Основоположник отечественной нейрохирургии, военно-полевой врач Николай Нилович Бурденко — автор нескольких сложнейших хирургических методик. Его именем названы Научно-исследовательский институт нейрохирургии и Главный военный клинический госпиталь в Москве, государственный медицинский университет в Воронеже, больницы и улицы по всей России.
Николай Нилович окончил духовное училище и семинарию, затем блестяще сдал экзамены в Петербургскую духовную академию. Но в академию учиться не пошел: в 1897 году Бурденко поступил на медицинский факультет Томского университета. В 1904 году отправился добровольцем на фронт, откуда вернулся с солдатским Георгиевским крестом. Всю жизнь Николай Нилович был готов превозмогать собственную боль, лишь бы облегчить боль своим пациентам. Перенес ранение, контузию, три инсульта, но каждый раз, едва восстановившись, снова спешил к операционному столу.
Как вспоминала о Николае Ниловиче Бурденко его ассистентка Евгения Григорьевна Ландесман?

1915 год. Первая Мировая война. В полевом госпитале оперируют раненого. Операция сложная, длится уже пятый час. Хирург полностью сосредоточен. Его не отвлекают ни звуки выстрелов, ни взрывы. Наконец, наложен последний шов. Доктор покидает операционную и, на ходу, уже в дверях, говорит медицинской сестре: «Щипцы и ватный шарик!» Сестра с удивлением подала доктору всё, что тот попросил. А он вдруг… открыл рот и быстрым, ловким движением сам вырвал у себя зуб! «Всю операцию меня промучил — болел невыносимо», — говорит доктор и как ни в чём ни бывало удаляется. Эта своеобразная сцена – реальная история из жизни выдающегося русского и советского врача, главного хирурга Красной армии, основоположника отечественной нейрохирургии Николая Ниловича Бурденко. Врач от Бога, всю жизнь он был готов превозмогать собственную боль, лишь бы облегчить боль своим пациентам. Перенёс ранение, контузию, три инсульта. И каждый раз, едва восстановившись, снова спешил к операционному столу. «Если сдают физические силы, должна выручать сила нравственная», — говорил Бурденко.
Он едва не стал священником. По настоянию отца, у себя на родине, в Пензе, Николай Нилович окончил духовное училище и семинарию. Потом блестяще сдал экзамены в Петербургскую Духовную академию. И всё же не был до конца уверен в выбранном пути. Поэтому учиться в духовную академию так и не пошёл. В 1897 году Бурденко поступил на медицинский факультет Томского университета.
Вся его жизнь со студенческой скамьи и до последнего вздоха была посвящена лишь одному: лечить, помогать, облегчать страдания. Четверокурсником он бесстрашно бросился на борьбу с эпидемией тифа, свирепствовавшей тогда в Херсонской губернии. А в январе 1904 года отправился добровольцем на фронт – началась Русско-Японская война. Молодой фельдшер Бурденко не отсиживался в полевом госпитале.
Его постоянно видели на передовой, выносящим раненых прямо из-под пуль. На предостережения коллег отвечал: «Мы должны искать раненых, а не они нас». С войны Бурденко вернулся с солдатским Георгиевским крестом на груди. И горьким чувством, что спас далеко не всех, кого мог бы. «Под Мукденом потеряно 25 тысяч раненых — потому что на всю армию была только тысяча повозок», - писал он. На подобную проблему ещё в 19 веке обратил внимание знаменитый военный доктор Пирогов. Следуя его принципам, Николай Бурденко разработал особую систему транспортировки раненых с поля боя. Легкораненым оказывали медицинскую помощь на месте, а солдат с тяжелыми ранениями экстренно доставляли в полковой медицинский пункт, где производилась сортировка по виду ранения и оказывалась хирургическая помощь. Благодаря этой системе в Великую Отечественную войну под руководством Бурденко медикам удалось вернуть в строй 10 миллионов человек.
Коллега и ассистентка Николая Ниловича, врач Евгения Григорьевна Ландесман, вспоминала, что подчас Бурденко оперировал по 18 часов в сутки. Но и за стенами операционной находил в себе силы заботиться о ближних. Случайно узнав, что Евгения фактически голодает – военные годы были очень тяжёлыми – Бурденко, не принимая возражений, стал делиться с нею своим профессорским пайком. «Он был требовательным и строгим врачом. Но за этой строгостью все мы видели его любовь и сострадание к пациенту и человеку», —- вспоминала Ландесман.
Эти слова подтверждает ещё один любопытный случай. Однажды, после очередной лекции на медицинском факультете Московского университета у Бурденко пропала шуба. Доктор заявил в милицию. Вора быстро разоблачили - им оказался один из студентов. «Как же вы, будущий врач, могли так поступить?» — спросил у молодого человека Бурденко. Виновник раскаялся и признался, что на преступление его толкнула полуголодная студенческая жизнь — стипендия крошечная, а кроме неё средств к существованию нет.
Николай Нилович тут же отозвал своё заявление. И из собственных средств стал помогать студенту, пока тот не выучился и не стал высококлассным специалистом.
«Хирургия — дело всей моей жизни», — так говорил о своём призвании Николай Нилович Бурденко. Сегодня его именем названы несколько сложнейших хирургических методик, которые он лично разработал. Имя Бурденко носит Научно-исследовательский институт нейрохирургии и Главный военный клинический госпиталь в Москве, государственный медицинский университет в Воронеже, больницы и улицы по всей России.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Голос в церковном хоре. Ольга Кутанина

Как здорово, когда душа поёт и голос есть! В такие моменты хочется звучать громче. Пусть и люди, и Бог услышат! Только, чтобы звучать не просто громко, но и красиво, надо хорошо потрудиться.
Моя подруга поёт в церковном хоре. Тихо, осторожно, но чисто и аккуратно. Она всегда старается беречь общую гармонию. Однажды регент сказала ей: «У тебя идеальный второй голос. Он не выбивается, он прекрасно дополняет общее звучание. В любом хоре такой голос нужен».
Я очень люблю петь, но плохо умею. Никак не могу усовершенствовать свои навыки, полученные ещё в музыкальной школе. Времени, как говорится, нет, а желание есть.
Так и проходят мои дни без музыкальных занятий. Среди повседневных забот спою несколько молитв: перед едой и после, с утра и перед сном. Ещё с большим удовольствием мурлычу колыбельные детям на ночь. Сначала для них, а потом, как уснут, уже для себя продолжу.
Но самое чудесное — это петь в церковном хоре. Я даже год ходила на занятия для начинающих певчих при храме, пока время позволяло. В Литургии участвовала. И всё. Бросила. Опять некогда: родился еще один малыш. Затянули домашние хлопоты.
Навык пения в хоре снова был утрачен, но одну молитву — «Воскресение Христово» — у меня хорошо получалось исполнять. Это услышала знакомая в маленьком храме, который находится рядом с нашей дачей. И предложила мне помочь регенту-матушке на Литургии. Певчих мало, ещё один голос лишним не будет.
Как я обрадовалась! Снова есть возможность петь в храме — в доме Бога! И я запела. Звонко, решительно.
Только оказалось, что на занятиях для начинающих певчих, которые несколько лет назад посещала, я выучила совсем мало песнопений, да и те подзабыла. Поэтому знакомые фрагменты я пела громко, а сложные места пропускала: прерывалась, чтобы не портить общую картину. Это быстро приметил батюшка, у которого замечательный слух. Прислал к нам спросить: «Кто это там: то поёт, то не поёт? На полуслове обрывает?» Оказалось, что я. Мне тогда аккуратно намекнули, что пению в храме мне бы ещё подучиться. Предложили приходить на спевки.
Тем временем у нас появился ещё один малыш, опять стало трудно учиться. Моё певческое послушание в маленьком храме с маленьким хором закончилось.
Понимаю, надо работать дома, разучивать песнопения. Как только будет хоть малая возможность, постараюсь заняться. Я же это люблю!
И ещё мне стало ясно: если что-то умеешь плохо, то лучше сначала прислушаться, присмотреться к тому, как это делают другие, более опытные, люди. Горделиво выставлять свой голос и любоваться им ни к чему. «Там, где есть смирение, диавол не может пребывать», — говорит мой любимый святой Паисий Святогорец. Если терпеливо трудиться, развивать данный Богом талант, можно принести пользу и послужить Богу и людям.
Автор: Ольга Кутанина
Все выпуски программы Частное мнение
20 октября. О Божьем произволении и наших действиях

Во 2-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению».
О Божьем произволении и наших действиях — священник Николай Конюхов.
Сегодняшние слова апостола должны побудить нас не быть только лишь наблюдателями, но быть участниками. Святитель Иоанн Златоуст очень точно подмечает, что Бог видит в нас некое хотение, некое произволение сердца, что мы готовы к тому, чтобы послужить Богу, чтобы совершить некий, хоть маленький, но подвиг. И Господь тогда даёт нам и действия, Он даёт нам некие силы.
То есть Бог, Он не поддерживает такую, знаете, инфантильность или там безволие, когда мы сидим и ждём у моря погоды и говорим: «А почему это Господь мне не посылает новую работу? Или почему Он мне не даёт отношений?»
Может, потому что Он видит, что у тебя нет произволения в сердце, то есть у тебя нет желания, допустим, послужить? У тебя эгоистическое желание только себе что-нибудь забрать, и ты просишь себе мужа или просишь себе жену, а ты сам хочешь укрепить свой комфорт, а не в том, чтобы сделать человека более счастливым рядом с тобой. И это всего касается.
Поэтому нам важно не только ждать, что Бог придёт и за нас решит наши проблемы, что мы просто прочтём акафист, и вот сразу же после этого к нам кто-нибудь посватается или постучится работодатель и скажет: «Вот тебе суперработа, где ничего не надо делать, и огромная зарплата». Это не так работает. Бог видит наше сердце.
Если у нас возникает здоровое, взрослое чувство ответственности за свою жизнь и за свои отношения, если мы хотим потрудиться, если мы хотим выйти из зоны комфорта и пойти да сделать что-то действительно важное, то тогда Господь даст тебе и благодать, и сил, и супругу пошлёт.
Все выпуски программы Актуальная тема
20 октября. О жизни и подвиге святителя Ионы, епископа Ханькоуского

Сегодня 20 октября. День памяти святителя Ионы, епископа Ханькоуского.
О его жизни и подвиге — протоиерей Михаил Самохин.
Когда святитель Иона скончался от заражения крови в 1925 году, ему было всего 37 лет. Имя этого святого хорошо известно в русском зарубежье.
Подвижник милосердия и пламенный проповедник, он прошёл военным священником Первую мировую и Гражданскую войны. А на его духовную жизнь повлияло общение с оптинскими старцами и старцем Гавриилом Зыряновым из Седмиезерной пустыни.
После двух арестов вместе с беженцами в 1922 году отец Иона оказался в Китае, где его рукоположили епископом в Маньчжурию. Всего за три года владыка создал целую систему благотворительности: детский приют для 30 сирот, училище, бесплатную столовую, амбулаторию и аптеку.
До последних дней владыка оставался руководителем Международного комитета помощи детям-сиротам и нуждающимся, для которого сам собирал необходимые средства. Неожиданно рано владыка Иона ушёл из жизни.
Мы только начинаем узнавать о подвиге новомучеников, наших старших современников, явивших нам пример жизни и подвига ради Христа. И пример этот ценен тем, что жили эти угодники Божии совсем недавно, во многом сталкиваясь с теми же вызовами и обстоятельствами, что и мы.
Давайте же чаще вглядываться в их лица, которые сохранили для нас фотографии, и молиться перед их ликами, которые теперь изображены на святых иконах. Ведь именно новомученики особенно ярко напоминают нам, что святость — путь, к которому призван каждый из нас.
Все выпуски программы Актуальная тема