Деян., 28 зач., XI, 19-26, 29-30.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. У меня есть друг на приходе, который — не поверите! — своими руками построил яхту. Самую настоящую — с огромной мачтой для паруса, местом для сна, всеми прочими необходимыми удобствами! И всё — своими руками! Когда яхта уже обрела вполне «корабельный» вид, в воздухе повис вопрос: а как назвать-то? Оказалось, подобрать имя для такого «детища», дело ой какое непростое! Почему-то сразу вспомнился мультфильм «Капитан Врунгель» — помните, как названная «Победой» гоночная яхта, очень быстро сменила название на «Беду» — вот уж точно, чего не хотелось бы получить!
Сегодня в православных храмах за богослужением читается отрывок из 11-й главы книги Деяний святых апостолов, в котором повествуется о том, как и почему последователи Иисуса подобрали себя имя христиане. И в этом процессе — как, впрочем, и в любом подбирании имени — есть свои неочевидные секреты. Давайте внимательно послушаем!
Глава 11.
19 Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев.
20 Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса.
21 И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу.
22 Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию.
23 Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем;
24 ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры. И приложилось довольно народа к Господу.
25 Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию.
26 Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами.
29 Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее,
30 что и сделали, послав собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла.
Казалось бы, в названии самих себя «христианами» на первый взгляд нет никакой интриги. Последователи Будды — буддисты, Магомета — магометане, Зороастра — зороастрийцы и так далее. Но если мы внимательно слушали чтение, несложно было заметить: речь вообще не идёт об учении как таковом: похоже, ранних христиан куда больше волновали другие вопросы, из иной области. Наиболее ярко это выражено в одном из стихов: «И была рука Господня с ними». Что это значит — и какая связь с именованием «христианами»?
Приведу такой пример. Ещё в конце 90-х годов, затеяв стройку дома, мне пришлось обивать пороги разных инстанций для получения разрешений. Дело не клеилось, и я был на грани отчаяния. Все словно ополчились против меня: любая мелкая ошибка в документах или просто неточность оказывались критическими. И тут случайно вдруг я узнаю, что один из прихожан моего храма работает на небольшой, но административной должности в мэрии. Он с радостью вызвался помочь — и тут я на деле понял, что значит «невидимая рука» за твоей спиной! Те же самые люди вдруг стали предупредительно-учтивыми, сами были готовы внести любые нужные изменения, уже не я бегал от одной двери к другой, но большая часть работы делалась ими самостоятельно. И тут-то я глубоко выдохнул: мои мытарства закончились!
«Рука Господня», о которой говорится в книге Деяний, — нечто несоизмеримо большее, чем протекция члена администрации: речь идёт о реальной близости Христа, Его постоянном живом участии в буднях раннехристианских общин в разных местах. Именно это и было самым ярким событием в жизни тех, кто уверовал в Иисуса как Мессию и Спасителя. Христос для них не был «источником вероучительных и нравоучительных истин» — Он Сам был «путём, истиной и жизнью» — ежедневно подтверждая Свою близость, Свою доступность, очевидность действия Его Святого Духа в уверовавших. И эти люди чётко осознавали: если Христос постоянно с ними — как ещё называться, как не — Христовыми, то есть — христианами?
Христианин — это не тот, кто вызубрил наизусть катехизис и знает ответы по нему на любые вопросы. Христианин — это тот, кто на собственном опыте познал, что такое — «рука Господня» с тобой — рука, которая не всегда бывает только нежной и ласковой, но бывает и строгой, наказующей и вразумляющей!
Помогать Благотворительной клинике и бездомным людям
Григорий из Санкт-Петербурга в прошлом бизнесмен. Восемь лет назад под Новый год его жизнь круто изменилась. Мужчина потерял работу, деньги, дом и оказался на улице.
«Моя история про то, как резко всё может поменяться, — рассказывает Григорий. — Однажды летом я выходил из ресторана и, проходя мимо бездомного человека, пнул его ногой. И ещё добавил: „Что тут расселся? Иди работай!“. И когда спустя пару лет я замерзал у метро и просил у прохожих деньги на проезд, а все шли мимо, я очень отчетливо вспомнил эту историю».
В один из дней, между поисками жилья и заработка, Григорий набрёл на маленький храм под Петербургом. Там он встретил женщину, которая рекомендовала ему поехать в посёлок Вырица, в Ленинградской области. Так мужчина оказался в Серафимо-Вырицком монастыре, где обрёл кров и поддержку. То, что с ним произошло, полностью изменило его взгляды на жизнь. Теперь дни Григория наполнены смыслом, верой и помощью ближним.
Сегодня он трудится в монастыре, выполняя разные послушания, работает в строительной сфере и помогает Благотворительной больнице. Это место, где бесплатно принимают пациентов, у которых нет дома, денег или документов. Им перевязывают раны, проводят обследования, выдают лекарства и в целом помогают выбраться из трудной ситуации.
Григорий всегда готов здесь что-то починить или решить другие важные задачи. Кроме этого, он не оставляет без внимания и людей, оказавшихся на улице — при случае накормит и направит за поддержкой в Благотворительную больницу.
Если вы тоже, как и Григорий, хотите помогать проекту и людям, попавшим в беду, переходите на сайт Благотворительной больницы — заполните анкету волонтёра или сделайте любой денежный перевод: https://charityhospital.ru/donate/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Послания апостола Павла к Ефесянам и Колоссянам». Прот. Андрей Рахновский
У нас в студии был настоятель храма Ризоположения в Леонове протоиерей Андрей Рахновский.
Разговор шел о посланиях апостола Павла к Ефесянам и Колоссянам: как они были написаны и как в них формулируется учение о Христе и Церкви.
Все выпуски программы Светлый вечер
Бугабашская икона Божией Матери
В конце девятнадцатого века русский солдат Тит Петрович Табаков возвращался с ратной службы домой. Он держал путь в родное село Бугабашево Уфимской губернии, сейчас это республика Башкортостан. По дороге благочестивый воин посетил Седмиозерную пустынь в восемнадцати верстах от Казани. Тит помолился перед хранящимся здесь чудотворным списком Смоленской иконы Богородицы. Это образ, написанный в традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница.
На память о богомолье солдат решил взять камень из монастырского озера. Он подобрал со дна булыжник, похожий на каравай хлеба. Но, устав в пути, выбросил тяжёлую ношу. И неожиданно ослеп! Служивый на ощупь нашёл камень, вновь положил в свою суму, и зрение вернулось к нему.
Происшествие много лет не давало покоя Титу Петровичу. В 1900 году он отправился с односельчанами крестным ходом к целебному источнику в башкирское село Николо-Берёзовка. И взял удивительный камень с собой в паломничество. Придя к роднику, богомолец окунул булыжник в святую воду, а когда достал, то увидел на нём очертания Смоленской иконы Божией Матери. Тит рассказал о случившемся Уфимскому епископу Антонию (Храповицкому) и показал камень. Владыка пригласил каменотёса и попросил высечь по намеченному контуру объёмный образ Божией Матери.
Новоявленная икона вскоре прославилась чудотворениями. По благословению владыки Тит Табаков пожертвовал деньги на обустройство в родном селе женской монашеской обители. В 1902 году в Бугабашево освятили храм в честь Смоленской иконы Божией матери. Монастырь стал называться Богородице-Одигитриевским. Высеченный на камне образ Пречистой Девы стал главной его святыней.
После революции 1917 года обитель в Бугабашево разорили безбожники. Но рельефную икону Царицы Небесной верующие сохранили. И вернули в монастырь, когда он вновь стал действующим в 2007 году. Ежегодно 10 августа в Богородице-Одигитриевском монастыре проходят торжества, посвящённые чудотворному Бугабашскому образу Божией Матери.
Все выпуски программы Небесная Заступница