Изобретатель, русский военный инженер Фёдор Аполлонович Пироцкий создал трамвай на электрической тяге.
Идея оснастить трамвай так, чтобы им управляли с помощью электрической энергии, пришла в голову Фёдору Аполлоновичу в 1866 году в Киеве. Свои первые эксперименты Фёдор Аполлонович начал проводить после перевода на службу в Санкт-Петербург в 1874 году. 22 августа 1880 года на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка в Санкт-Петербурге электрический трамвай был впервые представлен публике. Вскоре из Германии к Фёдору Аполлоновичу приехали владельцы знаменитой компании Сименс — перенять опыт. Однако в России революционное изобретение Пироцкого, по разным причинам, стало действительно востребованным лишь спустя 12 лет.
Что вдохновило Фёдора Аполлоновича на создание такого вида транспорта?

Утром 22 августа 1880 года на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка в Санкт-Петербурге яблоку негде было упасть. Люди старались занять место поближе к мостовой, то и дело нетерпеливо поглядывали на часы. Ровно в полдень из ворот Рождественского вагонного парка выехала конка. Так называется трамвай, который по рельсам тянут лошади. Вздох изумления пронёсся по толпе. Все увидели, что вагон двигался сам! Лошадей не было! Он проехал некоторое расстояние, остановился, поехал назад, потом снова вперёд. Люди аплодировали. А на подножке первого в мире электрического трамвая стоял его изобретатель — русский военный инженер Фёдор Аполлонович Пироцкий. Он приветливо махал публике рукой и с улыбкой приглашал смельчаков стать первыми пассажирами невиданного доселе чуда техники.
До этого знаменательного дня трамваев на электрической тяге, таких привычных нам сегодня, попросту не существовало. Верхом прогресса была конка — трамвайный вагон, запряжённый лошадьми. Никому и в голову не приходило, что может быть по-другому. Никому, кроме Пироцкого. Идея оснастить трамвай так, чтобы он управлялся с помощью электрической энергии, пришла в голову Фёдору Аполлоновичу в 1866-м году, в Киеве. Он отправился на прогулку по центру города со своим другом — Павлом Николаевичем Яблочковым. Оба служили тогда в Печерской крепостной артиллерии Киевского гарнизона. Пироцкого и Яблочкова сразу же сплотила любовь к научной и изобретательской мысли. Но в тот день, прогуливаясь по Владимирскому спуску, они говорили о другом. «Скоро в городах жить будет невозможно, — качал головой Фёдор Аполлонович, глядя на плотное движение конок и экипажей по мостовой. — Телег и карет нужно всё больше и больше, а за лошадьми не успевают убирать. К тому же, вся мостовая разбита копытами...» «Полагаю, спасение в электричестве», — многозначительно ответил ему Яблочков. Что именно он имел в виду, будущий изобретатель лампочки тогда не уточнил. Но Пироцкий крепко задумался над его словами. Он обдумывал их без малого десять лет.
В 1874 году Фёдора Аполлоновича перевели на службу в Санкт-Петербург. Там, сначала на пустырях Волкова поля, а потом уже в пригороде северной столицы, под Сестрорецком, на заброшенном участке железной дороги, он начал свои первые эксперименты. Всё, начиная со списанного вагона конки, и заканчивая электрическими двигателями, генераторами и контроллерами, Пироцкий приобрёл за собственный счёт. Приборы по тем временам были редкие и весьма дорогие. Но инженеру никаких денег было не жалко для того, чтобы сделать жизнь соотечественников удобнее и комфортнее. И вот, наконец, однажды в утреннем выпуске «Петербургских ведомостей» жители столицы прочли заметку: «В Санкт-Петербурге, на Песках, на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка, господином Пироцким первый раз в России будет двинут вагон электрической силою...» Весь сентябрь 1880 года электроконка Пироцкого бесплатно катала всех желающих по небольшому, специально оборудованному участку рельсов. Новость об изобретении русского инженера облетела мир. Из Германии к Фёдору Аполлоновичу приехали владельцы знаменитой компании Сименс — перенять опыт. Через несколько месяцев братья Сименс запустили в Берлине первую пассажирскую электрическую трамвайную ветку. В России же революционное изобретение Пироцкого, по разным причинам, стало востребованным лишь спустя 12 лет. Вот почему Сименсов долгое время ошибочно считали первооткрывателями электротрамвая. Но сегодня точно известно: экологичный и уютный городской транспорт появился на улицах городов мира благодаря русскому инженеру и изобретателю Фёдору Аполлоновичу Пироцкому. Его именем назван сквер в Санкт-Петербурге, расположенный неподалёку от Дегтярного переулка — того самого места, откуда в первый свой путь в 1880 году двинулся электрический трамвай.
Все выпуски программы Жизнь как служение
22 февраля. О сборнике святителя Димитрия Ростовского «Жития святых»

Сегодня 22 февраля. В этот день в 1705 году святитель Димитрий Ростовский закончил работу над «Житиями святых».
Об этом сборнике, содержащем 664 жизнеописания — протоиерей Максим Горожанкин.
Святитель Димитрий Ростовский предпринимает огромные усилия по составлению полного житийного свода. Надо сказать, что и до него такие попытки были, но ни одна из этих попыток не была завершена. И вот святитель Димитрий еще в сане иеромонаха приезжает в Москву и берет благословение у святейшего Патриарха Иоакима на это дело. Также он встречается с царем Петром. И обнадеженный, и царем, и с благословения Патриарха, он начинает трудиться. И трудиться он будет всю свою жизнь.
Мы сегодня говорим об окончании той работы, которая была издана, но святитель Димитрий до конца своих дней продолжает перерабатывать «Жития», и он готовил второе исправленное издание. Но смерть помешала ему осуществить задуманное.
«Жития святых» святителя Димитрия Ростовского были самой читаемой книгой в России. На русский язык жития переводит великий русский историк Василий Осипович Ключевский. И после Евангелия «Жития святых» были самой любимой книгой. И трудно переоценить то воспитательное значение, которое «Жития» святителя Димитрия оказали на наш народ.
Святителю Отче Димитрие, моли Бога о нас.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 февраля. О поминовении усопших

Сегодня 22 февраля. Вселенская (мясопустная) родительская суббота.
О поминовении усопших — священник Захарий Савельев.
Родительская Суббота для каждого человека уникальна тем, что он в этот день вспоминает своих усопших близких, которых больше, чем даже всех родственников ныне живущих. И, как мы с вами знаем, у Бога нет мертвых, у Бога все живы. И человек, который молится о своих близких, он не только вспоминает их, не только согревает себя добрыми воспоминаниями о родителях, о бабушках, дедушках, которые оставили этот мир.
Человек согревает реально души своих покойных сродников тем, что молится за них Богу. И тем самым и наши покойные сродники молятся за нас в Царствии Божьем. Ну, мы надеемся, что они в Царствии Божьем. И тем самым согревают наше сердце, нашу душу. И это важно для каждого из нас. И вот в таком мистическом, духовном состоянии, молясь за покойных сродников, веря в то, что мы согреваем душу своих покойных сродников, свои молитвы, и они молятся за нас, мы можем обрести посмертное общение с ушедшими близкими во Христе Иисусе.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 февраля. О творчестве художника Фёдора Васильева

Сегодня 22 февраля. В этот день в 1850 году родился русский живописец-пейзажист Фёдор Васильев.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
175 лет тому назад родился замечательный русский художник, ученик Шишкина Фёдор Александрович Васильев, проживший неправдоподобно короткую жизнь — 23 года. Отличаясь удивительной работоспособностью, тонкостью восприятия жизни, этот пейзажист заставил о себе говорить даже таких мэтров и меценатов искусства, как Павел Третьяков, охотно покупавший его картины. Когда вы смотрите на шедевры Васильева, вы понимаете, что он является одним из лучших представителей школы русского реализма. Точный мазок, тщательно выписанные детали и вместе с тем высокий романтизм, лиричность русских пейзажей, овеянных огромной любовью к натуре, к родине, препятствует вам отойти от картины, едва лишь вы только её увидели. Но вы всматриваетесь в изображение, и сердце ваше согревается, очаровывается, просветляется. Вот тайна настоящего русского классического искусства, ярким представителем которого был наш замечательный художник, столь рано ушедший за грань земного бытия!
Все выпуски программы Актуальная тема