
Апостол Павел
Флп., 247 зач., IV, 4-9.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Призыв к радости — это один из основных призывов Нового Завета, что, конечно же, не удивительно, ведь Христова проповедь — это проповедь радости близости Бога к нам. Удивительно другое: есть те христиане, которые каким-то чудом сумели пропустить многочисленные новозаветные призывы к радости и сочли, что суть христианства — это непрерывный плач о собственном несовершенстве. Сегодня Церковь нам вновь напоминает: Господь близко, а потому радость должна быть нашим постоянным спутником. Именно об этом говорит звучащий сегодня во время литургии в православных храмах отрывок из 4-й главы Послания святого апостола Павла к Филиппийцам.
Глава 4.
4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.
5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.
6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,
7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
8 Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.
9 Чему вы научились, что́ приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, и Бог мира будет с вами.
Только что прозвучавший отрывок послания к Филиппийцам очень любопытен и одновременно с этим информативен: он призывает нас к радости, затем он говорит о том, почему мы должны радоваться, не обходит этот отрывок стороной и вопрос о сохранении радости.
В первой строке услышанного нами отрывка апостол Павел дважды повторяет один и тот же призыв, это повторение необходимо для усиления апостольской мысли, Павел хочет, чтобы его адресаты восприняли призыв к радости не просто как доброе благопожелание, а как заповедь: «Радуйтесь всегда в Господе; и ещё говорю: радуйтесь» (Флп. 4:4).
Далее апостол раскрыл, каким образом мы можем исполнить эту заповедь.
Во-первых, он упомянул, что христианам надлежит быть кроткими. Но не стоит воспринимать кротость как некий аналог пассивности, нет, здесь речь идёт о другом — о доброте, которая должна изливаться на всех тех, с кем нам доводится общаться. Добрыми же мы должны быть по той причине, что Господь близко, ведь Он постоянно незримо присутствует среди нас.
Во-вторых, апостол Павел в этом отрывке Послания к Филиппийцам учит очень простому способу избегать каких-либо искушений, лишающих нас памяти о Боге: достаточно лишь «в молитве и прошении с благодарением» открывать свои сердца пред Богом. Мы привыкли, что молитва представляет собой произнесение специальных текстов, которые собраны под одной обложкой в молитвословах. Да, это молитва, но её нельзя назвать полной, молитвословы нам дают лишь некую канву истинной молитвы, а потому со временем стоит переходить на тот уровень, о котором сказал апостол Павел: научившись молитве по молитвослову и поняв, какие структурные и смысловые элементы должна содержать в себе угодная Богу молитва, мы должны переходить к беседе с Богом не только чужими словами, но и своими собственными, открывая Богу то, что у нас есть на сердце. Если удастся стяжать такой навык, то мы будем непрестанно ощущать присутствие Божие, что само по себе является гарантом сохранения веры.
После этого апостол Павел перешёл к ещё одному крайне важному совету: не надо позволять себе увлекаться мыслями обо всём на свете, думать стоит только о том, что «истинно, что́ честно, что́ справедливо, что́ чисто, что́ любезно, что́ достославно, что́ только добродетель и похвала». Здесь апостол предвосхитил то, что сегодня психологи называют гигиеной ума, то есть навыком не позволять себе засорять ум бесполезной и вредной информацией, а также умением управлять своими мыслями.
В словах прозвучавшего сегодня отрывка Послания апостола Павла к Филиппийцам нет чего-то загадочного и чего-то сложного, слова апостола просты и понятны, и если их исполнить, то радость о пребывающем среди нас Господе Иисусе Христе станет нашим постоянным спутником.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (15.04.2025)
Что означают имена сказочных героев

Фото: Jonathan Borba / Unsplash
Все мы читали сказки: и народные, и авторские. Но не всегда задумывались, а что значат имена героев. Вот, например, персонаж народной сказки крошечка Хаврошечка, которая умела пролезать в ухо волшебной говорящей коровы. Хаврошечка — уменьшительное от Хавронья, что в свою очередь видоизменённое Феврония. В древнерусском языке, как и в других древнеславянских, звука «ф» не существовало, он пришёл из греческого, поэтому изначально его заменяли на «х». Имя Феврония, или Хавронья, означает «благостная». Оно было довольно популярным в народе, поэтому и вошло в сказочный сюжет.
А вот волшебная история шведской писательницы Астрид Линдгрен про Карлсона. В Швеции есть такая фамилия, само же слово означает «сын Карла». Часть «сон» в конце довольно распространена, например, Густавсон, Фридрихсон. Хочу обратить внимание ещё и на то, что имя Карл восходит к слову «король». То есть, возможно, многими любимый герой не просто летающий человечек, а имеет некую тайну высокого происхождения. Кстати, попробуйте сами раскрыть загадку Карлсона: в книге он даёт указания на свою родословную. Хотя стоит ли верить словам этого затейника?
Интересно происхождение имени сказочного героя Лутонюшки из одноимённой сказки. По одной версии оно восходит к изменённому библейскому имени Лот, по другой — к уменьшительному варианту имён Лука и Лукьян, они тоже были популярны в народной среде.
А вот известные персонажи Лиса Патрикеевна и Михайло Потапыч. Потапыч — происходит не столько от имени Потап, сколько от созвучного «топать», недаром мишка ещё и Топтыгин. А отчество Патрикеевна, то есть дочь Патрикея, имеет исторические корни. Есть версия, что сама сказка родилась во времена новгородского княжения Патрикея, внука литовского князя Гедимина (тогда приглашать на правление было обычной практикой). Патрикей оставил по себе память как изворотливый, лукавый человек. И отразилось это, в том числе, в народных сказках. Хотя есть и другая версия, что Патрикеевна происходит от схожего по звучанию глагола «потрошить».
Множество имён русских сказочных персонажей скрывают секреты: Кот-баюн, Садко, Полкан. Узнав их происхождение и значение, мы лучше поймём и любимые произведения, и наш язык.
Все выпуски программы: Сила слова
Сколько искусственных языков существует и зачем они нужны

Учёные-лингвисты насчитывают в мире более 7 тысяч языков. Однако были придуманы ещё и искусственные. Многие из них входят в группу универсальных, то есть тех, которые могут быть использованы для коммуникации людей по всей планете.
Эсперанто, пожалуй, самый известный искусственный язык. Его придумал в 80-е годы XX века польский врач-окулист и лингвист Лазарь Заменхоф. Он создал такие простые правила и словарь, что эсперанто стал популярным. К тому же Заменхоф перевёл на эсперанто Библию.
Задолго до этого, в начале XX века, во Франции был создан язык на основе нот, названный очень музыкально — сольресоль. Он позволял не только общаться, но и, конечно же, исполнять песни.
В том же XX веке католический священник Иоган Мартин Шлейер создал волапюк. Язык этот со временем потерял популярность из-за своей сложности. А в словарях данное слово — волапюк — теперь даётся как синоним бессмыслицы.
В ХХ веке с развитием интереса к космосу появился «линкос», созданный для общения с внеземными цивилизациями. Название «линкос» состоит из двух латинских слов — «лингва», то есть язык, и «космика» — космический. Но говорить на нём не получится — в его основу положены математические понятия.
И всё же возникает вопрос: зачем нужен искусственный язык, если так много естественных? Во-первых, людям хотелось создать такой способ международного общения, чтобы он был равным и нейтральным по отношению к другим. Во-вторых, искусственный язык, например, эсперанто, имеет мало правил и не содержит исключений, поэтому выучить его легче.
К тому же нужно сказать, искусственный язык может способствовать развитию естественного языка. Например, церковнославянский был создан специально для богослужений, однако настолько сильно повлиял на разговорный русский язык, что теперь в нашем языке сосуществуют и славянизмы, и исконно русские слова: глава и голова, прохлада и холод, а также гражданин, восторг, рождение, преображение и многие другие.
Все выпуски программы: Сила слова