Псалом Давида.
1 Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей,
2 но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!
3 И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.
4 Не так - нечестивые, [не так]: но они - как прах, возметаемый ветром [с лица земли].
5 Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники - в собрании праведных.
6 Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.
12 июня. О последствиях делания зла

В 1-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое».
О последствиях делания зла — священник Захарий Савельев.
Когда мы совершаем злые поступки, мы сеем зло в своём разуме, в своём сердце, в своей душе. Нельзя не совершить зла вообще. Единственный, кто не совершил греха, — это Господь Иисус Христос. Поэтому через опыт радости, через опыт тесноты проходим мы все.
Но просто в определённый момент, в решительный момент, в решающий, мы с вами должны выбрать то направление, о котором говорит апостол Павел,то есть быть светлыми, быть радостными, быть добрыми, быть отзывчивыми.
А скорбь и теснота — удел людей, которые совершают злые поступки, и вот эти последствия их нагоняют. Господь так устроил духовный закон, что, когда мы делаем плохо одному человеку, на самом деле мы делаем хуже себе.
Мы все взаимосвязаны, и человечество — это действительно в каком-то смысле два тела: тело греха и тело Христово. Вот когда мы в теле Христовом, мы в церкви, тогда мы ограждены от зла, которое на самом деле мы на себя и направляем, совершая неугодные поступки.
И в то же время, когда мы находимся вот в состоянии греха, мы, как правило, смотрим на тело Христово,мы смотрим на церковь, мы смотрим на святость людей, и она нас привлекает к себе. Поэтому каждый человек в определённой ситуации находится перед выбором. Апостол Павел предвещает нас, пророчествует о скорби и тесноте, если мы совершаем злые поступки.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июня. О духовном пути нашей страны

Сегодня 12 июня. День России.
О духовном пути нашей страны — протоиерей Андрей Ефанов.
История нашей Родины, России, неразрывно связана с православием. От равноапостольного крестителя Руси, князя Владимира, и до нынешних времён Россия всегда существовала с идеей Святой Руси. И даже годы коммунистического богоборчества не смогли лишить русский народ этой национальной идеи.
Мы живем в многонациональной и многоконфессиональной стране, но это многообразие должно лишь консолидировать усилия каждого гражданина трудиться на благо Отчизны, невзирая на все внешние усилия, направленные на то, чтобы разобщить нас, посеять раздор и смуту в обществе.
Вера в то, что Господь непременно поможет нам, должна укреплять нас, давать силы на каждый шаг, сделанный в патриотическом порыве. Мы вместе —сила, потому что с нами Бог.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Рим., 81 зач., I, 28 - II, 9.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Христос говорит в Евангелии: «не судите, да не судимы будете». Но как научиться не осуждать других людей? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 1-й и 2-й глав послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
28 И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства,
29 так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия,
30 злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям,
31 безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы.
32 Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют.
Глава 2.
1 Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же.
2 А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела.
3 Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и (сам) делая то же?
4 Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?
5 Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога,
6 Который воздаст каждому по делам его:
7 тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, жизнь вечную;
8 а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, ярость и гнев.
9 Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина!
Довольно странный отрывок только что прозвучал. Странный потому, что апостол Павел в нём словно противоречит самому себе. Начинает он с того, что довольно жёстко обличает людей, которые живут по своим страстям. Он приводит целый список очевидных пороков, которым были подвержены язычники. Перечисляет поступки и состояния, которые в иудейской традиции считались проявлением низменной природы человека. При этом Павел не только констатирует то, что язычники одержимы грехом, он, по сути, произносит над ними суд: «делающие такие дела достойны смерти», — говорит он. Однако, что мы видим во второй части? Павел начинает с того, что предостерегает своих слушателей выносить суд над каким-бы то ни было человеком. «Неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого», — утверждает он.
Всё оказывается на своих местах, если учесть, что Павел обращается в этом отрывке к иудеям. Они не без основания были уверены, что у них особые, привилегированные отношения с Богом. Они были уверены, что их Бог будет судить не так, как язычников. Как говорится в книге Премудрости Соломона, «их (то есть, иудеев) Ты испытывал, как отец, поучая, а тех (то есть, язычников), как гневный царь, осуждая, истязал». Эта мысль была доведена иудеями до абсурда. Творец будет судить язычников, иудеев же Он будет защищать, утверждали они. Это давало им основания осуждать других за то, в чём они и сами были повинны.
Вот именно от этих предрассудков Павел и предостерегает своих адресатов. Он объясняет им, что нельзя злоупотреблять любовью и милостью Бога. Превращать особые с Ним отношения в повод для вседозволенности в поведении и превозношении над другими. Если иудей грешит, то он точно такой же грешник, как и язычник. И судить их Бог будет одинаково. Учитывая не их расовое происхождение, но в первую очередь их образ жизни.
Предостережение, которое касается всякого. Мы обретаем спасение не в силу своего происхождения или принадлежности к той или иной социальной группе. Из начальных слов прозвучавшего отрывка следует, что спасается тот, кто постоянно заботится о том, чтобы иметь Бога в разуме. Греческий оригинал можно ещё перевести как «старается познавать Бога». То есть тот, кто фокус своего внимания непрестанно держит на Творце, на поиске Его воли и на исполнении Его евангельской заповеди о любви и бескорыстном служении близким. Как только эта сосредоточенность пропадает, наше сердце темнеет. В нём появляется страх, корень всех грехов. Душа погружается в мрачные состояния, в ней начинают разрастаться страсти. И это всё происходит незаметно для нас самих. Мы становимся тревожными, раздражительными, начинаем судить окружающих за то, что делаем сами. Внешне мы можем выглядеть довольно порядочными людьми. Однако внутри мы будем испытывать, как сегодня говорит апостол Павел, скорбь и тесноту. Само по себе это уже наказание и осуждение.
А потому, дай же нам, Боже, не отвлекаться от Тебя. Держать Тебя постоянно перед своим мысленным взором. Чтобы лишь Ты находился в центре нашей жизни. А мы, благодаря этому, приобретали постоянство в добре, а вместе с этим уже здесь на земле обрели бессмертие души и жизнь вечную.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов