
Деян., 20 зач., VIII, 26-39.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Все христиане знают, что нужно регулярно читать Священное Писание. Однако между этим знанием и самим чтением огромный зазор, а потому на исповеди священники постоянно слышат упоминание одного и того же греха: люди каются в том, что они не читают Писание, а если и читают, то мало и редко. Как же приучить себя к чтению Слова Божия? Давайте попытаемся дать ответ на этот вопрос после того, как послушаем отрывок из 8-й главы книги Деяний святых апостолов. Этот отрывок звучит сегодня во время литургии в православных храмах, и центральное место в нём занимает рассказ о чтении одной из книг Ветхого Завета.
Глава 8.
26 А Филиппу Ангел Господень сказал: встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста.
27 Он встал и пошел. И вот, муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения,
28 возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исаию.
29 Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице.
30 Филипп подошел и, услышав, что он читает пророка Исаию, сказал: разумеешь ли, что читаешь?
31 Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня? и попросил Филиппа взойти и сесть с ним.
32 А место из Писания, которое он читал, было сие: как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих.
33 В уничижении Его суд Его совершился. Но род Его кто разъяснит? ибо вземлется от земли жизнь Его.
34 Евнух же сказал Филиппу: прошу тебя сказать: о ком пророк говорит это? о себе ли, или о ком другом?
35 Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе.
36 Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься?
37 Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий.
38 И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его.
39 Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь.
В наши дни иудаизм — это религия евреев. Иудеи не пытаются привлекать к себе кого-либо иного, по этой причине нам неизвестны иудейские миссионеры, действующие, скажем, в юго-восточной Азии или же в Центральной Америке. Однако иудаизм далеко не всегда был таким, каким знаем его мы, и свидетельство тому — только что услышанный нами отрывок книги Деяний, который начался с сообщения о том, что апостол Филипп встретил эфиопа, который приехал в Иерусалим для поклонения. Иными словами, этот африканец воспринимал Иерусалим как место религиозного паломничества, единственным же объектом для паломничества в Иерусалиме в ту пору был Иерусалимский храм. Получается, что эфиоп знал о Едином Боге, более того, у него с собой были священные книги, одну из которых — книгу пророка Исайи — он читал во время встречи с апостолом Филиппом.
Именно с книги пророка Исайи начал свой разговор с эфиопом Филипп: он спросил, понимает ли африканец то, что он читает? Оказалось, что нет, не понимает, и апостол принялся разъяснять. На моменте непонимания нам стоит остановится подробнее, ведь оно нам всем в той или иной степени знакомо, да и вообще: вряд ли существуют те люди, которые бы полностью понимали Священное Писание. Практика показывает, что если кто-то утверждает, что Библия для него не представляет никакой загадки, то такой человек, скорее всего, и вовсе никогда не держал в руках Писание.
Библия — это сборник очень непростых книг. Их сложность — причина того, что наш мозг отчаянно сопротивляется чтению, ведь мозг любит понятное и предсказуемое, а нагромождение древних образов и слов — это совсем не то, что является для него привлекательным. Можно ли каким-то образом обхитрить собственный мозг? Да, можно. Услышанный нами только что отрывок книги Деяний подсказывает, как это можно сделать: нужно остановиться на одном непонятном отрывке, и попытаться его разъяснить через привлечение внебиблейских источников, именно таким источником для эфиопа стал апостол Филипп. Ну а дальше один «расшифрованный» отрывок повлечёт за собой другие, и Библия постепенно перестанет казаться чем-то совершенно непонятным и ненужным. Постепенно она начнёт открывать себя человеку, увлекая его собой всё больше и больше.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
24 августа. О милосердном отношении к людям

В 18-й главе Евангелия от Матфея есть притча о немилосердном должнике.
О милосердном отношении к людям, оказавшимся в трудном положении — священник Захарий Савельев.
Каждому человеку необходимо помнить, что перед Богом мы все равны, и каждый человек, который находится в каком-то затруднительном положении, нуждается в нашей поддержке. Иногда и мы требуем, чтобы нас поддержали, но мы это должны делать, как бы не ожидая возвращения долгов, мы должны это совершать без желания наживы, или как взять ещё под проценты кто-то хочет.
Это безусловно неправильный подход к делу, но в то же время нам необходимо понимать, что бывает настолько экстремальное положение у человека, что, если сейчас мы его не поддержим, вся его жизнь может рухнуть.
Поэтому именно православные люди обязаны проявлять милосердие и снисхождение к другим.
Все выпуски программы Актуальная тема
24 августа. О печати апостольства

В 9-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Если для других я не апостол, то для вас апостол; ибо печать моего апостольства — вы в Господе».
О плодах служения апостола Павла — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Святой апостол Павел, обращаясь к коринфским христианам, напоминает о действительности своего апостольства. Некоторые могли сомневаться в том, что он апостол, равный ученикам Господа Иисуса Христа. Неоднократно Павел приводит доказательства своего избранничества.
В этом месте послания к коринфянам он вновь напоминает о своём апостольстве, но без долгих рассуждений и в доказательство своего чрезвычайного дара приводит самих коринфских христиан как плоды подлинного апостольского служения. Собственно, употреблённое им слово «печать» и означает «доказательство».
Итак, доказательством миссии Павла как апостола являются коринфские христиане. Какие это доказательства? Павел сам называет их во втором послании: это знамения, чудеса, различные силы, которые проявлялись во время его проповеди, отсутствие корысти.
Апостол проводил между христианами безукоризненную жизнь. Подвергался, как и другие Христовы ученики, опасностям, но Бог действовал в нём, и вера коринфян вместе с благочестием, принятые от своего первого проповедника, стали доказательством, что Бог избрал Павла для проповеди язычникам.
Все выпуски программы Актуальная тема
24 августа. О подвиге преподобного Иоанна Святогорского

Сегодня 24 августа. День памяти преподобного Иоанна Святогорского, затворника, жившего в девятнадцатом веке.
О его подвиге — игумен Лука (Степанов).
Преподобный Иоанн получил прекрасное образование, стал очень успешным предпринимателем. Он, тем не менее, уже во взрослом возрасте восчувствовал решимость направиться в Киево-Печерский монастырь для духовного назидания. И оттуда уже был направлен старцами в Глинскую пустынь, где тогда старчество процветало, где замечательные духовные наставники приняли его.
Он и молился непрестанно, и трудился непрестанно. И был в этом отношении совершенно недосягаем по своему могуществу. Но на определённом этапе он оттуда переходит уже в Святогорскую обитель, а это обитель в пещерах.
Через некоторое время он принимает решение затвориться в уединённой келье, пещере. На двери водружается огромный замок, который открывается только раз в месяц. Маленькое окошко в двери служит для получения самой простой пищи, и то в минимальных размерах: сухари, вода. Спит он в гробу в этом полном уединении. Множество всяких насекомых поедают его в течение всего пребывания.
Но на определённом этапе, уже при старости своей, он получает уведомление своему сердцу открыть дверь свою для приёма людей, для утешения страждущих. И к нему направляются многочисленные паломники, и он обладает уже даром и прозорливости, и даром исцелений, и даром утешений.
И уже его блаженная кончина стала началом его и небесной славы, и церковного почитания.
Все выпуски программы Актуальная тема