
Апостол Павел
Еф., 229 зач., V, 8-19.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Когда христианская проповедь распространялась во все доступные апостолам уголки мира, множество людей различных национальностей и культур откликнулись на эту проповедь. Вполне естественно, что все эти люди задавались одним и тем же вопросом: как им начать жить по-новому, как им быть достойными христианами. Апостолы старались и устно, и письменно давать ответ на этот вопрос, который, впрочем, не утратил своей актуальности, потому как те же самые недоумения постигают и современных христиан. Давайте послушаем отрывок из 5-й главы Послания апостола Павла к Эфесянам, и постараемся сделать кое-какие выводы. Этот отрывок звучит сегодня в храмах во время литургии.
Глава 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу
Как мы понимаем, очень многое зависит от самосознания человека. Если, к примеру, внушить человеку, что он ничтожен и ни на что не годен, то такой человек вряд ли станет пытаться чего-либо достичь в своей жизни, он попросту будет уверен, что какие-либо достижения — ему заведомо не под силу, ну а его призвание состоит в том, чтобы «плыть по течению». Можно представить и противоположное состояние, состояние уверенного в своих талантах человека, который пытается получить от людей и жизни всё то, что, как он полагает, должно ему принадлежать на основании его особой исключительности.
Конечно, оба эти примера — довольно радикальные, но они достаточны, чтобы понять первую мысль апостола Павла из этого отрывка: он напоминает христианам Эфеса, что когда-то, то есть до крещения, они были тьмой, а теперь они — «свет в Господе», следовательно, они должны поступать соответствующим образом, а именно — с благостью, праведностью и истиной. Слова апостола чем-то похожи на работу современных психологов, которые пытаются помочь человеку поверить в себя. Но есть и существенное отличие: христианство — это не психологическая установка, это жизнь по вере в Христа Спасителя и при содействии Духа Святого, но Дух действует лишь в тех, кто, осознавая своё великое призвание, уклоняется от греха.
Далее апостол Павел подробнее разъясняет, в чём конкретно выражается жизнь «чад света». Во-первых, во всём необходимо искать волю Божию, избегая при этом заведомо греховных действий. Во-вторых, он призывает действовать осторожно, то есть блюсти и свои чувства, и свой разум, и свой язык. От этих слов апостола берёт своё начало христианская аскетическая практика управления чувствами. Для современного человека само это словосочетание — «управление чувствами» — звучит парадоксально, причина понятна: массовая культура внушила нам, что чувства подобны стихийному бедствию, ими невозможно управлять, можно лишь молиться, чтобы стихия прошла мимо. Но христианские аскеты заметили, что это не так, чувства — это то, чем можно, а потому и должно управлять. У христианина не должно быть иных господ, кроме Бога, а потому все те движения души, которые являются следствием страстей, не достойны христианина, и их необходимо тщательно избегать, для этого необходимо научиться собой управлять.
Как это сделать? Ответ даёт, к примеру, книга «Невидимая брань» преподобного Никодима Святогорца, в которой есть соответствующий раздел — «Общие уроки об употреблении чувств», за этим разделом следуют главы об управлении языком, воображением и памятью. Суть управления чувствами состоит в их сознательном ограничении, или, иными словами, в сознательном их употреблении. Христианин призван к тому, чтобы уметь давать себе отчёт в том, что и с какой целью он делает. Причём касается это абсолютно всех сторон жизни. Если научиться поступать таким образом, то дни наши не пролетят напрасно, они будут наполнены смыслом, и тогда напоминание апостола Павла о том, что «дни лукавы суть» не будет напоминаем, адресованным нам.
Послание к Евреям святого апостола Павла

Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Евр., 306 зач., II, 11-18.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Каждый из нас, несмотря на наличие родственников и друзей, порой чувствует себя одиноким. Это не то одиночество, к которому мы, бывает, стремимся в конце рабочего дня, когда устали и хотим отдохнуть, но то глубинное чувство трагической отделённости от всех, которое тяготит одинаково и экстравертов, и интровертов, потому что, как известно, человеку нужен человек. Но есть ли у нас возможность как-то эту отделённость преодолеть? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й главы послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
11 Ибо и освящающий и освящаемые, все — от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря:
12 возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя.
13 И еще: Я буду уповать на Него. И еще: вот Я и дети, которых дал Мне Бог.
14 А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола,
15 и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству.
16 Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово.
17 Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа.
18 Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь.
Все традиционные религии знали разделение на сакральное и профанное, небесное и земное... Между этими сферами была пропасть, и люди должны были знать своё место. Однако после грехопадения в человеческих сообществах возникали разделения собственно человеческие. Казалось бы, это уж совсем абсурдно, ведь все люди одинаково подвержены голоду, жажде, болезням и смерти, все, как говорится, сделаны из одного теста. Но видимо, потомки тех, кто когда-то в раю захотели стать богами, уже не могли вести себя иначе. Стремление к превозношению и господству приводило к возникновению пропастей уже на земле, между, по сути, одинаковыми людьми. Как известно, доходило до того, что императоры называли себя земными богами, в то время как рабы считались живым имуществом.
И вот в мир, полный гордости, превозношения, разделений и несправедливости, приходит Тот, Кто никак не мог в него прийти. К этому не были готовы ни монотеисты иудеи, ни политеисты язычники. Если уж на земле границы между людьми практически непроходимы, что говорить о границе между земным и небесным. Бог не может так унизиться, не может реально войти в земную жизнь. Иудеи были готовы признать, что Он может говорить с пророками и, например, любить послушных и благочестивых людей. Язычники были готовы согласиться с тем, что боги для каких-то своих нужд могут казаться людьми и даже испытывать к некоторым из них какие-то чувства, но с тем, чтобы Бог любил всех, всем желал спасения и ради этого готов был стать настоящим земным человеком, согласиться не мог никто. Но именно об этом, совершенно поразительном и неприемлемом для обыденного сознания факте пишет апостол Павел в том послании, фрагмент которого мы только что услышали.
Итак, освящающий — то есть Христос, воплощённое Слово Божие, и освящаемые — то есть люди, все — от Единого Отца. Первый по предвечному рождению, а мы как сотворённые во времени. Однако единый источник позволяет Сыну Божьему без стыда называть нас братьями. Для иудеев и эллинов это было недопустимое унижение Бога, но для нас это проявление любви. Причем, если вспомнить, что на языке Писания «освятить» — это предать Богу, получается, что Сын Божий приходит для того, чтобы и нас вернуть к Небесному Отцу. Со Своей стороны Христос преодолевает пропасть между небом и землей, разделяет тяготы нашего существования, чтобы помочь нам на пути восхождения. Однако во всём этом есть одно условие, ведь оказывается, что нам преодолеть пропасть между землёй и небом можно, только преодолевая пропасти между людьми. Потому что Бог есть дух, Он вне пространственных ограничений и все пропасти создаются нами. С момента Его воплощения прошло две тысячи лет. Казалось бы, за это время мы могли бы измениться. Но дело в том, что для каждого из нас история начинается заново и каждый в своё время переживает встречу с Творцом и выбирает быть одиноким и углублять пропасти или ответить на призыв и учиться любви.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем папе забрать детей из приюта

Сергей вместе с пожилой мамой живут в одном из сёл Луганской области. У них свой уютный дом. Внутри просторно, тепло и светло, на полках бережно расставлены детские поделки, стены увешаны семейными фотографиями. На них запечатлены счастливые моменты жизни Сергея и его шестерых детей. На одном снимке младшая дочь Милана уснула в обнимку с собакой, на другом — мальчишки Илья и Богдан прячутся в шалаше, а вот ребята всей гурьбой обнимают бабушку...
Дети вместе с папой не живут уже довольно давно. Так вышло, что родители приняли решение жить отдельно. Но Сергей семье помогал и часто забирал детей к себе. В его сельском доме они с большой радостью проводили каникулы. Только вот уже полгода звонких детских голосов в этом доме не слышно. Всё потому, что дети находятся в приюте. Осенью 2024 года тяжело заболела их мама, женщину забрали в больницу и признали недееспособной, а ребят отправили в социальное учреждение. Официально в браке с Сергеем она не состояла, поэтому детей ему не отдали. Всё это время Сергей ездит по разным инстанциям и упорно добивается опеки над ребятами. Однако сперва ему нужно создать походящие условия для их возвращения. На последние сбережения мужчина купил новые кровати. Остаётся приобрести новую детскую одежду, одеяла, подушки и письменные столы. А самое главное — нужно сделать генетический тест, чтобы подтвердить отцовство. Это ускорит процесс оформления документов. Со всеми расходами многодетному отцу из Луганской области в одиночку не справиться.
Не так давно вместе с вами мы помогли воссоединиться семье из Тверской области. И сегодня у нас есть возможность сделать ещё один добрый поступок. Помочь Сергею и его детям можно на сайте фонда «Ясное дело».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Патриарх Сергий (Страгородский)». Глеб Елисеев

Гостем программы «Исторический час» был кандидат исторических наук Глеб Елисеев.
Разговор шел о жизни и служении Патриарха Сергия (Страгородского) в первой половине XX-го века — в одни из самых сложных лет для Русской Православной Церкви.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Патриарх Сергий (Страгородский)». Глеб Елисеев
- «Михаил Коронатович Бахирев». Дмитрий Володихин
- «Князь Юрий Никитич Барятинский». Дмитрий Трапезников
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов