыслимый крестный путь. И с семьёй — тоже, с верной Алевтиной Андреевной, которую он нежно называл своим точильным камнем.
...Надеюсь, ты, Сашенька, выпросишь для меня у Господа Бога прощение всех грехов и упокоение в месте тихом, в месте чистом. Там мы и встретимся вновь. Люблю тебя. Твой Точильный Камень.
Прощальное письмо верной попадьи, матушки, последние строки которого сейчас прозвучали, без слёз и слушать нельзя. Она, так часто пенявшая своему неосторожному мужу, заразилась тифом и ушла зимою в лес, чтобы не подвергать опасности своего доброго Сашу и приёмных деток-беженцев...
...А перелом войны меж тем миновал, и митрополит показывает отцу Александру — письмо из Московской патриархии: считать священников, служивших в оккупации — предателями. И рядом стоит куратор, русский офицер гитлеровской армии.
— Да что ж теперь получается? Что мы...
— Да не надо всё принимать так буквально. Отец Александр, я бы мог и не показывать Вам этот указ, тем более, что он пришёл к нам нелегально. Но я хочу, чтобы все понимали только одно: для нас всё остаётся, как и прежде...
— Богу — Богово, а кесарю — кесарево.
— Владыка! Ведь нас и вашу миссию разгонят. И это ещё в лучшем случае. Всё, игры закончились. Пора платить по счетам.
— А мы ни у кого не одалживались. А платить по счетам, милейший Иван Фёдорович, мы будем совсем в другом месте. Что скажешь, отец Александр?
— И немец не вечен, и большевики не вечны. А токмо один Иисус Христос. Перед ним и ответим.
— Это в другой жизни. А теперь что прикажете делать?
— Спасать детей.
И отец Александр спасает. Спасает ещё в начале фильма – крестив еврейскую девочку, обратившуюся к православию. И позднее, перед немцами, выдаст её за свою дочь, а впоследствии, удочерит. На неё, окрепшую, он и оставит – после своего ареста в конце войны – всех приёмных детишек. Собственные дети отца Александра в это время воевали на фронтах Великой Отечественной.
Слава Богу, в конце картины мы узнаём, что батюшка сумел пережить и советский лагерь.
Таков был подвиг отца Александра Ионина, священника православной Псковской миссии. И таков был его удивительный крестный путь. От почти самоубийственного отказа отпеть убитых партизанами полицаев, до – безоглядной помощи пленным красноармейцам. От рискованного общения с верующим куратором-покровителем немецких кровей, до – безнадёжных попыток остановить хозяев этого офицера – при карательной акции.
От милосердия – к непреклонности, и от непреклонности – к милосердию.
Это был путь подлинной любви и подлинной веры. Вот почему в драматичном фильме Владимира Хотиненко, который назван старинным словом «Поп» – так много света.
Псалом 88. Богослужебные чтения
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Переживая испытания, люди начинают сомневаться в Боге, иногда упрекают Его, напоминают Ему о том, что Он есть любовь и не должен допускать человеческих страданий. Порой подобные кризисы заканчиваются отходом от веры. Но чем на самом деле должны заканчиваться наши возмущения и вопрошания? Ответить на этот вопрос помогает 88-й псалом, который, согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 88.
1 Учение Ефама Езрахита.
2 Милости Твои, Господи, буду петь вечно, в род и род возвещать истину Твою устами моими.
3 Ибо говорю: навек основана милость, на небесах утвердил Ты истину Твою, когда сказал:
4 «Я поставил завет с избранным Моим, клялся Давиду, рабу Моему:
5 навек утвержу семя твоё, в род и род устрою престол твой».
6 И небеса прославят чудные дела Твои, Господи, и истину Твою в собрании святых.
7 Ибо кто на небесах сравнится с Господом? кто между сынами Божиими уподобится Господу?
8 Страшен Бог в великом сонме святых, страшен Он для всех окружающих Его.
9 Господи, Боже сил! кто силен, как Ты, Господи? И истина Твоя окрест Тебя.
10 Ты владычествуешь над яростью моря: когда воздымаются волны его, Ты укрощаешь их.
11 Ты низложил Раава, как поражённого; крепкою мышцею Твоею рассеял врагов Твоих.
12 Твои небеса и Твоя земля; вселенную и что наполняет её, Ты основал.
13 Север и юг Ты сотворил; Фавор и Ермон о имени Твоём радуются.
14 Крепка мышца Твоя, сильна рука Твоя, высока десница Твоя!
15 Правосудие и правота — основание престола Твоего; милость и истина предходят пред лицом Твоим.
16 Блажен народ, знающий трубный зов! Они ходят во свете лица Твоего, Господи,
17 о имени Твоём радуются весь день и правдою Твоею возносятся,
18 ибо Ты украшение силы их, и благоволением Твоим возвышается рог наш.
19 От Господа — щит наш, и от Святаго Израилева — царь наш.
20 Некогда говорил Ты в видении святому Твоему, и сказал: «Я оказал помощь мужественному, вознёс избранного из народа.
21 Я обрёл Давида, раба Моего, святым елеем Моим помазал его.
22 Рука Моя пребудет с ним, и мышца Моя укрепит его.
23 Враг не превозможет его, и сын беззакония не притеснит его.
24 Сокрушу пред ним врагов его и поражу ненавидящих его.
25 И истина Моя, и милость Моя с ним, и Моим именем возвысится рог его.
26 И положу на море руку его, и на реки — десницу его.
27 Он будет звать Меня: Ты отец мой, Бог мой и твердыня спасения моего.
28 И Я сделаю его первенцем, превыше царей земли,
29 вовек сохраню ему милость Мою, и завет Мой с ним будет верен.
30 И продолжу вовек семя его, и престол его — как дни неба.
31 Если сыновья его оставят закон Мой и не будут ходить по заповедям Моим;
32 если нарушат уставы Мои и повелений Моих не сохранят:
33 посещу жезлом беззаконие их, и ударами — неправду их;
34 милости же Моей не отниму от него, и не изменю истины Моей.
35 Не нарушу завета Моего, и не переменю того, что вышло из уст Моих.
36 Однажды Я поклялся святостью Моею: солгу ли Давиду?
37 Семя его пребудет вечно, и престол его, как солнце, предо Мною,
38 вовек будет твёрд, как луна, и верный свидетель на небесах».
39 Но ныне Ты отринул и презрел, прогневался на помазанника Твоего;
40 пренебрёг завет с рабом Твоим, поверг на землю венец его;
41 разрушил все ограды его, превратил в развалины крепости его.
42 Расхищают его все проходящие путём; он сделался посмешищем у соседей своих.
43 Ты возвысил десницу противников его, обрадовал всех врагов его;
44 Ты обратил назад остриё меча его и не укрепил его на брани;
45 отнял у него блеск и престол его поверг на землю;
46 сократил дни юности его и покрыл его стыдом.
47 Доколе, Господи, будешь скрываться непрестанно, будет пылать ярость Твоя, как огонь?
48 Вспомни, какой мой век: на какую суету сотворил Ты всех сынов человеческих?
49 Кто из людей жил — и не видел смерти, избавил душу свою от руки преисподней?
50 Где прежние милости Твои, Господи? Ты клялся Давиду истиною Твоею.
51 Вспомни, Господи, поругание рабов Твоих, которое я ношу в недре моём от всех сильных народов;
52 как поносят враги Твои, Господи, как бесславят следы помазанника Твоего.
53 Благословен Господь вовек! Аминь, аминь.
Итак, перед нами довольно большой текст, который на первый взгляд состоит из трёх блоков. В первом автор восхищается Богом и говорит о Его величии. Господь для него источник истины и милости, Он владычествует над природой и миром людей, Он возвышает и низводит царей, и рассеивает любых врагов. Этот блок заканчивается очень важной идеей: блажен народ, который такого Бога называет своим Богом, блаженны те, кого Господь называет своим народом. Со всей очевидностью вторая часть, а это, конечно, прямая речь Бога, является усилением первой. Псалмопевец цитирует обещания Божии, которые даны Им Давиду и его потомкам. И, естественно, речь идёт о покровительстве и верности Бога своему благословению. Однако в третьей части тональность резко меняется, потому что для автора псалма очевидно, что современные ему иудеи в беде. Говоря о Боге, автор употребляет слова: «отринул», «презрел», «прогневался», «пренебрёг», «поверг» и «разрушил». В своих горьких думах псалмопевец уподобляется Иову и обращает к Творцу мольбу, в которой звучит и просьба, и вопрос: вспомни, какой мой век, то есть как коротка моя жизнь... И ответь, неужели люди сотворены для суеты и ложных надежд? Ведь никакой человек, сколько бы он ни жил, не может избежать смерти... Автор не утверждает своей безгрешности, не оправдывается, но, как кажется, лишь скорбит. И всё же, на самом деле на этом псалом не заканчивается. В нём есть несопоставимая по размеру четвёртая часть, которая состоит всего из нескольких слов. Вопреки всей своей скорби, псалмопевец оказывается способен благословить Бога и даже утверждать, что это истинно так. И, несомненно, в этих кратких словах заключена великая сила. Радоваться Богу и доверять Ему, когда у тебя всё хорошо и ты процветаешь, довольно легко. Но вверить себя Его суду и Его промыслу, когда ты в глубочайшем кризисе, проявление подлинного смирения перед Творцом, которое только и может помочь во дни испытаний.
Послание к Колоссянам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Кол., 259 зач., III, 17 - IV, 1.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Порой люди оказываются возмущены словами библейских авторов, потому что те кажутся им несправедливыми и устаревшими. Но таковы ли они на самом деле? Ответить на этот вопрос помогает отрывок из 3-й и 4-й глав послания апостола Павла к Коллосянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 3.
17 И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца.
18 Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе.
19 Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы.
20 Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу.
21 Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали.
22 Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога.
23 И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков,
24 зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу.
25 А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде, у Него нет лицеприятия.
Глава 4.
1 Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах.
Одного священника как-то спросили, почему люди Библии были такими жестокими. Почему Моисей давал такие законы? Почему, например, беспрекословно подчинил детей родителям? Почему апостол Павел говорил, что муж глава жены и не выступал против рабства? Отвечая на этот вопрос, священник сказал: "Чтобы правильно ответить на этот вопрос, надо сначала ответить на другой: «Что предки остальных людей делали две или три тысячи лет назад? Были ли они в то время, когда Моисей давал законы или Павел писал свои послания, такими же просвещёнными и развитыми, как люди XXI века? Или они были людьми своего времени? И ответ, конечно, очевиден. Всё человечество после грехопадения совершенно развратилось и ко временам праотца Ноя было очень злым, и все дела этих людей были направлены против Бога. В свою очередь Господь через Ноя, Авраама и, конечно же, через Моисея постепенно возвращал людей на верный путь, к тому, чтобы они соответствовали Его замыслу.
Именно поэтому, читая Писание и в том числе послания апостола Павла, важно понимать, что он писал одновременно и для определённой аудитории, и для всех учеников во все времена. В результате его мысль может показаться противоречивой, в то время как на самом деле он раскрывает истину в её сложности и многогранности. В сегодняшнем отрывке мы видим, как Павел практически воспроизводит нормы своего времени... С другой же, по-иному расставляет акценты, подчёркивая, что христиане те же формы наполняют новым содержанием. Неслучайно в послании к Римлянам он говорил, что «слава и честь, и мир от Бога всякому делающему доброе, как иудею, так и эллину», то есть обычная человеческая доброта важна для Бога. Однако Коллосянам он пишет, что христиане призваны быть выше обычной нравственности, призваны всё делать во имя Христа...
В связи с таким уточнением меняется содержание отношений, которые по форме могут соответствовать своему времени. Например, жён он призывает не просто повиноваться мужьям, но так, чтобы это соответствовало Божьему замыслу, а не языческим представлениям о подчинении. Почему апостол и добавляет призыв к мужьям: любить жён и не быть суровыми. Подобным образом и дети не просто призваны уважать родителей, что было естественно для патриархального общества, но и отцы призваны не раздражать детей и не доводить их до уныния. Это последнее замечание, кажущееся сегодня таким естественным, было совершенно революционно для семейных отношений того времени. Наконец, призывая рабов быть послушными господам, Павел призывает самих господ помнить, что у них самих есть общий для всех Господь на небесах. Сначала это могло быть непонятно, но в итоге привело общество к пониманию того, что все люди обладают равными достоинством образа Божьего.
Иными словами, возмущаться отсталостью Библии можно только от незнания культуры древнего мира. Разобравшись же, понимаешь, что привычные для нас представления о любви и уважении людей друг ко другу, появились в нашей жизни именно благодаря христианскому благовестию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать социальную работу Церкви

До рождения первого ребёнка Ольга, жительница города Казани, работала юристом. А потом захотела попробовать себя в творчестве, и пошла учиться на керамиста. Со временем это неожиданное увлечение превратилось в большое доброе дело. Ольга — человек верующий, ходит в храм Серафима Саровского, и однажды местный священник предложил ей пойти и помочь в мастерской, где занимаются с особенными детьми. Женщина прислушалась к совету и провела для ребятишек с инвалидностью творческое занятие. Ольгу настолько это впечатлило, что она, посоветовавшись со батюшкой, решила организовать подобный проект при храме Серафима Саровского.
Так в городе Казани появился Центр духовного и творческого развития «Перемена», поддержанный Русской Православной Церковью. Сегодня в нём действуют гончарная, свечная, кожевенная, кулинарная мастерские и даже киностудия. Вместе здесь занимаются дети с особенностями развития и ребята из воскресной школы. Один мальчик с аутизмом, Ваня, когда только начал посещать мастерские, был скованным и замкнутым. А сейчас, спустя два года, он приходит сюда с большой радостью — обнимает всех педагогов и общается с другими детьми.

Поддержку в центре «Перемена» находят не только дети, но и подростки с инвалидностью. Ребята с 16 лет учатся профессионально создавать изделия из воска, керамики, гипса и кожи, а затем реализуют свою продукцию. Они осознают, что сами могут делать качественный продукт, который захотят купить.
Центр «Перемена» — один из многих благотворительных проектов Русской Православной Церкви. Поддержать его и другие добрые инициативы можно на сайте Синодального отдела по благотворительности. Ваша помощь позволит изменить жизни тысяч людей.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов







