
«Зачем человеку крылья?», студия Мосфильм, режиссёр Владимир Шамшурин
— Уважаемый Василий Лукич. Совет ветеранов Первой гвардейской дивизии приглашает вас на традиционную встречу. Она состоится 25 августа в городе Ельне. А тут вот ещё от руки приписано: дорогой дружище, приезжай. Может, это наша последняя встреча... Годы-то бегут!
Василий Лукич Иванов — фронтовик. В Великую Отечественную дошёл до Берлина. На память о тех временах остался у него в груди осколок вражеской гранаты. И воспоминания. Одним из них Василий Лукич делится при каждом удобном случае. Всё его родное село уже наизусть знает историю о том, как Иванов спас немецкую крестьянку — помог ей во время родов. Рассказ этот все вокруг воспринимают исключительно как анекдот. Смеются, не верят, называют Василия Лукича фантазёром. Из-за этой истории его даже прозвали Васей-акушером. На прозвище Иванов не обижается. Огорчает его совсем другое: вот уже много лет не может он вырваться на встречу с однополчанами. Всё дела, заботы. И вот, опять ему прислали приглашение. На этот раз Василий Лукич твёрдо решает ехать. Даже несмотря на то, что накануне узнал от врачей: осколок его начал двигаться. И теперь каждый день может стать для Васи-акушера последним.
С такой неутешительной новостью лицом к лицу оказался герой картины «Зачем человеку крылья». В начале нашей программы мы услышали фрагмент из этого фильма. На экраны он вышел в 1984 году, в преддверии 40-летия Победы. Снял его режиссёр Владимир Шамшурин. Он рассказывал, что сценарий попал к нему в руки случайно. И увлёк с первых же страниц. Главный герой — бесхитростный, добродушный, по-детски наивный — напомнил персонажей деревенской прозы из произведений Шукшина или Белова. Режиссёру захотелось воплотить на экране образ человека, для которого жить — значит делать людям добро. Бескорыстно, от всего сердца.
Для Василия Лукича, которого великолепно сыграл актёр Лев Дуров, помогать — так же естественно, как дышать. Каждый его день наполнен добрыми делами, которые он совершает как нечто само собой разумеющееся. Встретить на станции соседского родственника, съездить в райцентр за детской коляской для семьи односельчан — всё это для Васи-акушера не одолжение, а сама жизнь. И по-другому жить он не умеет. При этом разъезжает герой картины «Зачем человеку крылья» отнюдь не на автомобиле. У него другой экипаж — телега, запряжённая конём по кличке Женишок. Когда-то конь этот был колхозным. Потом конюшню вытеснил автопарк. И был бы Женишку прямой путь на скотобойню, если бы не Василий Лукич. Он поговорил с председателем, и взял коня себе. Этот факт отчего-то не давал покоя местному кляузнику Фёдору. Он без устали писал на Васю-акушера жалобы: мол, держит в личном хозяйстве колхозную скотину. Да ещё огороды на ней пашет для соседей. И коня у Василия Лукича решили отобрать. Ещё одна проблема накануне поездки на встречу фронтовиков! Раздосадованный, Иванов идёт к Фёдору. Между ними происходит напряжённый разговор.
— Огороды половине деревни кто вспахал?
— Так просят же люди!
— Мало ли, что просят! Ты меня не собьёшь! Знаю, что делаю! Понятно?
— Слушай. А чего ты живёшь всю жизнь ржавым крючком, а?
— Живу как умею. Я лишнего ничего не требую. Вот только, по правде чтоб!
— Так от твоей же правды всем тошно. Какая же это правда?
Правда самого Василия Лукича очень проста: делать так, чтобы людям жилось теплее, добрее, веселее. Ведь когда всем вокруг радостно, у тебя самого словно крылья за спиной вырастают. И даже известие о том, что в любой момент можешь умереть, не кажется таким страшным... Режиссёр Владимир Шамшурин тонко и психологично отразил внутренний мир главного героя фильма. Вася-акушер умеет видеть душу человека. Даже в кляузнике Фёдоре он пытается разглядеть её, хотя и сомневается, что у таких как он вообще есть душа. Да и что это такое — душа? Этим вопросом Василий Лукич задаётся едва ли не чаще, чем рассказывает о том, как принимал роды у немки. Кстати, его фирменная история в итоге получит очень неожиданное продолжение. А вот какое — мы узнаем, посмотрев фильм. И, думаю, что сможем ответить на вопрос, который режиссёр вынес в название своей картины: «Зачем человеку крылья?»
Все выпуски программы Домашний кинотеатр
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (15.12.2025)
Второе послание к Тимофею святого апостола Павла
2 Тим., 294 зач., II, 20-26

Комментирует священник Антоний Борисов.
История неоднократно демонстрировала, как самые светлые, возвышенные вещи могут, к сожалению, быть использованы для самых дурных, меркантильных целей. Таким инструментом служило и Священное Писание — Слово Божие, которое, будучи неверно истолковано, позволяло оправдывать различные преступления. Сегодня во время утреннего богослужения читается отрывок из 2-й главы 2-го послания апостола Павла к Тимофею, которое как раз использовалось для упомянутых, не слишком добрых задач. Давайте послушаем этот текст.
Глава 2.
20 А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении.
21 Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело.
22 Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца.
23 От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры;
24 рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым,
25 с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины,
26 чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю.
Прозвучавший отрывок некоторыми христианскими исповеданиями, тяготеющими к радикализму, понимается превратным образом. А именно — образ дорогих и дешёвых сосудов, использованный апостолом Павлом, с точки зрения этих людей, доказывает, что Господь якобы изначально одних людей предопределил ко спасению, а других к погибели. Таким образом, золотые и серебряные сосуды — праведники, которые таковыми стали фактически по принуждению Бога. А деревянные и глиняные сосуды, соответственно, — грешники, ставшие, в общем-то, невольной жертвой того же предопределения. Им уготована изначально самая печальная участь — и в земной жизни мучиться, и после смерти пребывать в адских мучениях. Почему? Потому что так якобы распорядился Бог.
Такая точка зрения не соответствует ни духу Священного Писания, ни христианской нравственности. Однако человек, как известно, стремится верить не в то, что истинно, а в то, что удобно. Например, английским колонистам в 17-м веке превратное толкование рассуждений апостола Павла позволило оправдать геноцид коренного населения Америки. Колонисты себя считали драгоценными сосудами Божиими, предопределёнными ко спасению, а индейцев — глиняными и деревянными горшками — которые не жалко и разбить. Толку-то от них?..
Но давайте посмотрим всё же на то, что на самом деле имеет в виду апостол Павел, когда рассуждает о двух типах сосудов. Он, с одной стороны, соглашается, что мы все рождаемся не в вакууме, стартовые позиции у нас действительно разные. Но это не означает, что существует не зависящая от человека предопределённость. Вовсе нет. Мы можем или улучшить то, чем обладаем, что нам дано. Или, наоборот, всё растерять, испортить, погубить. В этом и заключается свобода, дарованная нам Богом.
Апостол Павел прямо пишет, что сосуд драгоценный при неправильном использовании может превратиться в ёмкость, куда будут сливаться нечистоты. Сосуд же простой, наоборот, может чудесно переродиться, став вместилищем для самых ценных жидкостей. И апостол иллюстрирует свои размышления примером своего адресата — лица, которому изначально был направлен услышанный нами текст. Речь об апостоле Тимофее, еврее-полукровке, воспитанном бабушкой, т.к. он рос без отца. Для древних иудеев Тимофей был бастардом, то есть выродком. Для язычников — просто неудачником. Но апостол Павел в этом юноше, которого все считали (если использовать образ из послания) чуть ли не ночным горшком, разглядел чистое сердце, наполненное золотым светом любви к Богу и людям.
И Павел сделал всё, чтобы свет благодати внутри Тимофея разгорелся, и сам Тимофей стал драгоценным сосудом — примером для других христиан, их опорой и утешением. Что, в конечном счёте, и произошло. Но почему? Не потому, что так был изначально предопределено, а потому что и Павел, и Тимофей, каждый по-своему, усердно потрудились — стремились творить добро и уклоняться от тьмы пороков. И получается, что все мы (при всех имеющихся различиях) способны к удивительному преображению, которому Господь всячески способствует. Потому будем просить у Бога мудрости и сил. А в отношении других людей не станем спешить с выводами, определяя, из чего они сделаны — из золота или из глины. Чтобы не совершить досадных ошибок, способных лишить нас света благодати и превратить в никому не нужные черепки.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 127. Богослужебные чтения
Наверное, у каждого человека иногда возникает «картина счастья». Давайте послушаем 127-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, и поразмышляем о том, что есть счастье, и об его истоках.
Псалом 127.
Песнь восхождения.
1 Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его!
2 Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!
3 Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоём; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей:
4 так благословится человек, боящийся Господа!
5 Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей;
6 увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля!
Прозвучавший псалом — как маленькая икона счастья: дом, многодетная счастливая семья, виноградная лоза, оливковые ветви, общий стол, благоденствующий город. Но эта «идиллия» написана очень трезво: она вырастает не из удачи и не из «правильного тайм-менеджмента», а из одного корня — «страха Господня».
Псалом как бы обрамляется идеей «страха Божия» — и в начале, и ближе к середине речь идёт о благословении «боящегося Господа». Этот страх — не паника перед «карателем-Богом», а трепет перед Его величием и добротой. Любовь не отменяет такой страх, а преображает его: рабский ужас исчезает, остаётся дерзновение сына, который боится не наказания, а разрыва общения.
Мы сегодня из разных источников слышим о том, что страх — это плохо, страх — это «негативная эмоция», которую необходимо тщательно «проработать» у своего психотерапевта. Но едва ли мы скажем, что страх оступиться на краю обрыва — тоже «разрушительная сила» в человеке, и его надо мужественно преодолеть! Страх страху — рознь; и одно дело, когда страх становится «внутренним демоном» личности, подчиняя ему всю жизнь и отравляя её, — и совершенно другое дело, когда глубинное, трепетное переживание близости Бога, Его Любви и Правды оказывает выстраивающее — так и хочется сказать — «конституирующее» — действие на всего человека.
Современный мыслитель Бён Чхоль Хан говорит о том, что подлинная любовь живёт не «позитивными чувствами», а именно «негативностью отсутствия», ожиданием, обращённостью к тому, «чего ещё нет», и благодаря этому противостоит превращению другого в лишённый всякой тайны «товар». Страх Божий — как раз и есть признание радикальной инаковости Бога и готовность идти за Ним, Его непредсказуемым и неуправляемым путём, а не за своим комфортом.
Вот эта открытость навстречу Богу — с пониманием несоразмерности своего и Божественного масштабов — и есть, по мысли псалмопевца, главное условие, даже — гарант! — возможности всей картины счастья, так красочно и описанной в сегодняшнем псалме!
Псалом 127. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 127. (Церковно-славянский перевод)











