Адрес храма Вознесения Господня "Большое Вознесение" в Сторожах:
121095, ул. Б. Никитская, 36.
Схема проезда:
Контакты:
121095, ул. Б. Никитская, 36
+7 499 690-59-36.
Храм Вознесения Господня в Сторожах, у Никитских ворот («Большое Вознесение»).
Когда-то, еще в 15-м веке, стояла здесь деревянная церковь «Вознесения Господня, что в Сторожах», сгоревшая в 1629 году.
И где-то году в 1689-м царица Наталья Кирилловна Нарышкина (мать Петра Первого), чей двор находился неподалёку, построила каменный Вознесенский храм «о пяти каменных главах».
В XVIII веке участок этот стал собственностью светлейшего князя и фаворита Екатерины II Григория Александровича Потёмкина.
Существует версия, что в Вознесенском храме в 1774 году состоялось тайное венчание Потёмкина с Екатериной Великой. И вроде бы после венчания дал светлейший князь обет построить на этом месте взамен существующего новую церковь.
Так или нет, но известно, что Потемкин заказал в 1790 году, незадолго до своей смерти, строительство новой каменной церкви. Храм среди прочего задумывался еще и как полковой собор Преображенского полка, шефом которого был Потемкин-Таврический. Для возведения большого собора князь выделил часть территории своей усадьбы, находившейся рядом с церковью.
Имя архитектора, делавшего первоначальный эскиз здания, неизвестно. Однако строить начали с трапезной по проекту Матвея Казакова. Строили очень долго, вплоть до войны 12-го года, когда недостроенное здание полностью выгорело и долго восстанавливалось. И продолжало строиться стараниями известных архитекторов – приложили свои таланты Шестаков, Бове, Быковский и Григорьев. Полностью строительство завершили лишь в 1848 году.
Храм официально назывался «Церковь Вознесения Господня за Никитскими Воротами», но в народе бытовало название «Большое Вознесение», в отличие от «Малого Вознесения», которая стоит ныне на Большой Никитской, 18.
Здание в целом выполнено в стиле ампир. Основа его - прямоугольный объём (четверик), который завершается цилиндрическим световым барабаном с полусферическим золоченым куполом.
Внутренняя часть церкви обладала прекрасной акустикой. Говорят, что на венчании своей дочери, в церкви пел сам Федор Иванович Шаляпин.
И последний факт. Здесь в 1831 году в еще недостроенной церкви венчались Александр Сергеевич Пушкин и Наталья Николаевна Гончарова.
Церковь Вознесения Господня "Большое Вознесение" в Сторожах.
Улица Большая Никитская, 36
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Страстная Пятница, воспоминание Распятия Спасителя;
— Христианство — как изменило мир?
— Великая Суббота — день страха, день покоя, или день суеты?
— Художественные произведения на тему страданий Христа;
— Как «дорасти» до Воскресения Христова?
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 402
— Радость Пасхи: как почувствовать её, если вокруг происходят страшные события?
— Что пережили апостолы, узнав о Воскресении Христовом, и как об этом сказано в Евангелии?
— Благодаря слушателям радио ВЕРА удалось спасти зрение мальчику Лёве. Расскажем, как это было;
— Икона Воскресения Христова: кого мы на ней видим, и что всё это значит?
— Пронзительная история со страниц журнала «Фома» — о том, как со смерти может начаться жизнь.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия