Хоровой дирижёр Виктор Сергеевич Попов, обладатель множества отечественных наград, кавалер французского Ордена искусств, руководил Большим детским хором Гостелерадио СССР. Песни «Прекрасное далёко», «Крылатые качели» в исполнении легендарного музыкального коллектива и сегодня радуют многих людей.
О Викторе Сергеевиче его ученики говорили, что он «дирижировал душами». Драматург Михаил Садовский с восхищением отмечал умение своего друга, Виктора Сергеевича Попова, из каждого номера делать событие, спектакль, праздник. Виктор Сергеевич также был настоящим бессребреником: заработанное он считал общим достоянием и при необходимости без промедления раздавал свои гонорары членам коллектива и помощникам.
Какую давнюю мечту воплотил гениальный дирижер в 1991 году, организовав Академию хорового искусства на базе Московского хорового училища?

«Прекрасное далёко», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», «Солнечный круг» — эти нестареющие песни в исполнении звонких ребячьих голосов слышал, конечно, каждый. Большой детский хор Гостелерадио СССР — легендарный музыкальный коллектив — в народе называли не иначе как «хором Попова». Его основателя и художественного руководителя, Виктора Сергеевича Попова — народного артиста Советского Союза, хорового дирижёра, педагога, кавалера французского Ордена искусств и множества отечественных наград — коллеги называли служителем музыки. Жизнь Виктора Сергеевича, действительно, была служением — зрителям, ученикам и всем тем, кому его творчество приносило радость.
1979 год. Концерт Большого детского хора в Комсомольске-на Амуре. В самый разгар выступления вдруг отключилось электричество. Музыкальные инструменты замолчали. Зрители заволновались. Но Виктор Сергеевич Попов тихонько сказал: «Ребята, продолжаем». Сорок минут в полной темноте хор а капелла исполнял народные песни. Когда свет, наконец, дали, зал взорвался аплодисментами.
«Он дирижировал душами», — говорят ученики Попова. Виктор Сергеевич не просто руководил коллективом — он жил им. Занятия, записи, эфиры, концерты, гастроли, поиск репертуара, сотрудничество с композиторами — на самого себя у Виктора Сергеевича порой не оставалось свободной минуты. И Большой детский хор Гостелерадио в буквальном смысле звучал на всю страну. Однажды на концерте хора побывал знаменитый дирижёр и пианист Евгений Светланов. Не дождавшись Попова, которого публика никак не отпускала со сцены, Евгений Фёдорович оставил ему записку: «Многочтимый, дорогой, уникальный Виктор Сергеевич! Спасибо Вам за титанический труд. Он по достоинству был всеми оценён на концерте. Да хранит Вас Господь! Да продлит он Ваши дни на радость всем».
При всей популярности коллектива, Виктор Сергеевич был настоящим бессребреником. Большую часть своих заработков он тратил на нужды хора. Например, после гастролей коллектива в Японии Попов получил от импресарио свой гонорар и тут же раздал помощникам: осветителям, звукорежиссёрам, уборщикам. «Они получили меньше, чем я, а сделали такое же большое дело», — объяснил Виктор Сергеевич свой поступок своему импресарио, который каким-то образом обо всём узнал. Заработанное он считал общим достоянием.
Друг Попова, писатель, поэт и драматург Михаил Садовский вспоминал: «Про репертуар Большого детского хора говорили — „Песни Попова“, забыв о композиторах и поэтах. И те нисколько на это не обижались». Садовский с восхищением говорил об умении Виктора Сергеевича из каждого номера сделать событие, спектакль, праздник.
В 1991 году на базе Московского хорового училища Виктор Сергеевич организовал Академию хорового искусства и мужской хор. С этим коллективом дирижёр воплотил свою давнюю мечту — стал выступать с духовными произведениями, такими, как «Всенощное бдение» Рахманинова, оратория «Христос» Ференца Листа, кантата «Иоанн Дамаскин» Танеева. Под руководством Попова мужской хор Академии неоднократно исполнял божественную Литургию святителя Иоанна Златоуста на музыку разных композиторов.
«Когда человек начинает петь, его душа наполняется, и он другими глазами начинает смотреть на жизнь», — говорил дирижёр Виктор Сергеевич Попов. Песню он называл душой русского человека. И добавлял: «Когда видишь поющих людей, их светлые лица, — понимаешь, что ты счастливый человек».
Все выпуски программы Жизнь как служение
3 сентября. О целостности внутреннего мира человека

В 3-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот».
О целостности внутреннего мира человека — протоиерей Владимир Быстрый.
Эти слова — приговор всякой розни, всякой внутренней распре. Дьявол есть отец разделения, лжи и хаоса.
Но посмотрите на Христа. В Нём полная целостность. Он творит не волю врага, но волю пославшего Его Отца. Его дело не разделять, но собирать, не разрушать, но исцелять. Каждое чудо, каждое слово Его — это явление единой воли Пресвятой Троицы, совершенной любви и единства.
Святитель Иоанн Златоуст говорит, что Христос пришёл как сильный, чтобы связать сильного дьявола и расхитить его сосуды. Он побеждает разделение мира своим абсолютным единством с Отцом.
Этот же призыв к целостности обращён и к нам. Наш внутренний дом, наша душа не может устоять, если в нём разделение между верой и жизнью, между молитвою и делом.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 сентября. О духовной борьбе

В 10-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем».
О духовной борьбе — протоиерей Максим Горожанкин.
Духовная жизнь православного христианина неразрывно связана с борьбой со страстями. На первый взгляд может показаться, что человека верующего, да и неверующего, может заботить только лишь борьба со страстями плотскими.
Но человек состоит из тела и души, и, совершая брань с грубыми страстями плотскими, мы не должны забывать о страстях духовных, таких как гордость, зависть, осуждение в помыслах.
И сочетая в себе борьбу как с плотскими, так и с духовными страстями, мы должны восходить от силы в силу, имея перед собой образ Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 сентября. О святости преподобной Марфы Дивеевской

Сегодня 3 сентября. День памяти преподобной Марфы Дивеевской, отошедшей ко Господу в 1829 году.
О её святости — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на собор Дивеевских святых во главе с преподобным Серафимом Саровским, то первое — недоумение: Серафим Саровский в Дивееве не жил, а жил в Сарове. Это, вроде, женский монастырь. Но, как мы знаем, промыслительно мощи преподобного покоятся в женской обители.
Точно так же мы воспринимаем: ну, вот Серафим Саровский, такой учитель, наверняка он первый вошёл в Царствие Небесное, а за ним последовали его ученики и ученицы. Но и здесь нас ждёт удивление, потому что раньше вошла навстречу Христу в вечную жизнь преподобная Марфа Дивеевская.
У нас есть воспоминания современников, которые отмечали настоящую красоту преподобной Марфы. Да и не собиралась она в монастырь. Пришла она к старцу за благословением, но по послушанию осталась и приняла на себя монашеский труд.
Можно ли сказать: «Ой, как-то перевернулась жизнь, как-то за неё преподобный Серафим всё решил?» Но нет, она нашла настоящее счастье, нашла счастье в служении Пресвятой Богородице и стала тем человеком, который больше всех потрудился на строительстве знаменитой Дивеевской канавки.
Все выпуски программы Актуальная тема