
В горах Кастилии в небольшом городке жили три богатых и знатных сеньора. Один был жаден и скуп, другой — справедлив и очень строг, а третий славился своей добротой. Никто в городе не называл их по имени — у каждого было своё прозвище. Первого звали сеньор Скряга, второго — сеньор Справедливость, а третьего — сеньор Доброта.
Сеньор Скряга был таким скупым, что нередко носил свои сапоги под мышкой, чтобы не изнашивались подошвы.
Сеньор Справедливость был городским судьей. Он был так справедлив, что однажды приказал стражникам арестовать самого себя за то, что опоздал на судебное заседание.
А сеньор Доброта не мог спокойно пройти мимо чужого горя, и давал свои деньги каждому, кто их у него попросит.
Три сеньора были совершенно не похожи друг на друга, но иногда, как компаньоны, вместе вели дела.
Однажды в Кастилии выдался на редкость урожайный год, и сеньор Скряга придумал план, как на этом разбогатеть. Если закупить как можно больше пшеницы и продать её в соседней области, в Андалусии, где всё лето лили дожди, то можно получить хорошую прибыль. Сеньор Скряга подсчитал, что для закупки достаточного количества зерна каждому из троих нужно сложиться и внести в дело по двадцать тысяч песо — серебряных монет, а прибыль потом разделить поровну.
— Я готов вложиться в дело, — согласился сеньор Справедливость. — Ведь те, у кого в Андалусии нет хлеба, его получат. Это справедливо.
— И мне по душе предложение, — сказал сеньор Доброта. — По-моему, это доброе дело.
Три сеньора закупили пшеницы и отправились в разные области Андалусии, договорившись в условленный день встретиться в Мадриде.
Сеньор Скряга продавал пшеницу не в три, а в десять раз дороже, и получил много звонких монет.
— Какова у тебя прибыль? — первое, что спросил он, встретив в Мадриде сеньора Справедливость.
— Как и следует по справедливости, — спокойно ответил тот. — За что купил, за то и продал. Разве было бы честным наживаться на чужом горе?
— Тогда забирай обратно свои двадцать тысяч песо, и на мои барыши не рассчитывай, — рассердился сеньор Скряга. — А где же третий наш компаньон?
— Он сказал, чтобы мы его не ждали, — сказал сеньор Справедливость. — Я случайно встретил его в одном андалусском селении, где он даром раздавал хлеб голодным людям и сказал, что там он сейчас нужнее...
Выходит, один только сеньор Скряга остался в выигрыше? Но это смотря в чём измерять богатство. Для тех, кто сокровищем считает любовь и добрую память, ясно, что приобрёл его сеньор Доброта.
До сих пор, хотя прошли уже столетия, жители маленького городка в Кастилии собираются на рыночной площади и спрашивают друг у друга: «Вы случайно не слышали: скоро ли вернется сеньор Доброта? Кто же нас утешит и поможет в несчастье? Скорее бы он к вернулся».
(по мотивам испанской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (28.05.2025)
Деяния святых апостолов

Деян., 41 зач., XVIII, 22-28.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Если вы когда-нибудь выращивали помидоры, наверняка знаете: кроме хорошей рассады и питательной почвы, без одной важной, регулярно совершаемой процедуры, богатого урожая не видать!
Что это за процедура — напрямую связанная с отрывком из 18-й главы книги Деяний святых апостолов, который читается сегодня в храмах, — мы поговорим после того, как послушаем чтение.
Глава 18.
22 Побывав в Кесарии, он приходил в Иерусалим, приветствовал церковь и отошел в Антиохию.
23 И, проведя там несколько времени, вышел, и проходил по порядку страну Галатийскую и Фригию, утверждая всех учеников.
24 Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес.
25 Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново.
26 Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень.
27 А когда он вознамерился идти в Ахаию, то братия послали к тамошним ученикам, располагая их принять его; и он, прибыв туда, много содействовал уверовавшим благодатью,
28 ибо он сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос.
Конечно, вы догадались: в начале программы я говорил про процедуру удаления пасынков и подвязку. Если оставить расти растение без этого — оно быстро заполнит своей зеленью всё доступное пространство, может, появится небольшое количество плодов — но при правильном культивировании результат был бы несоизмеримо больше!
Книга Деяний рассказывает нам, как апостол Павел «проходил по очереди» разные страны, где уже проповедовал ранее, и — внимание! — «утверждал» учеников. В греческом тексте — это глагол ἐπιστηρίζω, который двусоставен: ἐπι- приставка «на-, поверх-, дополнительно»; στηρίζω — «ставить стойку, подпирать, фиксировать; укреплять». В нашем случае — подвязывать распустившиеся плети, формировать плодоносящую кисть. Или — аналог для технократов — «подтягивать гайки».
Апостол поступает очень схоже с тем, как делает грамотный огородник: однажды посадив семена веры, он не бросает их на произвол судьбы в небрежении, но через определённый срок появляется снова, чтобы «подрезать» излишнее, ненужное, «подвязать» ослабевшее, «перенаправить» запутавшееся. И так поступает не только сам апостол Павел — но и другие христиане: в сегодняшнем отрывке речь идёт также про Аполлоса из Александрии, ревностного проповедника, который, однако, представлял собой «неокультуренную» поросль веры. Акилла и Прискилла «принимают его» и не укоряют за невежество, не отказывают в общении, но очень точно, досконально, во всех подробностях разъясняют ему всё то, что было ему неизвестно или непонятно.
В завершение хочется поделиться вот какой мыслью. Всё живое — в том числе и вера — не может находиться всегда в одном и том же навеки вечные зафиксированном состоянии. Да что там живое — и гайки-то время от времени расшатываются! Значит, не стоит драматизировать ситуацию, когда мы видим, что в чём-то вера подослабла, появился избыточный «люфт» — не пугаться надо, а понять, что именно сделать, чтобы поставить надлежащие «подпорки» — и рост веры продолжится дальше!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Книга Иова — текст о встрече с Богом». Священник Дмитрий Барицкий

У нас в студии был преподаватель Московской духовной академии священник Дмитрий Барицкий.
Разговор шел о ветхозаветной книге Иова: как в этом произведении рассказывается о переосмыслении жизни и изменение отношения к Богу человека через страдания и внутреннюю работу.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных книге Иова.
Первая беседа со священником Александром Сатомским была посвящена особенностям текста книги Иова.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер