
Деян., 12 зач., IV, 23-31.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Жизнь человека состоит из проблем. Это как повседневные проблемы, так и те, которые угрожают нашей безопасности и даже жизни. Нередко для их решения мы ищем новый опыт. Обращаемся к учителям, философам, старцам, коучам. Мы используем ту мудрость, которую предлагают религиозные традиции. Какой рецепт преодоления повседневных трудностей нам предлагает христианство? Возможно, ответ на этот вопрос предлагает тот отрывок из 4-й главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня в православных храмах.
Глава 4.
23 Быв отпущены, они пришли к своим и пересказали, что говорили им первосвященники и старейшины.
24 Они же, выслушав, единодушно возвысили голос к Богу и сказали: Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и всё, что в них!
25 Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное?
26 Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его.
27 Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским,
28 чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой.
29 И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое,
30 тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святаго Сына Твоего Иисуса.
31 И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением.
В этой краткой зарисовке изображено то, как первые христиане отреагировали на весть о том, что религиозные лидеры евреев отвергли учение Христа. Синедрион, высший орган правления иудеев, запретил апостолам в лице Иоанна и Петра проповедовать Евангелие под страхом суровых наказаний. Проблема серьёзная. По идее апостолы должны были бы смутиться. Ведь противостоять власти — дело нешуточное. Как минимум в сердцах людей возникло бы ощущение беспокойства, настороженности в предчувствии гонений и неприятностей, которые их ожидают. Однако здесь мы видим совершенно обратную картину. Апостолам не только не приходит в голову мысль о том, чтобы подчиниться распоряжению синедриона и не говорить о Христе. Совсем напротив, они исполнены сил и задора продолжать проповедь Евангелия даже с ещё большим энтузиазмом, чем раньше.
Перед нами одно из явных проявлений Духа Святого. Господь отнимает тревожность и страх у Своих учеников, вселяет в них уверенность в победе. И, напротив, сердца их противников наполнены неуверенности. Очень точно их состояние описывают строки из псалма царя Давида, которые произносят христиане: «мятутся язычники, и народы замышляют тщетное». Слово «мятутся» в переводе с языка оригинала обозначает «ржание разгорячённых лошадей». Когда лошади разгорячены, они вскидывают головы, бьют копытом, брыкаются, но, в конце концов, они вынуждены смириться с уздой и вожжами. Вот так ведут себя и люди, которые пытаются противостоять Богу и Его Промыслу. Какие бы усилия они не прилагали, Бог выходит победителем из любого противостояния. Воскресение Христово — явное тому подтверждение. Победу у Бога не может забрать даже смерть. Несмотря на то, что видимым образом Господь ей подчиняется, последнее слово остаётся за Ним.
Так же происходит и в судьбах тех, кто является служителем Творца. Если человек стремится воплощать в своей жизни Его заповеди, то всякий, кто будет пытаться строить ему препоны на этом пути, потерпит поражение. Все его усилия помешать этой проповеди будут тщетными. Это не означает, что Господь обязательно видимым образом накажет злодея или даст для этого особые силы Своим ученикам. Скорее сами обстоятельства жизни в конечном счёте сложатся так, что тот, кто противостоит Богу и Его верным служителям, будет совершенно лишён сил вести борьбу и признает поражение. Не так ли произошло с самим христианством? Три столетия гонений со стороны иудеев и язычников-римлян, и вместо того, чтобы исчезнуть с арены мировой истории, христианство становится официальной религией Римской империи. Злоба противников захлебнулась, её источник иссяк. Церковь победила без всякой войны и борьбы. Единственно благодаря тому, что её участники в своих повседневных делах были верны Евангелию и Духу Христовой любви.
Что это означает для нас? Нам не удастся в своей жизни избежать проблем и трудностей. И не все их можно будет решить своими силами. А потому необходимо учиться с доверием Богу отпускать ситуацию. Не вовлекаться в борьбу с обстоятельствами. Но всю свою энергию направлять на исполнение Евангелия и его главной заповеди о любви к тем, кто нас окружает. Сконцентрироваться на том, как я могу быть полезен близким в настоящем моменте. Если пойдём по этому пути и будем стремиться сегодня во всех своих делах исполнять волю Творца, то завтра Он подскажет нам, как разрешить те трудности, которые нас тревожат. А, возможно, и это скорее всего, вопреки всякой житейской логике, Сам чудесным образом решит те проблемы, которые мы не в силах решить самостоятельно.
Псалом 23. На струнах Псалтири
Псалом Давида. (В первый день недели)
1 Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней.
2 Ибо Он основал ее на морях, и на реках утвердил ее.
3 Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его?
4 Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душею своею напрасно и не божился ложно (ближнему своему);
5 тот получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего.
6 Таков род ищущих Его, ищущих лица Твоего, Боже Иакова!
7 Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!
8 Кто сей Царь славы? — Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани.
9 Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!
10 Кто сей Царь славы? — Господь сил, Он — царь славы.
Псалом 23. Богослужебные чтения

Если вы знакомы с «Исповедью» блаженного Августина, наверняка вы не могли пройти мимо одной его фразы, потрясающей своей глубиной. (большинство слушателей не имеют понятия о тексте этого творения, поэтому предлагаю немного по-другому начать, чтобы у слушателя не возникало ощущение собственной неполноценности) Он говорит о Боге так: «Interior intimo meo et superior summo meo» (в этой фразе нет слов «Ты был» + лучше без латыни обойтись, чтобы у слушателя не возникало ощущение собственной неполноценности). То есть — «Ты был (почему о Боге говорится в прошедшем времени? Получается, что Бог мог измениться или исчезнуть со временем?) глубже моей глубины и выше моей высоты» (Августин Аврелий, Исповедь, книга III, глава 6, § 11). Сейчас мы узнаем, что именно послужило источником такой вдохновенной фразы — а именно 23-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением.
Псалом 23.
Псалом Давида. [В первый день недели].
1 Господня земля и что наполняет её, вселенная и всё живущее в ней,
2 ибо Он основал её на морях и на реках утвердил её.
3 Кто взойдёт на гору Господню, или кто станет на святом месте Его?
4 Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душою своею напрасно и не божился ложно ближнему своему, —
5 тот получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего.
6 Таков род ищущих Его, ищущих лица Твоего, Боже Иакова!
7 Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдёт Царь славы!
8 Кто сей Царь славы? — Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани.
9 Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдёт Царь славы!
10 Кто сей Царь славы? — Господь сил, Он — царь славы.
Псалом 23-й изображает картину единства величия — и одновременно близости Бога. Псалом открывается гимном о Боге-Творце: «Господня земля и что наполняет её». И это не просто утверждение собственности, принадлежности всего бытия Творцу — но и провозглашение фундаментальной, глубинной связи Творца и творения. Земля и вселенная — не случайность, не результат «игры в кости» — а осмысленный порядок, который Бог основал. Заметим, что здесь находится ключевое отличие ветхозаветного иудаизма от всех древних античных религий, соседствовавших с Иудеей. Древние видели Бога или богов как победителей изначального хаоса. Однако книга Бытия по-особому говорит о творении мира — на этом немного остановимся.
Термины «меоническое бытие» и «уконическое бытие» происходят из греческого языка и активно использовались в русской религиозной философии и богословии начала XX века (особенно у Николая Бердяева и священника Сергия Булгакова). Меоническое бытие (τὸ μὴ ὄν) — буквально «не-сущее», «не-бытие». Слово происходит от греческой отрицательной частицы μὴ («не») и причастия от глагола εἶναι («быть»). Меоническое бытие — это бытие, взятое на границе небытия. Это «не-полнота бытия», состояние, близкое к ничто, но при этом ещё не абсолютное ничто. Именно так и воспринимали действие Творца язычники: что-то уже было, некая праматерия, которая и организуется, оформляется высшими силами.
Но совершенно иное — это уконическое бытие (τὸ οὐκ ὄν) — также «не-сущее», но с другим оттенком: οὐκ — это полное отрицание бытия, абсолютное, радикальное. В отличие от «меонического», «уконическое бытие» — это абсолютное ничто, лишённость даже потенции бытия, абсолютное небытие. Это не динамическая свобода, которая есть в μὴ ὄν, а именно полное отсутствие всякой возможности, полная пустота и невозможность реализации. Библейская традиция однозначно утверждает: именно это и есть начало действия Бога Творца — «из небытия в бытие».
И далее псалмопевец задаётся вопросом: но кто достоин приблизиться к такому Богу? Псалом отвечает ясно: «Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто». Дорога к духовной высоте пролегает через внутреннюю чистоту и искренность. Не обилие жертв, не глубина переживаемого страдания, не обилие добрых дел — а только внутренняя прозрачность.
Заключительная часть псалма — торжественный призыв открыть «вечные врата», чтобы «вошёл Царь славы». Здесь вечные врата — символ человеческого сердца и всего мироздания, ожидающего встречи с Богом. Господь предстаёт как сильный воитель, активно вступающий в борьбу против зла и несправедливости, побеждающий силы хаоса. И в этом Его победном входе раскрывается важнейший богословский парадокс: Бог одновременно бесконечно превознесён и бесконечно близок. Именно об этом — мысль блаженного Августина, с которой мы и начали. Этот парадокс достигает высшей точки в христианстве, где Бог воплощается во Христе, становясь полноценным человеком — но не теряя при этом Своей божественной природы.
Как же важно нам почаще вспоминать, что Бог — не отдалённый, внешний наблюдатель, а живой и активный Творец, ожидающий только одного: распахнутости, открытости наших сердец. И когда это происходит — мы действительно становимся соучастниками вечной славы Царя Вселенной — который для нас и создал всё это бытие!
Псалом 23. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 23. (Церковно-славянский перевод)
4 мая. Об Иосифе Аримафейском

В 15-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Пришёл Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова».
Об Иосифе Аримафейском — игумен Лука Степанов.
Святой Иосиф Аримафейский был членом Синедриона, то есть Верховного Иудейского сообщества, которое управляло жизнью и Иерусалимского храма, и народа еврейского, но он не соответствовал их духу и уклонился от участия в осуждении Господа Иисуса Христа. Оставался он тайным учеником Господа до момента Его распятия. После того, как тело Господа было с креста снято, он уже отложил свое скрытничество, сам направился к Пилату, не боясь оскверниться в языческих помещениях, и испросил тело Иисусово с тем, чтобы предать Его погребению, а где предать, тем более, что место у него промыслительно оказалось заготовлено для самого себя. Он в непосредственной близости с горой Голгофой приуготовил эту пещеру, в которой надеялся сам сложить свои останки, но понял, что предназначены они теперь для Господа, и получив это разрешение, он полагает Господу вместе с женами-мироносицами, таким образом исповедуя свое богопочитание и становясь в ряды христиан на все времена.
Все выпуски программы Актуальная тема