Изобретатель, русский военный инженер Фёдор Аполлонович Пироцкий создал трамвай на электрической тяге.
Идея оснастить трамвай так, чтобы им управляли с помощью электрической энергии, пришла в голову Фёдору Аполлоновичу в 1866 году в Киеве. Свои первые эксперименты Фёдор Аполлонович начал проводить после перевода на службу в Санкт-Петербург в 1874 году. 22 августа 1880 года на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка в Санкт-Петербурге электрический трамвай был впервые представлен публике. Вскоре из Германии к Фёдору Аполлоновичу приехали владельцы знаменитой компании Сименс — перенять опыт. Однако в России революционное изобретение Пироцкого, по разным причинам, стало действительно востребованным лишь спустя 12 лет.
Что вдохновило Фёдора Аполлоновича на создание такого вида транспорта?

Утром 22 августа 1880 года на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка в Санкт-Петербурге яблоку негде было упасть. Люди старались занять место поближе к мостовой, то и дело нетерпеливо поглядывали на часы. Ровно в полдень из ворот Рождественского вагонного парка выехала конка. Так называется трамвай, который по рельсам тянут лошади. Вздох изумления пронёсся по толпе. Все увидели, что вагон двигался сам! Лошадей не было! Он проехал некоторое расстояние, остановился, поехал назад, потом снова вперёд. Люди аплодировали. А на подножке первого в мире электрического трамвая стоял его изобретатель — русский военный инженер Фёдор Аполлонович Пироцкий. Он приветливо махал публике рукой и с улыбкой приглашал смельчаков стать первыми пассажирами невиданного доселе чуда техники.
До этого знаменательного дня трамваев на электрической тяге, таких привычных нам сегодня, попросту не существовало. Верхом прогресса была конка — трамвайный вагон, запряжённый лошадьми. Никому и в голову не приходило, что может быть по-другому. Никому, кроме Пироцкого. Идея оснастить трамвай так, чтобы он управлялся с помощью электрической энергии, пришла в голову Фёдору Аполлоновичу в 1866-м году, в Киеве. Он отправился на прогулку по центру города со своим другом — Павлом Николаевичем Яблочковым. Оба служили тогда в Печерской крепостной артиллерии Киевского гарнизона. Пироцкого и Яблочкова сразу же сплотила любовь к научной и изобретательской мысли. Но в тот день, прогуливаясь по Владимирскому спуску, они говорили о другом. «Скоро в городах жить будет невозможно, — качал головой Фёдор Аполлонович, глядя на плотное движение конок и экипажей по мостовой. — Телег и карет нужно всё больше и больше, а за лошадьми не успевают убирать. К тому же, вся мостовая разбита копытами...» «Полагаю, спасение в электричестве», — многозначительно ответил ему Яблочков. Что именно он имел в виду, будущий изобретатель лампочки тогда не уточнил. Но Пироцкий крепко задумался над его словами. Он обдумывал их без малого десять лет.
В 1874 году Фёдора Аполлоновича перевели на службу в Санкт-Петербург. Там, сначала на пустырях Волкова поля, а потом уже в пригороде северной столицы, под Сестрорецком, на заброшенном участке железной дороги, он начал свои первые эксперименты. Всё, начиная со списанного вагона конки, и заканчивая электрическими двигателями, генераторами и контроллерами, Пироцкий приобрёл за собственный счёт. Приборы по тем временам были редкие и весьма дорогие. Но инженеру никаких денег было не жалко для того, чтобы сделать жизнь соотечественников удобнее и комфортнее. И вот, наконец, однажды в утреннем выпуске «Петербургских ведомостей» жители столицы прочли заметку: «В Санкт-Петербурге, на Песках, на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка, господином Пироцким первый раз в России будет двинут вагон электрической силою...» Весь сентябрь 1880 года электроконка Пироцкого бесплатно катала всех желающих по небольшому, специально оборудованному участку рельсов. Новость об изобретении русского инженера облетела мир. Из Германии к Фёдору Аполлоновичу приехали владельцы знаменитой компании Сименс — перенять опыт. Через несколько месяцев братья Сименс запустили в Берлине первую пассажирскую электрическую трамвайную ветку. В России же революционное изобретение Пироцкого, по разным причинам, стало востребованным лишь спустя 12 лет. Вот почему Сименсов долгое время ошибочно считали первооткрывателями электротрамвая. Но сегодня точно известно: экологичный и уютный городской транспорт появился на улицах городов мира благодаря русскому инженеру и изобретателю Фёдору Аполлоновичу Пироцкому. Его именем назван сквер в Санкт-Петербурге, расположенный неподалёку от Дегтярного переулка — того самого места, откуда в первый свой путь в 1880 году двинулся электрический трамвай.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Поможем маленькому Дане сохранить зрение

Близнецам Даниилу и Владиславу Жарниковым по 4 года. Они без умолку болтают, любят гулять, лепить из пластилина, вместе изучать разные машины, смотреть мультики и просто радоваться жизни. Как любящие братья Даня и Влад друг друга поддерживают. У обоих малышей есть проблемы со здоровьем и порой им приходится непросто. Даня, например, не может нормально ходить, а ещё плохо видит.
Дело в том, что близнецы поторопились появиться на свет и первые полтора месяца своей жизни провели в больнице. «Размером с две мои ладошки, они лежали в кувезах с милыми вязаными игрушками в окружении трубок и приборов», - вспоминает мама. В год у обоих детей выявили двигательные нарушения, а у Дани ещё и проблемы со зрением. Однако с поддержкой и родительской заботой мальчишки развиваются и с любопытством изучают мир вокруг. Владислав уже умеет ходить и с удовольствием резвится на детской площадке, а Даня пока неуверенно стоит на ногах, но всё равно старается поспеть за братом. Ситуацию осложняет то, что Даниил плохо видит. Нарушение прогрессирует и, если не предпринять дальнейших действий, мальчик может и вовсе лишиться зрения.
Четыре раза в год Даня проходит курс лечения глаз, носит очки, но это не помогает. Ребёнку важно попасть на операцию. Её проводят в Москве и только платно. Семья Дани и Влада живёт в глубинке республики Татарстан и оплатить дорогостоящую процедуру самостоятельно не может. За помощью родители мальчиков обратились в фонд «Провидение». На его официальном сайте открыт сбор для Дани Жарникова, и у вас есть возможность его поддержать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«2-е воскресенье по Пятидесятнице, Всех святых в земле Русской просиявших». Священник Николай Конюхов
В нашей студии был клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в Москве священник Николай Конюхов.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Рим.2:10-16) и Евангельского (Мф.4:18-23) чтений во 2-е воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти Всех святых в земле Русской просиявших, преподобного Кирилла Белоезерского, апостолов Варфоломея (Нафанаила) и Варнавы, мучеников Александра и Антонины, Собора Дивеевских святых.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица
«Семейные ценности». Священник Александр Сатомский

Гостем программы «Семейный час» был настоятель Богоявленского храма в Ярославле священник Александр Сатомский.
Мы говорили о том, какие традиции и ценности важно сохранять и передавать в семье.
Разговор начинается с непростой темы — как дети воспринимают смерть, и почему для них важно не столько объяснение, сколько уверенность: смерть — не конец. Отец Александр делится личным: как сам в детстве пришёл к вере, как впервые исповедовался, как его бабушка молилась дома. И — почему Пасха, даже в советское время, оставалась торжеством.
Звучит мысль: не страшно ошибаться в воспитании, страшно — не быть настоящим. Даже в одной семье дети очень разные, и передать им веру можно только тогда, когда она жива в нас самих.
Говорим о библейской истории Каина и Авеля — о воспитании, ответственности и том, почему каждый человек отвечает на призыв Бога сам. Затрагиваются вопросы педагогики, доверия, примера.
И — о традициях: походы на кладбище, просфоры у бабушки, молчание дедов-фронтовиков о войне. Как это всё влияет на восприятие праздников и памяти. Почему вера — это не теория, а путь в настоящей жизни. И как из поколения в поколение передаётся главное — тихо, с любовью и верой.
Ведущая: Анна Леонтьева