
«Рокка меняет мир», студии Deutscher Filmförderfonds (DFFF), Filmförderungsanstalt (FFA), Relevant Film GmbH, Schleswig-Holstein Film Commission, Warner Bros. Film Productions Germany, режиссёр Катя Бенрат
— Ты что-то потерял?
— Боже, да ничего.
— Но ты же ищешь что-то.
— Ну да. Пустые бутылки.
— Пустые бутылки... И зачем же?
— Чтобы купить себе что-то поесть, а ты что подумала?
— Ты свой кошелёк дома что ли оставил?
— У меня нет ни кошелька, ни дома.
— Ах, вот в чём дело...
Одиннадцатилетняя девочка по имени Рокка не знает, что на свете есть бездомные люди. Которые ищут в мусорных ящиках остатки еды или пустые бутылки, чтобы сдать их и на вырученные деньги купить чего-нибудь съестного. Рокка вообще многого не знает: например, они никогда не ходила в обыкновенную школу, и у неё нет странички в социальных сетях. Зато она запросто может посадить самолёт и водит машину. А со взрослыми разговаривает на «ты». Необычная девочка словно прилетела с другой планеты. В сущности, это совсем не далеко от истины. Рокка родилась на Байконуре — в закрытом городе, где живут только сотрудники знаменитого космодрома, и космонавты. Отец девочки как раз и есть космонавт. Он родом из Германии, долгие годы проходил на Байконуре предполётную подготовку. И вот, наконец, отправился на орбиту. А Рокка поехала в Гамбург — к своей бабушке. Присматривать за ней на Байконуре стало некому — мама девочки умерла одиннадцать лет назад, когда Рокка появилась на свет.
Она очень самостоятельная и отважная — главная героиня фильма «Рокка меняет мир». Фрагмент из этой картины прозвучал в начале нашей программы. Лента немецкого режиссёра Кати Бенрат вышла на экраны в 2019 году и собрала немало наград. Среди них — премия Европейской киноакадемии в номинации «Лучший фильм», приз молодёжного жюри на Международном кинофестивале в Люксембурге и «Немецкая кинопремия» за лучший детский фильм. Впрочем, Катя Бенрат не уверена в том, что сняла именно детскую картину. «Рокка меняет мир» — кино для всех, считает режиссёр. «От нуля и до бесконечности» — так в шутку определила она возрастную категорию зрителей, на которую ориентировалась, работая над фильмом. Другими словами, можно смело смотреть его всей семьёй.
Лента получилась динамичной и увлекательной. Мне, признаюсь, она чем-то даже напомнила старый добрый советский сериал «Гостья из будущего». Правда, в фильме «Рокка меняет мир» нет погонь за космическими пиратами, да и вообще не так уж много фантастического. Зато есть жизнь с её проблемами и сложностями. Но Рокка не знает, что значит унывать. Она во всём умеет находить светлую сторону. И всегда улыбается: бездомному по имени Каспер, который становится её верным другом. Чиновнице из социальной службы, которая хочет отдать Рокку в приёмную семью. Ребятам из школы, в которую её записали в Гамбурге. И оказывается, что добрая улыбка порой решает проблемы намного эффективнее, чем беспокойство и суета. Многое вокруг меняется к лучшему.
Рокка живёт по простому принципу: она хочет, чтобы люди вокруг были счастливы. И поэтому протягивает руку всем, кому плохо и грустно. Девочке, которую одноклассники сделали изгоем. Бродягам, живущим под мостом. Несчастные, от которых люди всегда старались держаться подальше, недоумевают: почему эта девочка к ним добра? В фильме есть эпизод, где Рокку прямо об этом спрашивают:
— Зачем ты делаешь это?
— Не хочу, чтобы люди отводили свои взгляды. Если кому-то в жизни тяжело, нужно с этим что-то делать.
Кажется, Рокка прекрасно знает, что делать, когда у людей в жизни что-то идёт не так. И научит этому нас с вами, заразив своим оптимизмом. Так что собирайтесь у экрана всей семьёй и смотрите замечательный фильм режиссёра Кати Бенрат «Рокка меняет мир».
Все выпуски программы Домашний кинотеатр
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема