1 Ин., 70 зач., II, 7-17.
Глава 2.
7 Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала.
8 Но притом и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит.
9 Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме.
10 Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна.
11 А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза.
12 Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его.
13 Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца.
14 Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого.
15 Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей.
16 Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего.
17 И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
В центре сегодняшнего чтения — очень простая мысль: «Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нём соблазна». Но что означают слова «нет в нём соблазна»? Давайте посмотрим внимательнее.
В греческом тексте здесь использовано существительное σκάνδαλον — некое препятствие, сознательно полагаемое по направлению движения, чтобы адресат «скандалона» наткнулся, споткнулся, застрял, попал в ловушку — одним словом, получил тот или иной вред. В церковнославянском этому термину хорошо соответствует слово «претыкание».
Апостол говорит о том, что в состоянии любви человек настолько заполнен внутренним светом, что у него нет никакого мрачного угла, в котором можно было бы ожидать подвоха или опасности. Любящий целостен и прозрачен для Божественного Света: у такого человека нет «двоящихся мыслей», тайных замыслов, хитросплетённых комбинаций для дальнейшего разыгрывания своей партии. Эта та самая любовь, которая по слову апостола Павла, «не ищет своего, но только пользы другого».
Ещё один важный аспект — у любящего нет внутреннего неудовольствия, тревожности — также, как в солнечный день, когда всё залито ярким и тёплым светом, нормальный человек не будет тревожится по поводу риска внезапного наступления ночи: пока солнце светит — живи и радуйся!
Но как быть, если на твоём жизненном пути постоянно встречаются такие люди — о которых так и хочется сказать: да они — сплошной ходячий скандал — потому что об них только и делаешь, что постоянно спотыкаешься! О чём ни скажи, какой вопрос ни затронь — обязательно всё будет так переиграно и развёрнуто против тебя, что десять раз пожалеешь, что вообще рот открыл! Ещё о таких людях говорят как о «токсичных», которые отравляют пространство вокруг себя постоянной подозрительностью, беспокойством, предвкушением самого худшего варианта развития событий. Как же правильно относиться к таковым? И как себя вести рядом с ними?
Ответ даёт нам тот же апостол Иоанн: «тьма проходит и истинный свет уже светит». Важный навык, который призван постоянно развивать в себе христианин, именно в этом: всё, что в человеке представляется нам мрачным, тяжким, греховным, — лишь эпизод, преходящий, возможно, даже вообще случайный — перед лицом вечности. И под ним обязательно будет пробиваться пусть и заглушённый, притенённый — но всё равно свет. Даже у самого сверхтоксичного человека — если только пристальнее вглядеться в него — в глубине будет проблескивать свет Божий.
Тот, кто хотя бы раз в жизни общался с живым святым Божиим человеком — носителем именно такого внутреннего света — легко поймёт, о чём я говорю. Когда неожиданно для себя ты понимаешь всем своим естеством, что то, что в тебе видит этот святой человек, — гораздо значимее и важнее, чем вся совокупность твоих грехов и ошибок, предательств и падений. То сияние твоего достоинства, вложенное в тебя Самим Господом Богом — бесценная жемчужина, которая не утрачивает своей значимости, даже если засыпана хламом и испачкана грязью.
Вот именно этого мне и хочется больше всего пожелать и самому себе, и нашим слушателям: научится видеть в любом человека сокрытую в глубине души жемчужину — и общаться с ним не на поверхности «токсичности», а имея перед взором ума его бесконечную ценность!...
Первое послание к Фессалоникийцам святого Апостола Павла
1 Сол., 266 зач., II, 14-19
Комментирует священник Антоний Борисов.
Современный мир живёт в погоне за комфортом. Во всяком случае, в предельной необходимости комфорта (материального и духовного) как залога счастья, пытается убедить нас реклама. Но существуют вещи, которые всё же важнее житейского удобства. К числу подобных можно точно отнести возможность приносить радость людям. Даже жертвуя при этом тем самым пресловутым комфортом. Об этом рассуждает, в частности, апостол Павел в отрывке из второй главы первого послания к Фессалоникийцам, что читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 2.
14 Ибо вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев,
15 которые убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся,
16 которые препятствуют нам говорить язычникам, чтобы спаслись, и через это всегда наполняют меру грехов своих; но приближается на них гнев до конца.
17 Мы же, братия, быв разлучены с вами на короткое время лицем, а не сердцем, тем с большим желанием старались увидеть лице ваше.
18 И потому мы, я Павел, и раз и два хотели прийти к вам, но воспрепятствовал нам сатана.
19 Ибо кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не и вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его?
Находясь в стремлении за внешним материальным удобством, мы применяем привычные принципы уже не столько к вещам, сколько к людям. Пытаясь достичь от них комфортного, по нашим представлениям, поведения, мы, по сути, навязываем им своё видение, заставляем окружающих поступать так и не иначе.
Такое поведение прямо противоречит христианскому пониманию человеческой свободы и не слишком далеко ушло от психологии рабства и манипулирования. Ведь, в конце концов, даже с точки зрения обычной человеческой логики меркантильное отношение к людям является, мягко говоря, неблагородным. Но как же тогда нужно относиться к окружающим? Как выглядит христианский подход в данном случае? Помочь разобраться с этим вопросом нам поможет прозвучавший отрывок из послания апостола Павла к христианам Фессалоник (в настоящее время название города звучит как Салоники).
Апостол Павел стал первым христианским миссионером, посетившим Фессалоники. И, как следствие, Павел оказался основателем местной Церкви. Пребывание апостола в городе было недолгим — не более месяца. В результате бунта иудеев он был вынужден вскоре покинуть Фессалоники и отправиться в Афины, а затем в Коринф. Однако же мысли о фессалоникийских христианах постоянно заботили апостола. Павел очень переживал о судьбе основанной им общины.
Поэтому сначала он отправил в Фессалоники своего ближайшего ученика Тимофея, а потом написал общине обширное письмо. В нём Павел предстаёт перед нами, с одной стороны, как очень скромный человек, с другой стороны, Павел проявляет предельно ответственное отношение к своей миссии. Он ничего не навязывает фессалоникийцам, не лишает их свободы выбора, но при этом всячески убеждает их жить в соответствии с заповедями Христа. Делает он это не из соображений личной выгоды.
Известно, что Павел не только отказывался от пожертвований, но, чтобы не быть обвинённым в стяжательстве, зарабатывал на жизнь, трудясь в вечернее и ночное время. Днём же святой проповедовал жителям города, призывая их принять учение Христа Спасителя и через таинство крещения стать частью Церкви. При этом в служении Павла не было никакого самопревозношения, он не делил людей на достойных и недостойных веры в истинного Бога. В отличие от своих гонителей и оппонентов — иудейских проповедников, которые настолько упорно стремились препятствовать миссии Павла, что получили от него коллективное прозвище «сатана».
Апостол пишет, что рад был бы вернуться в Фессалоники и собственными глазами посмотреть на жизнь местных христиан, но враги Церкви сплели интриги и не дали осуществиться задумкам Павла. Апостол, конечно же, был этим опечален, но не впал в уныние. Ведь видел, что служение проповеди не пропало даром, а привело к возникновению благочестивой и крепкой христианской общины. И не было для Павла счастья больше, чем осознавать, что через его труды и помощь радость веры преобразила жизни многих и многих людей.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Богословские поиски в «Войне и мире». о. Александр Сатомский
У нас в студии был настоятель Богоявленского храма в Ярославле священник Александр Сатомский.
Разговор шел о богословских поисках Льва Николаевича Толстова, отраженных в романе «Война и мир», в чем они совпадают, а в чем противоречат православному учению.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
Изобилие. Нина Юркова
Мы с другом отправились в поход на Кавказ. План был: встать лагерем у подножия горной гряды, и каждый день делать короткие вылазки на местности. Для стоянки решили выбрать место в тени, у реки. Рядом с нашей палаткой расположились лагерем две семьи. Мы быстро подружились с соседями, как потом оказалось, тоже верующими людьми, и вечера проводили вместе, обмениваясь впечатлениями за беседой у костра.
В один из таких вечеров мы разговорились с соседкой, женщиной лет пятидесяти. «Знаешь, — сказала она — мы ведь с мужем весь год очень много и тяжело работаем. Мы фермеры, хозяйство большое, весь день расписан по часам. А сюда приезжаем и выдыхаем. Наконец-то появляется возможность наблюдать красоту. Я сегодня час просидела на горе, и наглядеться не могла: зелень здесь такая сочная, травы пахучие, а какие краски — ни один художник не придумает! Я сидела, а в голове у меня звучало одно слово — изобилие! И вот скажи мне: разве можно, глядя на всю эту красоту, не думать о Том, кто ее создал?! Разве это изобилие, эта гармония в природе не свидетельствуют о Боге?!»
Она замолчала. Каждое сказанное слово находило отклик в моей душе. Мы сидели у костра, над нами было беспредельное небо Кавказа, усеянное звездами, рядом шумела горная река. Мы молчали той наполненной тишиной, которая бывает между людьми, соединенными общим мировоззрением. Мировоззрением в Боге.
«Господи,» — подумалось мне — «Откройся тем, кто еще не знает Тебя! Пусть в том, как прекрасно и мудро устроен этот мир, они увидят не просто результат эволюции, скопление частиц, пусть за всем и над всем этим они увидят Твою любящую руку!»
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение