
Анна Тумаркина
В различных источниках можно найти свидетельства того, что христианской культуре знаком опыт внесловесной молитвы. Голос живого сердца может проявлять себя в танце, как у Царя Давида перед ковчегом. Это может быть игра на музыкальных инструментах, как мы знаем об этом из псалмов. Даже каждение в Храме — молитва.
Мне кажется, что внесловесно молиться способен каждый, но у каждого из нас свой язык для подобной молитвы. Я давно пишу картины, в основном цветы и птиц, иногда фантастические узоры, но всегда цвет и множество образов. Визуальные образы для меня, наверное, основной способ коммуникации с миром. А недавно я поняла, что и с Богом. Дерзну рассказать свой опыт молитвы цветами и цветом.
Передо мной белый лист. Сейчас на нем появятся ветви и листья. Каждый маленький листочек аккуратно выписываю и мысленно произношу: «Господи, это шиповник. Это Твой шиповник, который Ты лишь на мгновение сделал моим. Господи, вот его плоды, они немногочисленны, но Ты дал каждому из нас возделывать сад, и однажды, возможно, я смогу взрастить в своем саду нечто большее, нежели эти маленькие красно-желтые шарики. Возьми мой красный цвет, Господи, а вот Твои георгины. Я раскрасила их алым и багровым, в цвета заката, потому, что Ты научил Своих детей петь „Свете тихий“ красивейший из гимнов, созданный на закате солнца. Прости меня, Господи, вот лепестки туберозы, она мала и беспомощна, потому, что все мы малы и беспомощны пред лицом Твоей славы. А это кленовые ветви, на каждой из них зелено-желтые ладони листьев, у меня нет других ладоней, чтобы протянуть к Тебе. Спасибо, что Ты научил меня видеть Свою красоту. Настави меня на путь Твой, Господи, вот Тебе зеленые плоды клена—вертолетики, они в танце летят и падают под дерево, точно так же, как мы—движемся, летим, бежим, танцуем, а потом тихо ложимся на землю . Помоги мне не сбиться с пути и не погибнуть во тьме, вот Тебе плоды рябины и перышко птицы—маленькое свидетельство о крылатой душе. Да будет воля Твоя, Господи, вот травы и корни для Тебя, они тише и незаметнее всех, но даже маленькая травинка находится под Твоей защитой. Помилуй меня, грешную, аминь».
На картине травы и цветы оживают, наполняются светом и тенью, ягоды становятся красными и черными, корни деревьев переплетаются, но молитва будет длиться, пока я смотрю на некогда белую бумагу и продолжаю писать. Господи, спасибо Тебе за этот уникальный опыт, мне все еще кажется, что я дарю Тебе свои цветы на листе. И если из моих цветов будет возможно собрать букет, то помяни меня во Царствии Твоем. В том Царствии, где, как мне кажется, растут самые красивые цветы и поют самые красивые птицы.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
1000 мешков цемента для храма Казанской иконы Божией Матери в селе Курба

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославской области – уникальный памятник русского зодчества, построенный в 1770 году и чудом устоявший до наших времён. Он выделяется своей необычной архитектурой и древними росписями ярославских мастеров. Всего сохранилось более 350 фресок!
Уцелела и местная святыня – чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная в 17 веке. В 20 столетии, во время гонений на церковь, жители села Курба спрятали икону на местном кладбище, там она пролежала 2 года. А потом образ Божией Матери стал переходить из дома в дом. Так, благодаря людской заботе он сохранился. Сейчас икона находится в храме в соседнем селе. К ней в надежде на помощь стекаются десятки верующих. Когда Казанский храм восстановят, святыня вернётся домой.
Возрождением Курбской церкви занимается фонд «Белый ирис». Стараниями фонда и всех неравнодушных людей она обрела новую жизнь. Был разработан проект реставрации и проведена полная консервация: установлена временная кровля, заколочены щитами окна и двери. Всё это помогает задержать разрушение храма и защищает его от снега и дождя.
Своё 255-летие святыня встречает новым этапом восстановления – фонд начинаетдолгожданную реставрацию! Основа любого здания – это фундамент, именно с его укрепления стартуют работы. На это потребуется около 300 тонн цемента. Как только установится тёплая погода, мастера-реставраторы примутся за дело. 681 рубль – столько стоит один мешок цемента вместе с транспортными расходами. Фонд «Белый ирис» ведёт сбор на первую тысячу мешков.
Присоединяйтесь к помощи уникальному Казанскому храму. Сделать благотворительный взнос на мешок цемента можно на сайте фонда.