В палате военного госпиталя на койке возле окна молодой солдат открыл глаза. Он не знал, сколько времени пролежал без сознания. Как попал в госпиталь, помнил смутно. С трудом попытался приподняться. Пожилая сиделка заметила, подошла. Сказала тихим шёпотом: «Лежи, лежи, миленький! Контузило тебя». Солдата звали Евгений Вучетич. В мирной жизни он был скульптором.
Великая Отечественная война оставила в душе советского монументалиста Евгения Викторовича Вучетича глубокий след. Победа над фашизмом стала главной темой его творчества. В самых известных своих работах скульптор пронзительно и мощно отразил дух русского народа-победителя, его силу и мужество. Всё это он сам видел на войне. В 1942-м стрелковый батальон, которым командовал майор Вучетич, вырывался из окружения под Великим Новгородом. Это был тяжелейший прорыв, который войдёт в историю как сражение у Мясного Бора. Под шквальным огнём врага Евгений сумел вывести своих ребят. Но сам был тяжело ранен. До конца жизни Евгений Викторович испытывал последствия контузии. Он сильно заикался, а порой речь и вовсе давалась ему с трудом. Из-за этого не любил много говорить. Предпочитал работать, кропотливо запечатлевать в камне историю для нынешних и будущих поколений. Чтобы люди никогда её не забывали.
Первые задатки будущего таланта проявились у Вучетича ещё в раннем детстве. Шестилетний мальчуган любил вырезать фигурки... из мыла. Плоды своего творчества маленький Женя тщательно прятал под кроватью. Домашние только диву давались: и куда так быстро исчезает мыло из ванной? Однажды родители обнаружили тайник сына. Мальчик ждал нагоняя. Но вместо этого мать взяла его за руку и отвела в художественную школу. Всю жизнь Вучетич благодарил её за это решение.
Когда началась война, в первые же дни Вучетич добровольцем ушёл на фронт и демобилизовался по ранению в 1943-м. А в 45-м был объявлен конкурс на мемориал в честь Великой Победы, который установят в Берлине. Вучетич подал на него свой проект. Монумент назывался «Воин-освободитель». Советский солдат одной рукой держит спасённую им немецкую девочку. В другой руке у него меч, попирающий разрубленную свастику. Сюжет Евгений Викторович взял из реальной жизни — в основу идеи монумента легла история сержанта Николая Маслова, который на руках вынес из боя немецкого ребёнка. Сталин лично одобрил эскиз Вучетича, выбрав его из нескольких десятков других. Так в берлинском Трептов-парке появился советский «Воин-освободитель».
«Памятник должен был показать: советский солдат дошел до Берлина не для того, чтобы поработить немецкий народ. У него другая цель — уничтожить нацизм и завершить войну», — говорил Вучетич.
Пятнадцать лет жизни скульптор отдал другому своему детищу — мемориальному ансамблю на Мамаевом кургане в Волгограде — памятнику героям сталинградской битвы.
«Женя создавал образы, пережитые им на фронте», — рассказывала супруга Вучетича, Вера Владимировна.
Главным монументом мемориала стал 85-метровый памятник, получивший название «Родина-мать зовёт». Скульптор говорил, что на эту работу его вдохновила древнегреческая статуя Ники Самофракийской, которую он однажды видел в Лувре. А моделью, с которой Вучетич ваял Родину-мать, стала его жена.
Ещё одна известная работа скульптора — монумент «Перекуём мечи на орала» — была установлена в Нью-Йорке перед штаб-квартирой Организации объединённых наций. Названием послужили крылатые библейские строки из книги Пророка Исайи о мирном времени, когда оружие люди превратят в орудия мирного труда. Оралом в старину назвали земледельческий плуг. О том, как важен мир и как чудовищна война, Вучетич всю жизнь пытался сказать людям своими монументальными работами. Его скульптуры простоят ещё века, и будут напоминать нам об этом.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.