
Апостол Павел
Флп., 247 зач., IV, 4-9.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Призыв к радости — это один из основных призывов Нового Завета, что, конечно же, не удивительно, ведь Христова проповедь — это проповедь радости близости Бога к нам. Удивительно другое: есть те христиане, которые каким-то чудом сумели пропустить многочисленные новозаветные призывы к радости и сочли, что суть христианства — это непрерывный плач о собственном несовершенстве. Сегодня Церковь нам вновь напоминает: Господь близко, а потому радость должна быть нашим постоянным спутником. Именно об этом говорит звучащий сегодня во время литургии в православных храмах отрывок из 4-й главы Послания святого апостола Павла к Филиппийцам.
Глава 4.
4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.
5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.
6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,
7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
8 Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.
9 Чему вы научились, что́ приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, и Бог мира будет с вами.
Только что прозвучавший отрывок послания к Филиппийцам очень любопытен и одновременно с этим информативен: он призывает нас к радости, затем он говорит о том, почему мы должны радоваться, не обходит этот отрывок стороной и вопрос о сохранении радости.
В первой строке услышанного нами отрывка апостол Павел дважды повторяет один и тот же призыв, это повторение необходимо для усиления апостольской мысли, Павел хочет, чтобы его адресаты восприняли призыв к радости не просто как доброе благопожелание, а как заповедь: «Радуйтесь всегда в Господе; и ещё говорю: радуйтесь» (Флп. 4:4).
Далее апостол раскрыл, каким образом мы можем исполнить эту заповедь.
Во-первых, он упомянул, что христианам надлежит быть кроткими. Но не стоит воспринимать кротость как некий аналог пассивности, нет, здесь речь идёт о другом — о доброте, которая должна изливаться на всех тех, с кем нам доводится общаться. Добрыми же мы должны быть по той причине, что Господь близко, ведь Он постоянно незримо присутствует среди нас.
Во-вторых, апостол Павел в этом отрывке Послания к Филиппийцам учит очень простому способу избегать каких-либо искушений, лишающих нас памяти о Боге: достаточно лишь «в молитве и прошении с благодарением» открывать свои сердца пред Богом. Мы привыкли, что молитва представляет собой произнесение специальных текстов, которые собраны под одной обложкой в молитвословах. Да, это молитва, но её нельзя назвать полной, молитвословы нам дают лишь некую канву истинной молитвы, а потому со временем стоит переходить на тот уровень, о котором сказал апостол Павел: научившись молитве по молитвослову и поняв, какие структурные и смысловые элементы должна содержать в себе угодная Богу молитва, мы должны переходить к беседе с Богом не только чужими словами, но и своими собственными, открывая Богу то, что у нас есть на сердце. Если удастся стяжать такой навык, то мы будем непрестанно ощущать присутствие Божие, что само по себе является гарантом сохранения веры.
После этого апостол Павел перешёл к ещё одному крайне важному совету: не надо позволять себе увлекаться мыслями обо всём на свете, думать стоит только о том, что «истинно, что́ честно, что́ справедливо, что́ чисто, что́ любезно, что́ достославно, что́ только добродетель и похвала». Здесь апостол предвосхитил то, что сегодня психологи называют гигиеной ума, то есть навыком не позволять себе засорять ум бесполезной и вредной информацией, а также умением управлять своими мыслями.
В словах прозвучавшего сегодня отрывка Послания апостола Павла к Филиппийцам нет чего-то загадочного и чего-то сложного, слова апостола просты и понятны, и если их исполнить, то радость о пребывающем среди нас Господе Иисусе Христе станет нашим постоянным спутником.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема