Евгений Викторович Вучетич — автор ряда знаковых памятников. Свою творческую жизнь Вучетич посвятил теме победы над фашизмом, отражая в своих работах дух русского народа-победителя, его силу и мужество, ведь он сам был солдатом и принимал участие в боях Великой Отечественной войны.
Талант Евгения Вучетича начал раскрываться еще в раннем детстве: домашние удивлялись — куда так быстро пропадает мыло из ванной? Оказалось, шестилетний Женя вырезал фигурки и тщательно прятал их в своем тайнике под кроватью. После обнаружения тайника, вместо того чтобы наказать сына, мать отвела его в художественную школу, за что Евгений Викторович был благодарен ей всю жизнь.
Какой монумент стал главным творением Евгения Викторовича и что стало вдохновением для его создания?

В палате военного госпиталя на койке возле окна молодой солдат открыл глаза. Он не знал, сколько времени пролежал без сознания. Как попал в госпиталь, помнил смутно. С трудом попытался приподняться. Пожилая сиделка заметила, подошла. Сказала тихим шёпотом: «Лежи, лежи, миленький! Контузило тебя». Солдата звали Евгений Вучетич. В мирной жизни он был скульптором.
Великая Отечественная война оставила в душе советского монументалиста Евгения Викторовича Вучетича глубокий след. Победа над фашизмом стала главной темой его творчества. В самых известных своих работах скульптор пронзительно и мощно отразил дух русского народа-победителя, его силу и мужество. Всё это он сам видел на войне. В 1942-м стрелковый батальон, которым командовал майор Вучетич, вырывался из окружения под Великим Новгородом. Это был тяжелейший прорыв, который войдёт в историю как сражение у Мясного Бора. Под шквальным огнём врага Евгений сумел вывести своих ребят. Но сам был тяжело ранен. До конца жизни Евгений Викторович испытывал последствия контузии. Он сильно заикался, а порой речь и вовсе давалась ему с трудом. Из-за этого не любил много говорить. Предпочитал работать, кропотливо запечатлевать в камне историю для нынешних и будущих поколений. Чтобы люди никогда её не забывали.
Первые задатки будущего таланта проявились у Вучетича ещё в раннем детстве. Шестилетний мальчуган любил вырезать фигурки... из мыла. Плоды своего творчества маленький Женя тщательно прятал под кроватью. Домашние только диву давались: и куда так быстро исчезает мыло из ванной? Однажды родители обнаружили тайник сына. Мальчик ждал нагоняя. Но вместо этого мать взяла его за руку и отвела в художественную школу. Всю жизнь Вучетич благодарил её за это решение.
Когда началась война, в первые же дни Вучетич добровольцем ушёл на фронт и демобилизовался по ранению в 1943-м. А в 45-м был объявлен конкурс на мемориал в честь Великой Победы, который установят в Берлине. Вучетич подал на него свой проект. Монумент назывался «Воин-освободитель». Советский солдат одной рукой держит спасённую им немецкую девочку. В другой руке у него меч, попирающий разрубленную свастику. Сюжет Евгений Викторович взял из реальной жизни — в основу идеи монумента легла история сержанта Николая Маслова, который на руках вынес из боя немецкого ребёнка. Сталин лично одобрил эскиз Вучетича, выбрав его из нескольких десятков других. Так в берлинском Трептов-парке появился советский «Воин-освободитель».
«Памятник должен был показать: советский солдат дошел до Берлина не для того, чтобы поработить немецкий народ. У него другая цель — уничтожить нацизм и завершить войну», — говорил Вучетич.
Пятнадцать лет жизни скульптор отдал другому своему детищу — мемориальному ансамблю на Мамаевом кургане в Волгограде — памятнику героям сталинградской битвы.
«Женя создавал образы, пережитые им на фронте», — рассказывала супруга Вучетича, Вера Владимировна.
Главным монументом мемориала стал 85-метровый памятник, получивший название «Родина-мать зовёт». Скульптор говорил, что на эту работу его вдохновила древнегреческая статуя Ники Самофракийской, которую он однажды видел в Лувре. А моделью, с которой Вучетич ваял Родину-мать, стала его жена.
Ещё одна известная работа скульптора — монумент «Перекуём мечи на орала» — была установлена в Нью-Йорке перед штаб-квартирой Организации объединённых наций. Названием послужили крылатые библейские строки из книги Пророка Исайи о мирном времени, когда оружие люди превратят в орудия мирного труда. Оралом в старину назвали земледельческий плуг. О том, как важен мир и как чудовищна война, Вучетич всю жизнь пытался сказать людям своими монументальными работами. Его скульптуры простоят ещё века, и будут напоминать нам об этом.
Все выпуски программы Жизнь как служение
4 ноября. О творчестве Николая Дубова

Сегодня 4 ноября. В этот день в 1910 году родился писатель Николай Дубов.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Писатель, о котором мы сегодня с вами говорим, хотя и был человеком своего времени и советской закалки, однако, родившись ещё за семь лет до революции, был человеком русской культуры. И более всего для него значили в творчестве понятия чести и долга, добро как естественная стихия русского сердца.
Его произведения, в своё время печатавшиеся тысячными тиражами, утверждали идеалы веры в любовь, учили делать правильный выбор, то есть содействовали нравственному воспитанию соотечественников.
Сегодня, может быть, эти известные некогда произведения «На краю земли», «Огни на реке» покажутся современникам наивными, однако факт остаётся фактом — важен результат. Важно, чтобы творчество писателя действительно отзывалось в душе добром, как говорил Александр Сергеевич Пушкин: «Лирою своею, он считал необходимым пробуждать чувства добрые».
И поэтому мы с благодарностью воспоминаем писателей советской эпохи, особенно раба Божьего Николая, человека, крещённого ещё в дореволюционную пору и отошедшего в вечность с сознанием выполненного долга.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О духовном смысле праздника Дня народного единства

Сегодня 4 ноября. День народного единства.
О духовном смысле праздника — протоиерей Андрей Ефанов.
Не может государство быть сильным, если нет единства в народе, нет солидарности среди народов, составляющих федерацию, отсутствует единение, полнота нации. К чему приводит разрозненность народов, мы неоднократно видели на исторических примерах нашей Родины.
И сегодняшний день как память преодоления Смутного времени учит нас тому, что в единстве своём мы непобедимы. Однако только то единство можно назвать непобедимым, когда оно основано на глубокой вере народов в Бога, в исполнении Его заповедей.
В таком случае исполняется Божий замысел о нас, и Его покровительство укрепляет нацию в едином созидательном стремлении, которое направлено не только на укрепление государственности, но и на исполнение Божьего завета как на частном уровне, так и на государственном.
С праздником Казанской иконы Пресвятой Богородицы и Днём народного единства!
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О всенародном почитании Казанской иконы Божьей Матери
                                    
Сегодня 4 ноября. Празднование Казанской иконе Божьей Матери.
О всенародном почитании этой иконы — священник Родион Петриков.
Что значит почитать икону? Можно отметить три грани почитания Казанской иконы.
Во-первых, это благодарность за историю. В 1612 году эта икона вдохновила ополченцев Минина и Пожарского. И не меч победил смуту, а единство народа перед её ликом. Как писал Патриарх Гермоген, Матерь Божия взяла русский народ под свой омофор.
Во-вторых, это доверие в испытаниях. В блокадном Ленинграде икону носили по улицам, и люди, терявшие силы, находили надежду. В их сердцах рождалось терпение сквозь отчаяние. И, как показала история, это терпение не было посрамлено.
Семейные заветы. Многие передают Казанскую икону Божией Матери из поколения в поколение. Это напоминание, что Матерь Божия будет всегда с нами. И в радости, и в горечи.
Седьмой Вселенский Собор учит: честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу. Вот в чём смысл иконопочитания. Икона — это живая связь со святыней, со святым и Пресвятой Богородицей, изображённой на иконе. Это окно в небо, а не амулет.
Пусть Божия Матерь научит нас вручать нашу великую страну Россию, наши семьи и души Её заступничеству. Радуйся, Заступница усердная рода христианского!
Все выпуски программы Актуальная тема



 



