В различных источниках можно найти свидетельства того, что христианской культуре знаком опыт внесловесной молитвы. Голос живого сердца может проявлять себя в танце, как у Царя Давида перед ковчегом. Это может быть игра на музыкальных инструментах, как мы знаем об этом из псалмов. Даже каждение в Храме — молитва.
Мне кажется, что внесловесно молиться способен каждый, но у каждого из нас свой язык для подобной молитвы. Я давно пишу картины, в основном цветы и птиц, иногда фантастические узоры, но всегда цвет и множество образов. Визуальные образы для меня, наверное, основной способ коммуникации с миром. А недавно я поняла, что и с Богом. Дерзну рассказать свой опыт молитвы цветами и цветом.
Передо мной белый лист. Сейчас на нем появятся ветви и листья. Каждый маленький листочек аккуратно выписываю и мысленно произношу: «Господи, это шиповник. Это Твой шиповник, который Ты лишь на мгновение сделал моим. Господи, вот его плоды, они немногочисленны, но Ты дал каждому из нас возделывать сад, и однажды, возможно, я смогу взрастить в своем саду нечто большее, нежели эти маленькие красно-желтые шарики. Возьми мой красный цвет, Господи, а вот Твои георгины. Я раскрасила их алым и багровым, в цвета заката, потому, что Ты научил Своих детей петь „Свете тихий“ красивейший из гимнов, созданный на закате солнца. Прости меня, Господи, вот лепестки туберозы, она мала и беспомощна, потому, что все мы малы и беспомощны пред лицом Твоей славы. А это кленовые ветви, на каждой из них зелено-желтые ладони листьев, у меня нет других ладоней, чтобы протянуть к Тебе. Спасибо, что Ты научил меня видеть Свою красоту. Настави меня на путь Твой, Господи, вот Тебе зеленые плоды клена—вертолетики, они в танце летят и падают под дерево, точно так же, как мы—движемся, летим, бежим, танцуем, а потом тихо ложимся на землю . Помоги мне не сбиться с пути и не погибнуть во тьме, вот Тебе плоды рябины и перышко птицы—маленькое свидетельство о крылатой душе. Да будет воля Твоя, Господи, вот травы и корни для Тебя, они тише и незаметнее всех, но даже маленькая травинка находится под Твоей защитой. Помилуй меня, грешную, аминь».
На картине травы и цветы оживают, наполняются светом и тенью, ягоды становятся красными и черными, корни деревьев переплетаются, но молитва будет длиться, пока я смотрю на некогда белую бумагу и продолжаю писать. Господи, спасибо Тебе за этот уникальный опыт, мне все еще кажется, что я дарю Тебе свои цветы на листе. И если из моих цветов будет возможно собрать букет, то помяни меня во Царствии Твоем. В том Царствии, где, как мне кажется, растут самые красивые цветы и поют самые красивые птицы.
Все выпуски программы Частное мнение
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.