
Анна Тумаркина
В различных источниках можно найти свидетельства того, что христианской культуре знаком опыт внесловесной молитвы. Голос живого сердца может проявлять себя в танце, как у Царя Давида перед ковчегом. Это может быть игра на музыкальных инструментах, как мы знаем об этом из псалмов. Даже каждение в Храме — молитва.
Мне кажется, что внесловесно молиться способен каждый, но у каждого из нас свой язык для подобной молитвы. Я давно пишу картины, в основном цветы и птиц, иногда фантастические узоры, но всегда цвет и множество образов. Визуальные образы для меня, наверное, основной способ коммуникации с миром. А недавно я поняла, что и с Богом. Дерзну рассказать свой опыт молитвы цветами и цветом.
Передо мной белый лист. Сейчас на нем появятся ветви и листья. Каждый маленький листочек аккуратно выписываю и мысленно произношу: «Господи, это шиповник. Это Твой шиповник, который Ты лишь на мгновение сделал моим. Господи, вот его плоды, они немногочисленны, но Ты дал каждому из нас возделывать сад, и однажды, возможно, я смогу взрастить в своем саду нечто большее, нежели эти маленькие красно-желтые шарики. Возьми мой красный цвет, Господи, а вот Твои георгины. Я раскрасила их алым и багровым, в цвета заката, потому, что Ты научил Своих детей петь „Свете тихий“ красивейший из гимнов, созданный на закате солнца. Прости меня, Господи, вот лепестки туберозы, она мала и беспомощна, потому, что все мы малы и беспомощны пред лицом Твоей славы. А это кленовые ветви, на каждой из них зелено-желтые ладони листьев, у меня нет других ладоней, чтобы протянуть к Тебе. Спасибо, что Ты научил меня видеть Свою красоту. Настави меня на путь Твой, Господи, вот Тебе зеленые плоды клена—вертолетики, они в танце летят и падают под дерево, точно так же, как мы—движемся, летим, бежим, танцуем, а потом тихо ложимся на землю . Помоги мне не сбиться с пути и не погибнуть во тьме, вот Тебе плоды рябины и перышко птицы—маленькое свидетельство о крылатой душе. Да будет воля Твоя, Господи, вот травы и корни для Тебя, они тише и незаметнее всех, но даже маленькая травинка находится под Твоей защитой. Помилуй меня, грешную, аминь».
На картине травы и цветы оживают, наполняются светом и тенью, ягоды становятся красными и черными, корни деревьев переплетаются, но молитва будет длиться, пока я смотрю на некогда белую бумагу и продолжаю писать. Господи, спасибо Тебе за этот уникальный опыт, мне все еще кажется, что я дарю Тебе свои цветы на листе. И если из моих цветов будет возможно собрать букет, то помяни меня во Царствии Твоем. В том Царствии, где, как мне кажется, растут самые красивые цветы и поют самые красивые птицы.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
18 декабря. О восьмой и девятой заповедях блаженств

В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого».
О восьмой и девятой заповедях блаженств — протоиерей Игорь Филяновский.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 декабря. О Богопознании
В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть».
О Богопознании — протоиерей Владимир Быстрый.
Все выпуски программы Актуальная тема
Псалом 100. Богослужебные чтения
Как наполнить своё сердце теплом, добротой и светом? Зависит ли это вообще от наших усилий? Ответ на этот вопрос находим в псалме 100-м, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 100.
1 Милость и суд буду петь; Тебе, Господи, буду петь.
2 Буду размышлять о пути непорочном: «когда ты придёшь ко мне?» Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего.
3 Не положу пред очами моими вещи непотребной; дело преступное я ненавижу: не прилепится оно ко мне.
4 Сердце развращённое будет удалено от меня; злого я не буду знать.
5 Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю.
6 Глаза мои на верных земли, чтобы они пребывали при мне; кто ходит путем непорочности, тот будет служить мне.
7 Не будет жить в доме моём поступающий коварно; говорящий ложь не останется пред глазами моими.
8 С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, дабы искоренить из града Господня всех делающих беззаконие.
Только что прозвучавший псалом — это своего рода клятва царя. Он обещает Богу, что в своём правлении будет хранить верность Его закону. Причём не только в общественных делах, но и в частных. Видимо, не случайно в некоторых странах Средневековой Европы этот псалом использовался при обряде коронации. Известно, что Людовик IX руководствовался им в деле воспитания своего сына и наследника Филиппа. А русский князь Владимир Мономах использовал как своего рода государственный гимн. Однако этот псалом предлагает нечто важное и для каждого из нас. В нём содержится вполне конкретное указание на то, как же именно добиться чистоты в своей личной жизни и в общественной деятельности.
Обращаясь к Богу, псалмопевец обещает: «Я бу́ду размышля́ть о пути́ непоро́чном». То есть буду размышлять о Твоих заповедях, Господи. Здесь упоминается об одной важной аскетической практике. В христианской традиции она называется молитвенное размышление. Суть её проста. Наш ум похож на рыболовный крючок или даже на репейник. Он всегда ищет, за что бы ему зацепиться. Как только он поймал какой-то образ, он сразу же тянет его к себе домой. То есть прямо в нашу душу, в самое сердце. От этого в нас рождаются разные чувства. И порой именно от этого у нас внутри бывает так скверно. Мы переполнены нежелательных впечатлений, мрачных воспоминаний о прошлом и тревожных представлений о будущем. А всё потому, что ум живёт собственной жизнью. Даже если мы заняты каким-то делом, он бывает рассеян. Он, как сорвавшийся с цепи пёс. Весь день скитается по помойкам и подворотням, потом возвращается взъерошенный, грязный и тащит в дом всякую гадость и заразу.
Поэтому отцы христианской Церкви призывают держать ум под контролем. А именно — давать ему нужные образы. В первую очередь это образы из Священного Писания, из поучений святых отцов, из молитвословий. Алгоритм прост: прочитал или услышал утром текст Писания и стараешься удержать его в голове весь день. Как только увидел, что ум начинает убегать, возвращаешь его к образу из священного текста. Чтобы проиллюстрировать эту работу, христианские подвижники приводят в пример верблюда. В отличие от многих других животных, он на протяжении долгого времени пережёвывает пищу. Поэтому преподобный Антоний Великий пишет: «примем подобие от верблюда, перечитывая каждое слово Святого Писания и сохраняя его в себе, пока не воплотим его в жизнь».
Благодаря такой работе ума, сердце наполняется совсем иными впечатлениями и чувствами. На душе становится чище, светлей, просторней и радостней. И у нас появляется способность адекватно оценивать окружающую действительность, не сползать в уныние, тоску, злобу, неприязнь и другие деструктивные чувства. Благодаря этому и наша деятельность становится продуктивной, полезной. И псалмопевец прямо указывает на это следствие размышления над законом Божиим. «Бу́ду ходи́ть в непоро́чности моего́ се́рдца посреди́ до́ма моего́», — пишет он.
А потому постараемся понуждать себя к этой важной духовной работе. Ведь если мы хотим, чтобы наши слова и поступки несли людям свет и тепло, необходимо, чтобы чистым был их источник, та сердцевина, откуда они исходят. Ведь как говорит Спаситель в Евангелии, «от избы́тка се́рдца говоря́т уста́. До́брый челове́к из до́брого сердца выно́сит до́брое». А чистота этой сердцевины во многом зависит именно от нас. От того, куда мы с вами привыкли направлять своё внимание и какими образами мы питаем свою душу.











