
В Православной Церкви есть четыре многодневных поста. Самым строгим и продолжительным из них является Великий пост. Он длится семь недель и завершается празднованием Пасхи.
В дни Великого поста православные христиане не едят мясные и молочные продукты, а также яйца и иные продукты животного происхождения. Кроме того, они стараются ограничивать себя в развлечениях.
С Великим постом связано много традиций. На острове Кипр, например, этот пост начинается с так называемого Зеленого понедельника.
Хотя Зеленый понедельник — это первый день поста, у киприотов он считается праздничным. Они совершенно не скорбят по поводу того, что семь недель им придётся себя ограничивать в еде и досуге. Великий пост у них принято понимать так — это особое время перед Пасхой. Да, оно предполагает духовный труд и воздержание. Но нельзя скорбеть - ведь после поста настанет главный православный праздник!
Зеленый понедельник назван так по двум причинам. Во-первых, это день большой уборки. Киприоты убираются внутри своих домов и вокруг них. Они считают, что пост надо начинать с чистоты. С чистоты внутри себя и того, что тебя окружает. Нужно проявить заботу о природе и экологии - отсюда и первая причина названия «зеленый».
А вторая причина следующая. В зеленый понедельник киприоты устраивают обычно загородной пикник. После уборки они стараются выехать за город, провести остаток дня на природе, которая начинает пробуждаться от зимнего сна.
Надо сказать, еда на этом пикнике абсолютно постная. На Кипре это не проблема. Начало великого поста совпадает у них со временем созревания апельсинов, мандаринов и других фруктов.
Кроме того, киприоты в дни поста любят печь специальный хлеб. Тесто для него замешивают на оливковом масле. Из этого же текста кипрские хозяйки пекут постные пироги - со шпинатом, изюмом, тыквой и тахинной халвой.
Но не подумайте, что киприоты только и делают великим постом, что едят. На самом деле, среди них есть много благочестивых людей, которые постятся строго, ограничивая себя и в еде, и в развлечениях.
Тем не менее, в Зеленый понедельник даже самые строгие в духовном плане киприоты позволяют себе порадоваться наступившему посту и отдохнуть на природе. Там они могут посмотреть и послушать специальные детские концерты, приуроченные именно к началу Великого поста.
Лично меня традиция Зеленого понедельника очень вдохновляет. Как часто здесь в России мы воспринимаем пост как бремя и тяжелую обязанность. А надо бы встречать, наверное, его так, как делают это киприоты - с чистотой в домах и на улицах, и с радостью в сердце!
С вами был священник Антоний Борисов. Сегодня мы говорили о традиции встречи Великого поста у православных киприотов.
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 170 зач., I, 21 - II, 4.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Нередко, узнав о чьём-то дурном поступке, мы с облегчением говорим: «ну да, конечно же, я всегда так и думал об этом человеке!» Насколько такой подход соответствует христианскому духу, нам поможет понять отрывок из 2-го послания к Коринфянам апостола Павла, который читается сегодня за богослужением в храмах.
Глава 1.
21 Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог,
22 Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.
23 Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф,
24 не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.
Глава 2.
1 Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением.
2 Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?
3 Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас.
4 От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.
Апостол, как это следует из текста прозвучавшего сейчас отрывка, откладывает свой визит к проблемной церкви в Коринфе, где её раздирают разные «партии», христиане конфликтуют друг с другом, да и к самому Павлу у них достаточно много вопросов и претензий. И далее разъясняет причину: он не хочет причинять им боль, приходя к ним с неизбежными вопросами — на которые придётся давать крайне неприятные ответы. Вместо этого он словно бы «раздвигает горизонт» для коринфян, с одной стороны, обозначая свою позицию, с другой — оставляя им возможность и время измениться. Самое главное здесь то, как сам апостол это объясняет: он отказывается быть «надзирателем» или «начальствующим» над их верой, но хочет стать «соработником радости».
Некоторые бы могли сказать: да что за «миндальничанье!» Надо было сразу приехать и беспощадно вонзить нож пастырского вразумления в давно назревший гнойник! Ну и что, что будет больно, вонюче и грязно? Зато правда восторжествует во всей своей красе!
Однако апостол отказывается поступать так, предпочитая соединить истину с любовью. И он верит в то, что коринфяне, прочитав это послание, в равной степени наполненное и непреклонной истиной, и одновременно большой любовью, сами осознают недопустимость продолжения своего греховного поведения. И тем самым избавят апостола от необходимости огорчать их своим появлением — напротив, тогда все будут рады друг другу, когда визит состоится.
Перед нами — замечательный пример подлинно христианской педагогики. Казалось бы, ничего не мешает апостолу приехать и устроить разбирательство по всей строгости христианского закона. Но он сознательно «притормаживает», не для того, чтобы выждать и ударить в самый болезненный момент — напротив, чтобы духовная «терапия» его пастырским словом, вниманием и любовью, успела принести свой результат — и никакой «хирургии» уже не потребовалось!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Пусть ребята в школах услышат важные и нужные слова о семье

Татьяна Смурова по профессии — педагог, преподает историю и обществознание. Нередко в работе с детьми возникают сложности. «В такие моменты, — замечает Татьяна, — необходимо иметь „под рукой“ проверенные методические материалы по педагогике и психологии, на которые можно опереться, но отыскать их не так-то просто»
Ещё одна тема, которая волнует Татьяну, не только как педагога, но и как маму двоих детей — это семейные отношения и ценности. Разговоры о семье она считает актуальными, потому что часто видит, как критически настроены подростки, когда речь заходит о целомудрии, верности, порядочности и рождении детей. «Очень трудно грамотно выстроить разговор с ребёнком, чтобы он стал беседой по душам и был полезен», — говорит Татьяна Смурова.
Проект «Клевер Лаборатория» активно поддерживает педагогов в их начинаниях не первый год. Уже этой осенью на портале «Клевер Лаборатории» будут опубликованы новые материалы, посвящённые теме семейных отношений: «Дорога к дому, в котором живёт любовь». Они помогут Татьяне и другим учителям выстроить диалог с детьми о семье в подходящей для их возраста форме.
Вы можете поддержать разработку этих материалов — и благодаря вашей помощи ребята в школе услышат важные и нужные слова о семье — самом ценном, что есть в жизни. Сделать любой благотворительный взнос можно на сайте проекта «Клевер Лаборатория».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«14-е воскресенье по Пятидесятнице. Церковное новолетие». Прот. Федор Бородин

В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (2Кор.1:21-2:4) и Евангельского (Мф.22:1-14) чтений в 14-е воскресенье по Пятидесятнице, о начале Церковном новолетии, о днях памяти иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи, чуда Архистратига Михаила в Хонех, преподобного Макария Оптинского.
Все выпуски программы Седмица