«Прекрасное далёко», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», «Солнечный круг» — эти нестареющие песни в исполнении звонких ребячьих голосов слышал, конечно, каждый. Большой детский хор Гостелерадио СССР — легендарный музыкальный коллектив — в народе называли не иначе как «хором Попова». Его основателя и художественного руководителя, Виктора Сергеевича Попова — народного артиста Советского Союза, хорового дирижёра, педагога, кавалера французского Ордена искусств и множества отечественных наград — коллеги называли служителем музыки. Жизнь Виктора Сергеевича, действительно, была служением — зрителям, ученикам и всем тем, кому его творчество приносило радость.
1979 год. Концерт Большого детского хора в Комсомольске-на Амуре. В самый разгар выступления вдруг отключилось электричество. Музыкальные инструменты замолчали. Зрители заволновались. Но Виктор Сергеевич Попов тихонько сказал: «Ребята, продолжаем». Сорок минут в полной темноте хор а капелла исполнял народные песни. Когда свет, наконец, дали, зал взорвался аплодисментами.
«Он дирижировал душами», — говорят ученики Попова. Виктор Сергеевич не просто руководил коллективом — он жил им. Занятия, записи, эфиры, концерты, гастроли, поиск репертуара, сотрудничество с композиторами — на самого себя у Виктора Сергеевича порой не оставалось свободной минуты. И Большой детский хор Гостелерадио в буквальном смысле звучал на всю страну. Однажды на концерте хора побывал знаменитый дирижёр и пианист Евгений Светланов. Не дождавшись Попова, которого публика никак не отпускала со сцены, Евгений Фёдорович оставил ему записку: «Многочтимый, дорогой, уникальный Виктор Сергеевич! Спасибо Вам за титанический труд. Он по достоинству был всеми оценён на концерте. Да хранит Вас Господь! Да продлит он Ваши дни на радость всем».
При всей популярности коллектива, Виктор Сергеевич был настоящим бессребреником. Большую часть своих заработков он тратил на нужды хора. Например, после гастролей коллектива в Японии Попов получил от импресарио свой гонорар и тут же раздал помощникам: осветителям, звукорежиссёрам, уборщикам. «Они получили меньше, чем я, а сделали такое же большое дело», — объяснил Виктор Сергеевич свой поступок своему импресарио, который каким-то образом обо всём узнал. Заработанное он считал общим достоянием.
Друг Попова, писатель, поэт и драматург Михаил Садовский вспоминал: «Про репертуар Большого детского хора говорили — „Песни Попова“, забыв о композиторах и поэтах. И те нисколько на это не обижались». Садовский с восхищением говорил об умении Виктора Сергеевича из каждого номера сделать событие, спектакль, праздник.
В 1991 году на базе Московского хорового училища Виктор Сергеевич организовал Академию хорового искусства и мужской хор. С этим коллективом дирижёр воплотил свою давнюю мечту — стал выступать с духовными произведениями, такими, как «Всенощное бдение» Рахманинова, оратория «Христос» Ференца Листа, кантата «Иоанн Дамаскин» Танеева. Под руководством Попова мужской хор Академии неоднократно исполнял божественную Литургию святителя Иоанна Златоуста на музыку разных композиторов.
«Когда человек начинает петь, его душа наполняется, и он другими глазами начинает смотреть на жизнь», — говорил дирижёр Виктор Сергеевич Попов. Песню он называл душой русского человека. И добавлял: «Когда видишь поющих людей, их светлые лица, — понимаешь, что ты счастливый человек».
Все выпуски программы Жизнь как служение
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.