
Благотворительность, человечность, гармония, мораль, энтузиазм, достопримечательность, промышленность — трудно представить, что всех этих слов, таких обычных для каждого из нас, ещё в 18 веке в русском языке попросту не существовало. Кроме того, не только литературная, но и разговорная речь той эпохи была весьма сложна и витиевата. Например, Солнце могли назвать «светилом дневным» не только в поэмах или одах, но и в самой обыкновенной непринуждённой беседе. Приблизил русский язык к современному варианту, который привычен нам сегодня, Николай Михайлович Карамзин — русский литератор, переводчик и историк. Он первым в своих произведениях отказался от холодного «высокого штиля» в пользу более простого, обиходного и в то же время приятного и динамичного. Именно таким языком Карамзин написал труд всей своей жизни, которым прославился на века — многотомную «Историю государства Российского».
«Карамзин открыл для нас историю Отечества, как некогда Колумб открыл Америку», — говорил Пушкин. Александр Сергеевич посвятил Карамзину свою трагедию «Борис Годунов» и признавался, что материал для своего произведения черпал в его великом произведении. Сам Карамзин именовал свой труд «исторической поэмой». «История государства Российского» представляла собой не просто сборник фактов и дат. Это, действительно, была высокохудожественная историческая книга для самого широкого круга читателей.
История всегда увлекала Карамзина. Об этом он рассказывал в своём произведении «Письма русского путешественника», которое написал после трёх лет, проведённых в Европе. В Германии и Франции, сидя в полумраке знаменитых библиотек, он жадно вчитывался в старинные книги. Карамзин сравнивал европейскую историю с русской. И делал выводы: прошлое родного отечества ничуть не менее, а, пожалуй, и намного более интересно. Оно наполнено событиями и героями, о которых многое можно рассказать. «У нас был свой Карл Великий — князь Владимир. Свой Людовик XI: царь Иоанн. Свой Кромвель — Годунов», — писал Николай Михайлович. И тут же сетовал: «Больно только, что у нас до сего времени нет хорошей российской истории, то есть писанной с философским умом, с критикой, с благородным красноречием». Ситуацию нужно было исправлять, и Карамзин взялся за дело со всем рвением души.
Об этом свидетельствует письмо Николая Михайловича к своему другу, попечителю Московского университета, Михаилу Никитичу Муравьёву. «Работа занимает всю душу мою; могу и хочу писать историю, надеюсь управиться в 5-6 лет», — сообщал ему Карамзин. Однако, в общей сложности труд над «Историей государства Российского» занял у Карамзина практически всю оставшуюся жизнь — более двадцати лет. Карамзин «постригся в историки», — так шутили друзья Николая Михайловича. В его рабочем кабинете однажды побывал публицист Михаил Погодин. Он рассказывал, что обстановка, в которой трудился историк, была поистине затворнической. Голые стены, стол из грубых досок, несколько ветхих стульев.
Во время работы над книгой Николай Михайлович сделал несколько исторических открытий. Именно Карамзиным была найдена ныне знаменитая, а прежде неизвестная Ипатьевская летопись. Он же первым обнаружил уникальный памятник древнерусской литературы «Хождение за три моря» купца Афанасия Никитина. «Доселе географы не знали, что честь одного из древнейших описанных путешествий в Индию принадлежит России», — писал Карамзин.
Выход каждого тома становился событием. Книги раскупали, как горячие пирожки. «История Государства Российского» и сегодня остаётся самым настоящим бестселлером. Академик Андрей Сахаров однажды предположил, что причина такой популярности, не утихающей вот уже два века, заключается в огромной силе духовного воздействия на людей научного и художественного таланта Карамзина. Точно так же считал и современник Николая Михайловича, Николай Васильевич Гоголь. Он писал: «Имей такую чистую, такую благоустроенную душу, какую имел Карамзин, и тогда возвещай свою правду: всё тебя выслушает, начиная от царя и до последнего нищего».
Все выпуски программы Жизнь как служение
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О смелости пророчества Исаии

В 10-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне».
О смелости пророчества Исаии — священник Родион Петриков.
Почему апостол Павел называет эти слова Исаии смелыми? Потому что они переворачивают человеческую логику.
Нам привычно думать, что Бог открывается только тем, кто Его ищет, кто, так сказать, достоин. А тут всёсовершенно иначе. Господь Сам приходит к тем, кто даже не думал о Нём.
Это вызов религиозной гордыне. Это как если бы хозяин виноградника, вместо работников, которые трудились у него весь день, первым делом накормил бы случайных прохожих.
Но в этом и есть Евангелие: никогда око за око и зуб за зуб. Господь не ждёт, пока мы дорастём до Него. Он наклоняется к нам, как к детям.
Вот она, смелость Божьей любви.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О личности и трудах Ивана Глазунова

Сегодня 1 июля. В этот день в 1762 году родился издатель Иван Глазунов.
О его личности и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Когда он завершал свой творческий путь, в его багаже уже были сотни прекрасных, изданных с огромной тщательностью красивых книжных шедевров. По истории, искусству, литературе, свод законов Российской империи, за которые он получил золотую медаль на Владимирской ленте с подписью «За полезное» от самого государя-императора Николая Павловича I.
Иван Петрович Глазунов — пример неутомимого скромного труженика, который не гонялся за успехом и дешёвой популярностью, но целеустремлённо, с молитвой, со скромностью и вместе с добропорядочностью медленно шёл к тому успеху коммерческому, который сделал его лучшим российским издателем двух столиц.
И, поминая с любовью раба Божьего Иоанна, давайте обратим внимание на наш книжный шкаф и остановим свой взор на тех редких уже сейчас книгах, которые сопровождали нас в нашем детстве, отрочестве, были переданы нам с любовью нашими бабушками и дедушками.
Ибо всякая вещь, сработанная с вдохновением и молитвою, несёт в себе некую духовную силу, как, несомненно, это в отношении полезных, душеполезных книг, уже ныне составляющих раритет и украшение нашего жилища.
Все выпуски программы Актуальная тема