
Апостол Павел
Еф., 229 зач., V, 8-19.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Когда христианская проповедь распространялась во все доступные апостолам уголки мира, множество людей различных национальностей и культур откликнулись на эту проповедь. Вполне естественно, что все эти люди задавались одним и тем же вопросом: как им начать жить по-новому, как им быть достойными христианами. Апостолы старались и устно, и письменно давать ответ на этот вопрос, который, впрочем, не утратил своей актуальности, потому как те же самые недоумения постигают и современных христиан. Давайте послушаем отрывок из 5-й главы Послания апостола Павла к Эфесянам, и постараемся сделать кое-какие выводы. Этот отрывок звучит сегодня в храмах во время литургии.
Глава 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу
Как мы понимаем, очень многое зависит от самосознания человека. Если, к примеру, внушить человеку, что он ничтожен и ни на что не годен, то такой человек вряд ли станет пытаться чего-либо достичь в своей жизни, он попросту будет уверен, что какие-либо достижения — ему заведомо не под силу, ну а его призвание состоит в том, чтобы «плыть по течению». Можно представить и противоположное состояние, состояние уверенного в своих талантах человека, который пытается получить от людей и жизни всё то, что, как он полагает, должно ему принадлежать на основании его особой исключительности.
Конечно, оба эти примера — довольно радикальные, но они достаточны, чтобы понять первую мысль апостола Павла из этого отрывка: он напоминает христианам Эфеса, что когда-то, то есть до крещения, они были тьмой, а теперь они — «свет в Господе», следовательно, они должны поступать соответствующим образом, а именно — с благостью, праведностью и истиной. Слова апостола чем-то похожи на работу современных психологов, которые пытаются помочь человеку поверить в себя. Но есть и существенное отличие: христианство — это не психологическая установка, это жизнь по вере в Христа Спасителя и при содействии Духа Святого, но Дух действует лишь в тех, кто, осознавая своё великое призвание, уклоняется от греха.
Далее апостол Павел подробнее разъясняет, в чём конкретно выражается жизнь «чад света». Во-первых, во всём необходимо искать волю Божию, избегая при этом заведомо греховных действий. Во-вторых, он призывает действовать осторожно, то есть блюсти и свои чувства, и свой разум, и свой язык. От этих слов апостола берёт своё начало христианская аскетическая практика управления чувствами. Для современного человека само это словосочетание — «управление чувствами» — звучит парадоксально, причина понятна: массовая культура внушила нам, что чувства подобны стихийному бедствию, ими невозможно управлять, можно лишь молиться, чтобы стихия прошла мимо. Но христианские аскеты заметили, что это не так, чувства — это то, чем можно, а потому и должно управлять. У христианина не должно быть иных господ, кроме Бога, а потому все те движения души, которые являются следствием страстей, не достойны христианина, и их необходимо тщательно избегать, для этого необходимо научиться собой управлять.
Как это сделать? Ответ даёт, к примеру, книга «Невидимая брань» преподобного Никодима Святогорца, в которой есть соответствующий раздел — «Общие уроки об употреблении чувств», за этим разделом следуют главы об управлении языком, воображением и памятью. Суть управления чувствами состоит в их сознательном ограничении, или, иными словами, в сознательном их употреблении. Христианин призван к тому, чтобы уметь давать себе отчёт в том, что и с какой целью он делает. Причём касается это абсолютно всех сторон жизни. Если научиться поступать таким образом, то дни наши не пролетят напрасно, они будут наполнены смыслом, и тогда напоминание апостола Павла о том, что «дни лукавы суть» не будет напоминаем, адресованным нам.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 121 зач., XVI, 17-24.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Часто от христиан можно услышать, что всё в мире идёт по Божьей воле и мы должны просто принимать её со смирением. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 16.
17 Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них;
18 ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных.
19 Ваша покорность вере всем известна; посему я радуюсь за вас, но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло.
20 Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами! Аминь.
21 Приветствуют вас Тимофей, сотрудник мой, и Луций, Иасон и Сосипатр, сродники мои.
22 Приветствую вас в Господе и я, Тертий, писавший сие послание.
23 Приветствует вас Гаий, странноприимец мой и всей церкви. Приветствует вас Ераст, городской казнохранитель, и брат Кварт.
24 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.
Человек — существо, мятущееся между двух противоположностей. С одной стороны, мы хотим поступать самостоятельно, принимать свои собственные решения, быть свободными. С другой, довольно часто и, вероятно, даже неосознанно, мы оправдываемся и, разводя руки, говорим: так сложилось, это просто объективная реальность. Конечно, бывают ситуации, в которых от нас ничего не зависит, но зачастую и особенно в ситуации человеческого общения очень важным оказывается не только то, что с нами происходит, но и то, чего мы хотим, какую цель мы ставим выше других, чему готовы подчинить всё остальное. Помню, как в школе я поссорился с одноклассником. Но когда наш общий друг оказался в беде, ссора была тут же забыта, потому что помощь ближнему оказалась для нас выше причины конфликта. Мы не стали разводить руками и говорить: извини, мы поссорились и здесь уже ничем не поможешь. Так произошло, что человеческие эмоции взяли верх, но внутренне стремление к миру у нас было... Внешние обстоятельства лишь подтолкнули к тому, чего на самом деле желало сердце и чему противилась гордость.
В сегодняшнем чтении, представляющем из себя последние строки послания к Римлянам, апостол Павел предостерегает учеников от тех, кто производит разделения. Во время своей проповеди Спаситель многократно в разных словах и выражениях призывал учеников к единству. Причём, не просто какому-то поверхностному, основанному на эмоциях, но единству духовному, почему в качестве примера Он указывал не на какую-нибудь земную общность, но говорил о Своём единстве с Отцом Небесным. И, конечно, это значит, что разделения и конфликты, о которых предупреждает апостол Павел, — не просто одна из возможных проблем, но центральная проблема для учеников, потому что она противоречит учению Христа в самой его сути. Спаситель призывал апостолов к любви, и они проповедовали Его учение по всей вселенной. Однако нашлись люди, которые так же приходили в общины, как ученики Христовы, но вносили в них дух противоречия и раздора. Апостол подчёркивает, что таковые не служат Господу, но напротив обольщают учеников.
Но тут у нас может возникнуть вопрос: что делать, если разделение неизбежно? Например, если речь идёт о ереси или смертных грехах, веди и сам апостол считал невозможным с ними мириться. Из жизни самого апостола видно, что бывают ситуации, в которых верность Христу предполагает разделение с людьми. Например, с людьми, искажающими веру и нравственную жизнь. Но важным оказывается не только и даже не столько это. Да, есть люди, поведение которых противоречит воле Божией. Да, иногда мы не можем находиться с ними в мирном общении. Но самое важное — это наше собственное желание добра. Обстоятельства могут быть разными, но мы не можем, ссылаясь на них, говорить, что в разделении есть благая воля Творца, не можем радоваться вражде. Наоборот, несмотря ни на какие обстоятельства, желанием нашего сердца всегда должно быть единство в мире и любви.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Российский флот после Русско-Японской войны». Александр Музафаров

Гостем программы «Исторический час» был старший преподаватель Университета имени Разумовского Александр Музафаров.
Разговор шел о возрождении российского флота между Русско-Японской и Первой Мировой войнами и об удивительных людях, возрождавших и развивавших флот в этот сложный период.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Путь иконописца». Александр Чашкин

Гостем программы «Вечер воскресенья» был художник-иконописец Александр Чашкин.
Мы говорили с нашим гостем о его пути к вере, о приходе к иконописи после встречи с архимандритом Зиноном, а также о том, почему церковное искусство стало значимой частью его жизни.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья