
Благотворительность, человечность, гармония, мораль, энтузиазм, достопримечательность, промышленность — трудно представить, что всех этих слов, таких обычных для каждого из нас, ещё в 18 веке в русском языке попросту не существовало. Кроме того, не только литературная, но и разговорная речь той эпохи была весьма сложна и витиевата. Например, Солнце могли назвать «светилом дневным» не только в поэмах или одах, но и в самой обыкновенной непринуждённой беседе. Приблизил русский язык к современному варианту, который привычен нам сегодня, Николай Михайлович Карамзин — русский литератор, переводчик и историк. Он первым в своих произведениях отказался от холодного «высокого штиля» в пользу более простого, обиходного и в то же время приятного и динамичного. Именно таким языком Карамзин написал труд всей своей жизни, которым прославился на века — многотомную «Историю государства Российского».
«Карамзин открыл для нас историю Отечества, как некогда Колумб открыл Америку», — говорил Пушкин. Александр Сергеевич посвятил Карамзину свою трагедию «Борис Годунов» и признавался, что материал для своего произведения черпал в его великом произведении. Сам Карамзин именовал свой труд «исторической поэмой». «История государства Российского» представляла собой не просто сборник фактов и дат. Это, действительно, была высокохудожественная историческая книга для самого широкого круга читателей.
История всегда увлекала Карамзина. Об этом он рассказывал в своём произведении «Письма русского путешественника», которое написал после трёх лет, проведённых в Европе. В Германии и Франции, сидя в полумраке знаменитых библиотек, он жадно вчитывался в старинные книги. Карамзин сравнивал европейскую историю с русской. И делал выводы: прошлое родного отечества ничуть не менее, а, пожалуй, и намного более интересно. Оно наполнено событиями и героями, о которых многое можно рассказать. «У нас был свой Карл Великий — князь Владимир. Свой Людовик XI: царь Иоанн. Свой Кромвель — Годунов», — писал Николай Михайлович. И тут же сетовал: «Больно только, что у нас до сего времени нет хорошей российской истории, то есть писанной с философским умом, с критикой, с благородным красноречием». Ситуацию нужно было исправлять, и Карамзин взялся за дело со всем рвением души.
Об этом свидетельствует письмо Николая Михайловича к своему другу, попечителю Московского университета, Михаилу Никитичу Муравьёву. «Работа занимает всю душу мою; могу и хочу писать историю, надеюсь управиться в 5-6 лет», — сообщал ему Карамзин. Однако, в общей сложности труд над «Историей государства Российского» занял у Карамзина практически всю оставшуюся жизнь — более двадцати лет. Карамзин «постригся в историки», — так шутили друзья Николая Михайловича. В его рабочем кабинете однажды побывал публицист Михаил Погодин. Он рассказывал, что обстановка, в которой трудился историк, была поистине затворнической. Голые стены, стол из грубых досок, несколько ветхих стульев.
Во время работы над книгой Николай Михайлович сделал несколько исторических открытий. Именно Карамзиным была найдена ныне знаменитая, а прежде неизвестная Ипатьевская летопись. Он же первым обнаружил уникальный памятник древнерусской литературы «Хождение за три моря» купца Афанасия Никитина. «Доселе географы не знали, что честь одного из древнейших описанных путешествий в Индию принадлежит России», — писал Карамзин.
Выход каждого тома становился событием. Книги раскупали, как горячие пирожки. «История Государства Российского» и сегодня остаётся самым настоящим бестселлером. Академик Андрей Сахаров однажды предположил, что причина такой популярности, не утихающей вот уже два века, заключается в огромной силе духовного воздействия на людей научного и художественного таланта Карамзина. Точно так же считал и современник Николая Михайловича, Николай Васильевич Гоголь. Он писал: «Имей такую чистую, такую благоустроенную душу, какую имел Карамзин, и тогда возвещай свою правду: всё тебя выслушает, начиная от царя и до последнего нищего».
Все выпуски программы Жизнь как служение
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема