
Фото: Kampus Production / Pexels
Жил на свете один восточный царь-падишах, который считал, что он достиг в жизни наивысшей мудрости, счастья и просветления. Целыми днями ездил он по своим владениям, и искал людей, чтобы поговорить с ними о смысле жизни и похвалиться своей мудростью.
И вот однажды проезжал этот правитель мимо сада и увидел за забором старика, сажавшего персиковое деревце.
Падишах велел остановить повозку, подошёл к старому садовнику и говорит:
— Удивляюсь я, старик, глядя на тебя. Твоя жизнь клОнится к закату, а ты продолжаешь трудиться. Ты ведь уже всё равно не дождёшься плодов этого дерева, так зачем же так стараться?
— Пусть я сам не дождусь, зато внуки мои дождутся, — ответил старик. — Наши предки трудились для нас, а мы должны трудиться для потомков.
— А, по-моему, это глупо, — сказал падишах. — Никто не оценит твоих трудов и даже не вспомнит о тебе. Лучше бы ты жил в своё удовольствие и поберёг последние силы.
— Моя работа приносит мне удовольствие и даёт мне силы, — сказал старый садовник. — Иначе я не занимался бы ей всю жизнь.
На обратном пути правитель снова проезжал мимо этого сада, и увидел старика, который старательно поливал вновь посаженное персиковое деревце.
Падишах велел остановить свою повозку и подошёл к старому садовнику.
— Что, старик, всё трудишься? — спросил он садовника. — А какой в этом смысл? Ну, знаю, знаю, ты скажешь: «Предки наши трудились для нас, а мы должны трудиться для потомков», но тебе-то до них какое дело? Какой смысл думать о прошлом, которое ушло во тьму, и о будущем, которое ещё не вышло из тьмы? Нам принадлежит только настоящее, и оно у тебя такое безрадостное.
Посмотрел старый садовник на падишаха, покачал головой, и вдруг смахнул со щеки слезу.
— Отчего ты плачешь? — спросил падишах. — Оплакиваешь свою жизнь?
— Нет, повелитель, я оплакиваю твою жизнь, — ответил старый садовник. — Мне очень жаль тебя. Ты не хочешь вспоминать прошлое — значит, оно у тебя такое, что лучше бы его вовсе не было. Ты не хочешь думать о будущем — значит, ты его боишься. Так что и твоему настоящему я не завидую.
Задумался падишах над ответом старого садовника. Может быть, и до сих пор ещё думает, так что некогда ему теперь хвастаться своей мудростью.
(по мотивам афганской народной сказки)
Все выпуски программы Пересказки
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности

Во 2-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа».
О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности — игумен Лука (Степанов).
Для ветхозаветного человека было очень важно понятие праведности. Эта праведность достигалась, по их убеждению, исполнением божественных повелений. Те установления, заветы, которые были заключены Богом с Израилем, были облечены в определённые запреты или предписания. И от исполнения их и надеялись иудеи получить свидетельство своей праведности и принадлежности к богоизбранному народу и к вечному царству грядущего Мессии.
А вот новозаветные времена объявляют другой закон праведности. Не могли ни ветхозаветные жертвы животных, ни наблюдение каких-либо дней, когда надлежало что-либо делать или чего-либо не делать, сообщить душе святость. И является эта возможность только во Христе Спасителе.
Вера во Христа и благодать, даруемая Им Его ученикам и верующим в Него, оказывается способной к преображению человека и, таким образом, сообщению ему подлинной праведности. Потому и слова апостола Павла отсекают, как уже бесполезные дела закона, и утверждают необходимым для человека веру в Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О почитании Калужской Иконы Божией Матери

Сегодня 15 сентября. День памяти Калужской Иконы Божией Матери.
О её почитании — священник Захарий Савельев.
Пресвятая Богородица изображена в момент чтения. И действительно, это особенный образ Божией Матери, ведь даже на этой иконе виден процесс чтения. И, в общем, этот образ являет собой наказ читать, наказ просвещаться и, самое главное, конечно же, молиться. То есть такое чудотворное изображение Престо-Богородицы учит нас и труду, и молитве.
В наше непростое время образ Престо-Богородицы посетил всю Калужскую землю. В самые тяжёлые моменты истории нашего государства этот образ защищал калужан. Это случалось и во время 1812 года. Во время холеры в конце XIX века этот образ Божией Матери также избавил Калугу от этого страшного поветрия.
И в наше сегодняшнее непростое время также Пресвятая Богородица своим молитвенным заступничеством и чудом, явленным в этом иконографическом изображении, не оставляет верующие сердца и, опять же, призывает нас всех молиться, трудиться и просвещаться.
Все выпуски программы Актуальная тема