Псалом 46. Богослужебные чтения - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Псалом 46. Богослужебные чтения

Псалом 46. Богослужебные чтения
Поделиться Поделиться
Раскрытая книга

Одним из принципов академической науки является объективность. Иными словами — стремление исследователя максимально дистанцироваться от своих личных предпочтений, чувств, переживаний и действовать исключительно с холодной головой. Но это в теории. Чаще всего, люди вольно или невольно скатываются в субъективность, так сказать, «подвёрстывая» реальность под себя. Хорошим примером этому является псалом 46-й, что читается сегодня в храме во время богослужения. Давайте послушаем.

Псалом 46.

1 Начальнику хора. Сынов Кореевых. Псалом.

2 Восплещите руками все народы, воскликните Богу гласом радости;

3 ибо Господь Всевышний страшен, — великий Царь над всею землею;

4 покорил нам народы и племена под ноги наши;

5 избрал нам наследие наше, красу Иакова, которого возлюбил.

6 Восшёл Бог при восклицаниях, Господь при звуке трубном.

7 Пойте Богу нашему, пойте; пойте Царю нашему, пойте,

8 ибо Бог — Царь всей земли; пойте все разумно.

9 Бог воцарился над народами, Бог воссел на святом престоле Своём;

10 князья народов собрались к народу Бога Авраамова, ибо щиты земли — Божии; Он превознесён над ними.

На первый взгляд, прозвучавший псалом является чуть ли не гимном военной победы. И он действительно воспринимался таковым долгое время. Ветхозаветные евреи полагали, что в псалме 46-м изложено пророчество о грядущем царстве Мессии. Оно (это царство) должно было, по мысли древних иудеев, представлять собой процветающее и могущественное земное государство, где народ избранный займёт ведущую и главенствующую роль.

Можно ли сделать подобный вывод, исходя из прозвучавшего текста? При желании, конечно же, можно. Но давайте посмотрим, насколько корректным будет такое данное толкование? Действительно ли пророческий по характеру своему псалом 46-й обещает читателю именно такой взгляд? Начинается текст псалма с призыва: «Восплещите руками все народы, воскликните Богу гласом радости». По мысли автора псалма (и это, скорее всего, был не царь и пророк Давид, а кто-то иной), наступление царства Мессии должно вызвать у народов земли радость, даже восторг. И это несмотря на то, что данные народы окажутся в подчинённом состоянии. Или как читаем мы в псалме: «покорил нам народы и племена под ноги наши».

Надо сказать, что подобная картина слабо соответствует привычной реальности. Обычно покорённые народы не торжествуют, а горюют. А тут мы видим радость. В чём же причина? А вот в чём. Псалом 46-й действительно имеет пророческий характер. Вот только повествует он не о политическом переустройстве мира, а о чуде рождения Спасителя Иисуса Христа. И Царство, создание которого предвещает псалмопевец, не есть царство земное, а духовное.

Иными словами — речь идёт о возникновении Церкви Христовой, внутри которой произойдёт и по факту произошло примирение ранее враждовавших народов, добровольно подчинивших себя Христу. В эпоху Ветхого Завета сложно было представить, что такие разные национальности, как евреи, эллины, галаты, сирийцы, ромеи и прочие народы, смогут обрести что-то общее, познать единство. Но это чудо случилось не по человеческой воле, не через политическое принуждение, а благодаря Божьей милости к роду человеческому. Люди той далёкой эпохи, соприкоснувшись с Евангелием, вдохновились и преобразились. Стали искать не противостояния, а настоящего мира.

И в Церкви Христовой не стало ни эллина, ни иудея. На их месте возникло новое творение Божие — обновлённые в таинстве крещения люди, братья и сёстры во Христе. Или как говорится в псалме: «ибо Бог — Царь всей земли». Констатируя этот факт, псалмопевец призывает читателей (и древних, и нас с вами): «пойте все Богу разумно». То есть молитесь Богу с холодной, в хорошем смысле, головой, не пытаясь выдать за правду Божию, своё лукавство. Как это уже однажды происходило. Вожди современного Христу Израиля — фарисеи и книжники — совершили ужасную ошибку — отказались принять настоящего Спасителя, потому что возлюбили спасителя выдуманного. Из-за этого они оказались за пределами Церкви.

Мы же давайте стремиться быть ближе к правде Божией. Что подразумевает и горячность сердца, и трезвость мысли. Чтобы, с одной стороны, быть верными любви Божией. А с другой — не пытаться, повторюсь, выдать желаемое за действительное!


Псалом 46. (Русский Синодальный перевод)


Псалом 46. (Церковно-славянский перевод)

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем