
Евр., 329 зач. (от полу́), XI, 24-26, 32 — XII, 2.
Глава 11.
24 Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой,
25 и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение,
26 и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние.
32 И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках,
33 которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,
34 угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;
35 жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение;
36 другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу,
37 были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;
38 те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.
39 И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного,
40 потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.
Глава 12.
1 Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще,
2 взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Если внимательно вслушаться в только что прозвучавшее перечисление всех подвигов веры — легко предположить, что и награда будет грандиозной — не менее, чем сама вера. Однако сам апостол одной фразой разрушает все наши ожидания: они ничего не получили взамен веры. Да, именно так он и пишет: «все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного». Странное для нашего слуха слова «свидетельствованные» — по-гречески μαρτυρηθέντες от μαρτυρέω свидетельствовать — означает буквально «получать свидетельство», сертификат.
То есть «сертифицированные» Самим Богом верующие и верные Ему люди — ничего из обещанного Богом так и не получили. Стоп: получается, что их обманули? Но разве может Бог так поступать? Что-то не складывается...
На самом деле, перед нами — прекрасный пример риторического мастерства апостола Павла. Широко развернув подвиг веры на примерах библейских персонажей — он делает абсолютно парадоксальный вывод: да, их вера была невероятной силы, но... ничего из ожидаемого они не получили. Таким образом, в воздухе повисает вопрос: а дальше-то что? И ответ у апостола очень убедителен: да, всё именно так — потому что Бог для них «предусмотрел нечто лучшее».
Современные нейрофизиологи в один голос утверждают, что наш мозг — гениальный обманщик. Он всегда старается «уберечь» нас от излишних трудов, беспокойств и напряжений, поэтому снова и снова подсовывает уже давно отработанные алгоритмы, образы, даже если они ну не особо-то и подходят. Наш мозг — хитрец и халтурщик. Чтобы вырвать его из наезженной колеи, надо очень потрудиться. Потому что его задача — экономия ресурсов. Так легче выживать. А вот у личности — куда более важный вопрос: а зачем вообще жить? Вот так и разворачивается вековечная драма между выживанием и целеполаганием.
Апостол Павел предлагает нам способ решения этой дилеммы. Если мы ставим перед собой вполне достижимую цель — пусть даже с очень большим усилием — но, когда её достигли, не останавливаемся и продолжаем двигаться дальше — таким образом внутренний конфликт между стремлением к экономии и жаждой высоких результатов снимается. Касательно веры — очень схожее: движение по вере укрепляет сам опыт близости к Богу, опыт «хождения по водам» — который в определённый момент оказывается значительно важнее, чем получение ожидаемого результата веры.
Из сегодняшнего чтения надо сделать два очень важных вывода. Первое — нет ничего зазорного, чтобы верой ожидать решения тех или иных проблем, или надеяться на получение каких-то конкретных благ. Можно и нужно и просить, и умолять, и крепко держаться надежды. Второе — если мы на самом деле через эту устремлённость к Богу укрепляемся в вере — в определённый момент она сама становится настолько значимой ценностью, что по сравнению с ней любые, даже самые невероятные по своей масштабности, наши цели становятся просто детскими игрушками!..
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Священник Кирилл Беляев

У нас в гостях был клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Троицке священник Кирилл Беляев.
Наш гость расскажет о своем пути к священническому служению через сомнения и поиски и почему он не сразу решился пойти по стопам своего отца-священника.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер