
Одним из принципов академической науки является объективность. Иными словами — стремление исследователя максимально дистанцироваться от своих личных предпочтений, чувств, переживаний и действовать исключительно с холодной головой. Но это в теории. Чаще всего, люди вольно или невольно скатываются в субъективность, так сказать, «подвёрстывая» реальность под себя. Хорошим примером этому является псалом 46-й, что читается сегодня в храме во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 46.
1 Начальнику хора. Сынов Кореевых. Псалом.
2 Восплещите руками все народы, воскликните Богу гласом радости;
3 ибо Господь Всевышний страшен, — великий Царь над всею землею;
4 покорил нам народы и племена под ноги наши;
5 избрал нам наследие наше, красу Иакова, которого возлюбил.
6 Восшёл Бог при восклицаниях, Господь при звуке трубном.
7 Пойте Богу нашему, пойте; пойте Царю нашему, пойте,
8 ибо Бог — Царь всей земли; пойте все разумно.
9 Бог воцарился над народами, Бог воссел на святом престоле Своём;
10 князья народов собрались к народу Бога Авраамова, ибо щиты земли — Божии; Он превознесён над ними.
На первый взгляд, прозвучавший псалом является чуть ли не гимном военной победы. И он действительно воспринимался таковым долгое время. Ветхозаветные евреи полагали, что в псалме 46-м изложено пророчество о грядущем царстве Мессии. Оно (это царство) должно было, по мысли древних иудеев, представлять собой процветающее и могущественное земное государство, где народ избранный займёт ведущую и главенствующую роль.
Можно ли сделать подобный вывод, исходя из прозвучавшего текста? При желании, конечно же, можно. Но давайте посмотрим, насколько корректным будет такое данное толкование? Действительно ли пророческий по характеру своему псалом 46-й обещает читателю именно такой взгляд? Начинается текст псалма с призыва: «Восплещите руками все народы, воскликните Богу гласом радости». По мысли автора псалма (и это, скорее всего, был не царь и пророк Давид, а кто-то иной), наступление царства Мессии должно вызвать у народов земли радость, даже восторг. И это несмотря на то, что данные народы окажутся в подчинённом состоянии. Или как читаем мы в псалме: «покорил нам народы и племена под ноги наши».
Надо сказать, что подобная картина слабо соответствует привычной реальности. Обычно покорённые народы не торжествуют, а горюют. А тут мы видим радость. В чём же причина? А вот в чём. Псалом 46-й действительно имеет пророческий характер. Вот только повествует он не о политическом переустройстве мира, а о чуде рождения Спасителя Иисуса Христа. И Царство, создание которого предвещает псалмопевец, не есть царство земное, а духовное.
Иными словами — речь идёт о возникновении Церкви Христовой, внутри которой произойдёт и по факту произошло примирение ранее враждовавших народов, добровольно подчинивших себя Христу. В эпоху Ветхого Завета сложно было представить, что такие разные национальности, как евреи, эллины, галаты, сирийцы, ромеи и прочие народы, смогут обрести что-то общее, познать единство. Но это чудо случилось не по человеческой воле, не через политическое принуждение, а благодаря Божьей милости к роду человеческому. Люди той далёкой эпохи, соприкоснувшись с Евангелием, вдохновились и преобразились. Стали искать не противостояния, а настоящего мира.
И в Церкви Христовой не стало ни эллина, ни иудея. На их месте возникло новое творение Божие — обновлённые в таинстве крещения люди, братья и сёстры во Христе. Или как говорится в псалме: «ибо Бог — Царь всей земли». Констатируя этот факт, псалмопевец призывает читателей (и древних, и нас с вами): «пойте все Богу разумно». То есть молитесь Богу с холодной, в хорошем смысле, головой, не пытаясь выдать за правду Божию, своё лукавство. Как это уже однажды происходило. Вожди современного Христу Израиля — фарисеи и книжники — совершили ужасную ошибку — отказались принять настоящего Спасителя, потому что возлюбили спасителя выдуманного. Из-за этого они оказались за пределами Церкви.
Мы же давайте стремиться быть ближе к правде Божией. Что подразумевает и горячность сердца, и трезвость мысли. Чтобы, с одной стороны, быть верными любви Божией. А с другой — не пытаться, повторюсь, выдать желаемое за действительное!
Псалом 46. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 46. (Церковно-славянский перевод)
Поможем жителям Курской области построить жизнь на новом месте

В фонд «Мои друзья» обратились за поддержкой жители села Мартыновка Курской области. В августе прошлого года они были вынуждены оставить свои дома, хозяйства и устраивать жизнь на новом месте. Сегодня кто-то из сельчан находится в пунктах временного размещения, а кто-то снимает жильё самостоятельно. Как бы ни было трудно самим, а людям порой не хватает простого — продуктов, бытовой химии или посуды, — они стараются позаботиться о ближних. Надежда Викторовна, глава мартыновского сельсовета, рассказывает: «У нас есть Владимир Николаевич, он, например, помогает нашим бойцам ремонтировать машины. Светлана Николаевна делает заготовки — сушит овощи, которые потом передают солдатам». Кроме этого, жители села поддерживает госпитали, а ещё проводят благотворительные концерты для людей в пунктах временного размещения. Один словом — каждый делает, что может.
И всё же этим людям и самим порой необходима поддержка. Они утратили всё, что нажили годами, и строят свою жизнь с нуля. Поэтому любая крупица помощи для них — большое подспорье. «Когда фонд „Мои друзья“ передал нам бытовую химию. Вы не представляете с каким блеском в глазах люди её получали. Им важно знать, что у них есть поддержка и они кому-то нужны», — объясняет Надежда Викторовна.
В этот раз по просьбе жителей Курской области фонд «Мои друзья» собирается отправить им больше трёхсот наборов кухонной утвари. В них войдут — столовые приборы, тарелки, чашки и многое другое, без чего в быту не обойтись. В настоящее время на сайте фонда «Мои друзья» открыт сбор на всё необходимое и у вас есть возможность его поддержать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Примеры христианской любви. Архим. Иоанн (Крестьянкин)». Священник Анатолий Правдолюбов

У нас в студии был клирик храма святителя Иова на Можайском шоссе священник Анатолий Правдолюбов.
Разговор пойдет об определении Любви, которое дает апостол Павел, а также о людях, которые смогли показать такую любовь своей жизнью, в частности об архимандрите Иоанне (Крестьянкине).
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед, посвященных «Гимну любви» апостола Павла.
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена разговору о любви, как Божьем даре человеку.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер

У нас в студии был клирик храма Новомучеников и Исповедников Российских в Строгино, ведущий специалист Миссионерского центра Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, полковник внутренней службы в отставке протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер.
Мы говорили с нашим гостем о его пути к вере, о том, как будучи известным ученым-криминалистом, сотрудником МВД принял решение стать священником, а также разговор шел о курсах дополнительного богословского образования Православного Свято-Тихоновского университета со специальным направлением для военных.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер