
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Все мы читали в школе поэму Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и многие помнят, что среди спорящих мужиков был тот, кто считал, что лучше всего живётся царю. В этом ответе воплотился очень глубокий и древний стереотип, исходя из которого царь, или шире правитель государства, обязательно должен быть богат и властен, а стало быть, и счастлив. Но кто же на самом деле может быть весел и счастлив? Ответ на этот вопрос звучит в 20-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 20.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Господи! силою Твоею веселится царь и о спасении Твоём безмерно радуется.
3 Ты дал ему, чего желало сердце его, и прошения уст его не отринул,
4 ибо Ты встретил его благословениями благости, возложил на голову его венец из чистого золота.
5 Он просил у Тебя жизни; Ты дал ему долгоденствие на век и век.
6 Велика слава его в спасении Твоём; Ты возложил на него честь и величие.
7 Ты положил на него благословения на веки, возвеселил его радостью лица Твоего,
8 ибо царь уповает на Господа, и во благости Всевышнего не поколеблется.
9 Рука Твоя найдёт всех врагов Твоих, десница Твоя найдёт всех ненавидящих Тебя.
10 Во время гнева Твоего Ты сделаешь их, как печь огненную; во гневе Своём Господь погубит их, и пожрёт их огонь.
11 Ты истребишь плод их с земли и семя их — из среды сынов человеческих,
12 ибо они предприняли против Тебя злое, составили замыслы, но не могли выполнить их.
13 Ты поставишь их целью, из луков Твоих пустишь стрелы в лицо их.
14 Вознесись, Господи, силою Твоею: мы будем воспевать и прославлять Твоё могущество.
Счастье, конечно, явление относительное. Один бывает счастлив от того, что нашёл на день еды, а другой от того, что купил очередное украшение или пополнил свою коллекцию живописи работой, о которой давно мечтал. Эти люди не поймут друг друга, потому что их миры невероятно далеки. Впрочем, если присмотреться к слову «счастье», оно окажется связано с идеей обладания чем-то хорошим, может быть, хорошей частью чего-то общего. Причём в обыденном сознании есть представления о том, что чем эта часть больше, тем лучше. Большинство из людей во все времена и во всех странах жило довольно просто и простому человеку казалось, что счастье в богатстве. Из этих представлений рождались мечты о том, чтобы быстро разбогатеть, как в известной сказке Шарля Перо, из обладателя кота стать обладателем замка. И только обладатели замков хорошо знают, что они тоже могут быть несчастны и ищут счастья в чём-то другом.
Псалом, который мы сегодня услышали, представляет собой хвалебную песнь Богу, спасающему и поддерживающему царя. Примечательно, что хвала Творцу воздаётся за вполне понятные любому человеку вещи. Современному верующему, привыкшему к тому, в качестве главных нам стоит стремиться к духовным ценностям, этот акцент на ценностях бытовых может показаться странным. Например, царь благодарит Бога за поддержку во время войны, за победу и долгую жизнь. Господь услышал его и даровал ему, чего желало его сердце. Однако такое простое и в известном смысле бытовое изображение радости царя не должно удивлять. Потому что христианство на самом деле не против бытовой радости, не против долгой жизни и исполнения человеческих желаний. Оно против греха и забвения Бога. И эти акценты в псалме, конечно, самые главные.
Царь веселится, но веселится не своей силой, а силой Божьей. Царь рад спасению, но это спасение пришло от Бога. Даже просьба о жизни исполняется с лихвой, но именно потому, что только Господь может дать человеку жизнь во век века, то есть жизнь, превосходящую земную. Почему же всё это происходит? Почему царь счастлив и весел? Потому что всё своё упование, всю свою надежду царь возлагает на Бога и не сомневается в Его благости.
Псалом 20. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 20. (Церковно-славянский перевод)
18 сентября. О делах апостолов

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Собрались апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили».
О делах апостолов — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Из евангельского повествования нам известно, что Господь Иисус Христос Своих учеников начал посылать по двое и дал им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли. И вот, после этого апостолы вернулись к Иисусу и рассказали Ему всё: и что сделали, и чему научили.
Деяния апостолов были подражанием на дела Божественного Учителя, ведь Он их учил, о чём проповедовать и как совершать чудеса. Предвкушая грандиозную проповедь по всему миру и распространение Евангелия во все концы земли, апостолы не только получили целительную силу, но и, в подражание Господу Иисусу, несли дела милосердия в мир, согревая сердца людей от душевного холода.
Они рассказали Ему всё: ичто сделали, ичему научили. Для нас важно нетолькото, что исовременные священнослужители должны подражать апостолам, как они — Христу. Святитель Феофилакт, обращая внимание наслова евангелиста обапостольских делах иобучении, замечает: надобно нетолько учить, ноиделать.
Возьмем себе на вооружение, что надобно не только знать веру и учить, но ещё и поступать сообразно вере, творить Божьи заповеди, быть примером для окружающих.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 сентября. О христианах как детях Божьих

В 3-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса».
О христианах как детях Божьих — священник Николай Дубинин.
Читая послания апостола Павла, важно учитывать исторический контекст, когда они писались. Вот мы сегодня читаем послание апостола Павла к галатам. Кто такие галаты? Это жители провинции Галатии, центральной части Турции современной. Конечно, эти люди были частью античной римской культуры.
А в понимании античного римлянина Сыном Божиим может быть только понтифик, верховный жрец, тот, кто соединяет божественное и земное. Как правило, таким человеком являлся император. И вот когда апостол Павел пишет: «Братья, раньше вы служили мрачным богам, а сегодня вы усыновлены Богу и можете Его называть Авва, Отче».
«Авва», надо сказать, в переводе означает «папочка». То есть буквально вы все для Бога сыны и дочери. Вы все можете Бога называть своим Отцом. Поэтому это очень важный момент понимания того, о чём говорит апостол Павел: о том, что Бог желает усыновить всех нас и удочерить всех нас, чтобы были теснейшие связи и теснейшее родство с Ним.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 сентября. О даровании детей по молитвам родителей

Сегодня 18 сентября. День памяти Пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи.
О даровании детей по молитвам родителей — священник Николай Яковлев.
Жития сегодняшних удивительных святых настолько назидательны, что служат примером благочестивой жизни для каждой христианской семьи. Ибо Господь по своему особому промыслу до самой старости Захарии и Елисаветы не давал им детей. И это было испытанием, ведь в то время бездетная семья в глазах их соплеменников считалась грешной, оставленной Богом.
И вот эта праведная семья терпела людскую молву и смиренно проходила все испытания, за что и была вознаграждена. Господь даровал имсына — Иоанна Крестителя. Это событие весьма поучительно, ведь сегодня часто молодые семьи не хотят иметь детей и делают всё возможное для того, чтобы избежать появления их на свет.
По истечении времени, конечно, родительские чувства просыпаются, но порой бывает слишком поздно. И вот, если молодые семьи хотят иметь детей, то необходимо молитвой, постом и благочестием готовиться к этому. Просто необходимо восстановить правильное отношение к семейной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема