Основоположник отечественной нейрохирургии, военно-полевой врач Николай Нилович Бурденко — автор нескольких сложнейших хирургических методик. Его именем названы Научно-исследовательский институт нейрохирургии и Главный военный клинический госпиталь в Москве, государственный медицинский университет в Воронеже, больницы и улицы по всей России.
Николай Нилович окончил духовное училище и семинарию, затем блестяще сдал экзамены в Петербургскую духовную академию. Но в академию учиться не пошел: в 1897 году Бурденко поступил на медицинский факультет Томского университета. В 1904 году отправился добровольцем на фронт, откуда вернулся с солдатским Георгиевским крестом. Всю жизнь Николай Нилович был готов превозмогать собственную боль, лишь бы облегчить боль своим пациентам. Перенес ранение, контузию, три инсульта, но каждый раз, едва восстановившись, снова спешил к операционному столу.
Как вспоминала о Николае Ниловиче Бурденко его ассистентка Евгения Григорьевна Ландесман?

1915 год. Первая Мировая война. В полевом госпитале оперируют раненого. Операция сложная, длится уже пятый час. Хирург полностью сосредоточен. Его не отвлекают ни звуки выстрелов, ни взрывы. Наконец, наложен последний шов. Доктор покидает операционную и, на ходу, уже в дверях, говорит медицинской сестре: «Щипцы и ватный шарик!» Сестра с удивлением подала доктору всё, что тот попросил. А он вдруг… открыл рот и быстрым, ловким движением сам вырвал у себя зуб! «Всю операцию меня промучил — болел невыносимо», — говорит доктор и как ни в чём ни бывало удаляется. Эта своеобразная сцена – реальная история из жизни выдающегося русского и советского врача, главного хирурга Красной армии, основоположника отечественной нейрохирургии Николая Ниловича Бурденко. Врач от Бога, всю жизнь он был готов превозмогать собственную боль, лишь бы облегчить боль своим пациентам. Перенёс ранение, контузию, три инсульта. И каждый раз, едва восстановившись, снова спешил к операционному столу. «Если сдают физические силы, должна выручать сила нравственная», — говорил Бурденко.
Он едва не стал священником. По настоянию отца, у себя на родине, в Пензе, Николай Нилович окончил духовное училище и семинарию. Потом блестяще сдал экзамены в Петербургскую Духовную академию. И всё же не был до конца уверен в выбранном пути. Поэтому учиться в духовную академию так и не пошёл. В 1897 году Бурденко поступил на медицинский факультет Томского университета.
Вся его жизнь со студенческой скамьи и до последнего вздоха была посвящена лишь одному: лечить, помогать, облегчать страдания. Четверокурсником он бесстрашно бросился на борьбу с эпидемией тифа, свирепствовавшей тогда в Херсонской губернии. А в январе 1904 года отправился добровольцем на фронт – началась Русско-Японская война. Молодой фельдшер Бурденко не отсиживался в полевом госпитале.
Его постоянно видели на передовой, выносящим раненых прямо из-под пуль. На предостережения коллег отвечал: «Мы должны искать раненых, а не они нас». С войны Бурденко вернулся с солдатским Георгиевским крестом на груди. И горьким чувством, что спас далеко не всех, кого мог бы. «Под Мукденом потеряно 25 тысяч раненых — потому что на всю армию была только тысяча повозок», - писал он. На подобную проблему ещё в 19 веке обратил внимание знаменитый военный доктор Пирогов. Следуя его принципам, Николай Бурденко разработал особую систему транспортировки раненых с поля боя. Легкораненым оказывали медицинскую помощь на месте, а солдат с тяжелыми ранениями экстренно доставляли в полковой медицинский пункт, где производилась сортировка по виду ранения и оказывалась хирургическая помощь. Благодаря этой системе в Великую Отечественную войну под руководством Бурденко медикам удалось вернуть в строй 10 миллионов человек.
Коллега и ассистентка Николая Ниловича, врач Евгения Григорьевна Ландесман, вспоминала, что подчас Бурденко оперировал по 18 часов в сутки. Но и за стенами операционной находил в себе силы заботиться о ближних. Случайно узнав, что Евгения фактически голодает – военные годы были очень тяжёлыми – Бурденко, не принимая возражений, стал делиться с нею своим профессорским пайком. «Он был требовательным и строгим врачом. Но за этой строгостью все мы видели его любовь и сострадание к пациенту и человеку», —- вспоминала Ландесман.
Эти слова подтверждает ещё один любопытный случай. Однажды, после очередной лекции на медицинском факультете Московского университета у Бурденко пропала шуба. Доктор заявил в милицию. Вора быстро разоблачили - им оказался один из студентов. «Как же вы, будущий врач, могли так поступить?» — спросил у молодого человека Бурденко. Виновник раскаялся и признался, что на преступление его толкнула полуголодная студенческая жизнь — стипендия крошечная, а кроме неё средств к существованию нет.
Николай Нилович тут же отозвал своё заявление. И из собственных средств стал помогать студенту, пока тот не выучился и не стал высококлассным специалистом.
«Хирургия — дело всей моей жизни», — так говорил о своём призвании Николай Нилович Бурденко. Сегодня его именем названы несколько сложнейших хирургических методик, которые он лично разработал. Имя Бурденко носит Научно-исследовательский институт нейрохирургии и Главный военный клинический госпиталь в Москве, государственный медицинский университет в Воронеже, больницы и улицы по всей России.
Все выпуски программы Жизнь как служение
7 июля. О действии Святого Духа

В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова о Крестителе Господнем Иоанне: «Не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится ещё от чрева матери своей».
О действии Святого Духа — протоиерей Владимир Быстрый.
Эти слова открывают нам удивительную истину:действие благодати может освещать человеческую природу с самых истоков земного бытия, приготовляя человека к великому служению. Исполнение Духом сформировало всю личность Крестителя: его жизнь в пустыне, строгий аскетизм не были самоцелью, но условием сохранения и возрастания в благодати.
Сила Духа явлена в его пламенной проповеди: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Его слова, проникая в сердца человеческие, были не мудростью человеческой, но гласом Духа истины. Само крещение в Иордане, крещение покаяния для оставления грехов, было действием того же Духа, призывающего к очищению.
Пред встречей с Мессией святой Дух дал ему глубочайшую прозорливость. Он безошибочно узнал в Иисусе Агнца Божия: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира». «Идущий за мной сильнее меня», — сказал он. Сила Духа в Иоанне мощно действовала на весь мир. Люди всех сословий приходили, каялись и крестились. Дух Святой был для Иоанна источником силы и мужества. Он бесстрашно обличал грех царя Ирода, что привело его к мученической кончине.
Итак, жизнь Иоанна Крестителя, от освящения во чреве до мученического венца, есть величайшая икона действия Святого Духа в мире. Он явил полное послушание Богу, пророческую ревность, чистоту и мужество — вот истинные плоды жизни в Духе.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 июля. О духовном пробуждении

В 13-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Наступил уже час пробудиться нам от сна».
О духовном пробуждении — протоиерей Максим Горожанкин.
Если мы внимательно посмотрим на содержание всего послания апостола Павла к римлянам, то увидим, что это чёткий и осознанный призыв римским христианам, обращённым из иудеев, начать вести осознанную, как бы мы сегодня сказали, христианскую жизнь и продолжать дело апостольской проповеди.
Всё послание от начала и до конца проникнуто идеей воскресения Христова: «Христос воскрес, а значит,и мы должны совоскреснуть с Ним». А как же нам совоскреснуть? Естественно, нам необходимо пробудиться от того сна, который нас сковывает. А какой это сон? Это сон — ощущение собственной избранности, это какое-то пленение разума относительно того, что нас спасает исполнение закона ветхозаветного, а не Бог.
И вот апостол Павел призывает своих слушателей, своих будущих учеников, к которым он ещё не дошёл, но скоро придёт, пробудиться от сна и обратиться от Ветхого Завета к Завету Новому. И конечно же, читая сегодня эти слова, мы также должны понимать, что спасает нас не формальное исполнение закона, а живая вера в воскресшего Господа нашего Иисуса Христа.
И дело покаяния — это дело непрестанного пробуждения: пробуждения навстречу Богу, навстречу людям, навстречу самому себе и навстречу каждому человеку, которого мы должны встречать на пути своей жизни как посланного от Господа.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 июля. Об иконографии пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Сегодня 7 июля. Рождество честного славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Об иконографии пророка — протоиерей Михаил Самохин.
Первые иконы Иоанна Крестителя, датированные III веком от Рождества Христова, найдены в римских катакомбах. Они изображают пророка аскетом, пустынником.
С XI века начало развиваться житийное направление в иконографии Иоанна Крестителя, включающее разные эпизоды повествования о его жизни, начиная с зачатия Иоанна Предтечи. Эту икону называют «Целованием праведных Захарий» или «Совет Рождества Иоанна Предтечи».
И затем икона «Ангел Пустыни», где он изображается с крыльями, подобно ангелам. Этот образ сложился где-то в конце XIII века. А на Руси с XVI века появился образ Иоанна Крестителя с крыльями, удерживающего в руках евхаристическую чашу с Богомладенцем.
Среди важных образов, конечно же, — это моление святого Иоанна Предтечи в пустыне, образ, на котором пророка изображают вошедшим в возраст и готовящимся приступить к трудам проповеди. Самая распространённая икона с Иоанном Крестителем, конечно, — это «Крещение Господне»,и затем «Усекновение главы Иоанна Предтечи». Сюжет усекновения появляется с X века и основан на VI главе Евангелиста Марка, рассказывающего о страшной судьбе пророка.
Среди сюжетов иконографии — обретение честной главы Иоанна Предтечи, его сошествие в ад, где он запечатлён повествующим о грядущем Мессии, и, конечно, где Иисус предстаёт с Матерью Божией к Спасителю и молится о нас, ведь по церковному преданию именно он вместе с Пресвятой Богородицей будет ходатайствовать о нас и на Страшном суде.
Поэтому будем же молиться Иоанну Крестителю об укреплении и нашей твердости в вере.
Все выпуски программы Актуальная тема