Таблица химических элементов — великое открытие Менделеева — хорошо знакома многим людям. Ее открытию предшествовала кропотливая работа ученого и даже то, что некоторые назвали бы чудом.
Знаменательная дата для российской науки — 1 марта 1869 года — именно в этот день Дмитрий Иванович Менделеев на бумаге зафиксировал периодическую систему химических элементов, которая и сегодня украшает кабинеты едва ли не любого вуза или школы в разных странах мира.
Какую же роль сыграл сон, в котором таблица предстала перед Менделеевым? Какое значение играл труд в жизни Дмитрия Ивановича, которого его современник, академик Зелинский, называл гением?
В рабочем кабинете химика Дмитрия Ивановича Менделеева царил творческий беспорядок. Обстановка свидетельствовала о серьёзной и напряжённой работе. Повсюду были разложены листки бумаги, а на них в аккуратные столбики выписаны латинские буквы и цифры. Зачёркнуты, снова написаны. На полях — заметки мелким почерком. На столе стояла полупустая чернильница, рядом с нею, чуть в стороне, лежало перо. А сам учёный тихонько дремал на диване. Вдруг он открыл глаза, вскочил, схватил перо и на первом попавшемся под руку клочке бумаги стал быстро что-то записывать. Было раннее утро. Химик перевернул лист настольного календаря: 1 марта 1869 года. Этот день принято считать датой открытия фундаментального научного закона мироздания — периодической системы химических элементов, известной во всём мире как «таблица Менделеева».
Известный факт о том, что великий учёный сделал своё главное открытие во сне, не совсем однозначен. О том, что химические элементы существуют в природе не хаотично, а находятся друг с другом во взаимосвязи и гармонии, Дмитрий Иванович, по его собственному признанию, впервые задумался ещё в студенческие годы. Затем в течение целых 20 лет Менделеев пытался найти универсальный принцип их систематизации. Наконец, учёному показалось, что он нащупал верный путь. В течение нескольких недель перед судьбоносным открытием химик практически не спал. Вот как сам Менделеев описывал этот процесс: «Я тасовал химические элементы. И в одно утро, проведя бессонную ночь, не раздеваясь, прилёг на диван в кабинете. Во сне мне совершенно явственно представилась таблица». Рассказывая эту историю, Дмитрий Иванович неизменно добавлял, что не видит в таких обстоятельствах ничего особенного. Он категорически отвергал идею о якобы «вещем сне». Просто на протяжении длительного времени был настолько глубоко погружён в работу, что мозг невольно продолжал анализировать информацию даже во сне, что вполне естественно, считал химик. К тому же, впоследствии свою таблицу он правил и дорабатывал. Но, так или иначе, периодическая система химических элементов Дмитрия Ивановича Менделеева произвела научный переворот и стала одной из основополагающих и всеобъемлющих концепций, без которой сегодня просто невозможно представить себе такие науки, как химия и физика.
Менделеев получил признание мирового учёного сообщества. Многие говорили, что после такого грандиозного открытия он может спокойно отойти от дел и отдыхать в своё удовольствие. Но Дмитрий Иванович возражал. «Покой в труде, ни в чём другом его не найти! — говорил химик. — Удовольствие пролетит — оно себе, труд оставляет след долгой радости — он другим». Менделеев никогда не гнушался никакой работы. Он часто вспоминал, как в молодости учительствовал в Одесской гимназии. Жалованье было маленьким, и чтобы прокормить семью, Дмитрий Иванович занялся... кожевенным делом. Мастерил портфели и чемоданы, и покрывал их специальным лаком, формулу которого разработал сам. Благодаря чудо-лаку изделия выглядели презентабельно и дорого. От заказчиков не было отбоя. Это ремесло на всю жизнь осталось для Менделеева любимым хобби — своим друзьям и знакомым учёный дарил собственноручно изготовленные чемоданы.
Загляните в любой научный институт, кабинет химии или физики в любой школе или вузе мира — и вы увидите там висящую на стене таблицу Менделеева. Учёные открывают всё новые химические элементы. Но принцип их классификации остаётся неизменным — таким, каким больше века назад его открыл великий русский учёный. Современник Менделеева, академик Николай Зелинский, называл Дмитрия Ивановича гением, отдавшим все силы служению своей стране и своему народу, прославившим нашу отечественную науку во всех концах земли.
Все выпуски программы Жизнь как служение
«Народные традиции пения и колядок». Анастасия Кузнецова
Гостьей программы «Вечер воскресенья» была хормейстер Государственного академического русского народного хора имени Пятницкого, музыкальный руководитель театра «Живая вода» Анастасия Кузнецова.
Наша гостья рассказала о том, как в ее жизни появилось увлечение хоровой музыкой, как в русских песнях сохраняется народная культура, а также поговорим о конкурсе «Поем колядки всем миром».
Ведущие: Игорь Цуканов, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
Снежинки по заказу. Елена Смаглюк
В тот декабрь практически не было снега. Приближались зимние праздники, а погода стояла совсем не зимняя. И тем не менее, наша семья готовилась отмечать Рождество Христово, поздравлять друг друга. У нас было хорошее настроение.
Как-то вечером мы с одной из дочерей, Любой, возвращались с покупками из магазина. Около дома мы встретили соседа Сережу. Я знала его с детства. Сережа был одноклассником моей старшей сестры.
У него с младенчества было очень слабое здоровье. Сергей часто и подолгу болел. Не смог окончить школу. Был необычным ребенком. Таким и остался. Большим ребенком в свои 45 лет. Не мог работать, жил с мамой.
Обычно, встречаясь на улице, мы с Сережей приветливо беседуем, обсуждаем последние новости, погоду, вспоминаем события из детства. Вот и в этот раз я начала разговор:
— Серёжа, — спросила я, — у тебя праздничное настроение?
— Нет — ответил он, — Лена, ну какое праздничное настроение у меня может быть, если я такой неказистый, совершенно никчёмный человек.
— Но может ты что-нибудь хочешь или о чём-то мечтаешь? — спросила я в надежде, что смогу чем-то его порадовать.
— А зачем мне мечтать, разве у таких, как я, могут исполняться желания? — печально сказал Сережа. Немного помолчал и добавил:
— Я бы очень хотел, чтобы пошёл уже наконец-то снег.
Мы замолчали. А буквально через мгновение Люба восторженно вскрикнула, показывая на рукаве снежинку. На наших глазах с неба посыпались красивые большие и пушистые хлопья снега. Мы все трое просто потеряли дар речи, Любочка прослезилась, а Серёжа просто смотрел в небо, на становящуюся белой землю и не мог поверить своим глазам.
Мы ещё немного прогулялись в тишине под этим чудесным снегопадом. И каждый, наверное, нашёл своё объяснение этому чуду. Ну а я точно знаю, что такие подарки может делать только любящий всех без исключения Отец Небесный.
Снежинки для Сережи — так мы с дочкой называем тот снегопад. Господь знает сердце каждого. И может утешить именно так, как человеку в тот момент нужно. Я хотела порадовать Сергея. Но Господь сделал это быстрее и гораздо лучше, чем я могла бы придумать. И вот, Сережа уже улыбается.
Те снежинки и для меня лично — большая радость и утешение. Я вспоминаю о них в моменты, когда чувствую себя самым недостойным человеком. Господь любит нас всех. Ведь каждый их нас — его чадо. Мне кажется, важно не бояться и не стесняться говорить Господу о своих мыслях, печалях, желаниях, мечтах, даже о самых наивных. И доверять Отцу Небесному, как доверяет ребенок.
Автор: Елена Смаглюк
Все выпуски программы Частное мнение
Сложная исповедь. Елена Смаглюк
Был период в моей жизни, когда на протяжении нескольких месяцев я испытывала сложность с подготовкой к исповеди. Во-первых, не хватало времени и сил, чтобы сесть и сосредоточиться на главном, на анализе своего внутреннего состояния. Во-вторых, в сердце не было ни то, чтобы раскаяния, я как будто и не видела в себе греха. Всё казалось не существенным, хотя в глубине души я подозревала, что мне есть, в чём каяться.
Приближался Рождественский пост, и я написала заметку в социальных сетях о том, насколько это важное время, что нужно сосредоточиться на подготовке ко встрече с Христом, иметь молитвенный настрой и постараться заглянуть во все уголки души.
В последний вечер перед началом поста в гости пришла подруга. Мы заварили чай. И мне очень захотелось Киевского торта. Это желание буквально завладело мною. Но его нигде в магазинах с доставкой еды не было. Бежать в магазин в соседнем квартале тоже не получалось, нужно было следить за детьмфи дома. В общем, шансов успеть съесть желанный торт до начала поста не оставалось.
Тут подруга мне говорит: «Ну что, завтра начинаем поститься?» И я сказала, как отрезала, резко сказала: «Не хочу пост!» Подруга удивилась. Говорит: «ты же сама только опубликовала текст о том, как важен пост!» А я снова, с еще большей дерзостью повторила: «А я не хочу пост! Не-хо чу!»
В момент, когда я произносила эти слова, совесть обличила. Как будто слышала внутренний голос: «не надо так». Но эта дерзость рвалась наружу!
На следующее утро я проснулась от резкой боли в животе. Через час меня увезла скорая. Диагностировали острый аппендицит. Срочно сделали операцию.
Первая мысль, которая у меня появилась: Бог наказал. Но она сразу же сменилась другой мыслью: Бог спас! Ведь воспаление уже началось тогда, вечером, когда я из-за торта устроила целую сцену дерзкого протеста против поста. Если бы я его тогда наелась, чем могло бы все закончиться?
Я приняла это испытание с благодарностью! Очень полезно было его пройти, чтобы увидеть в себе грехи дерзости, непослушания, чревоугодия и многие другие, о которых нашлось время подумать в больничной палате.
Господь как любящий отец не оставил меня в трудную минуту. Устроил всё так, чтобы я попала к замечательным врачам и выписали меня на удивление очень быстро. Господь уберег, исцелил и дал возможность исповедать свои грехи. А потом со спокойным сердцем пройти пост, чтобы радоваться светлому Рождеству Христову.
Автор: Елена Смаглюк
Все выпуски программы Частное мнение