28 сентября 1928 года у британского микробиолога Александра Флеминга был первый рабочий день после отпуска. Кабинет встретил доктора Флеминга творческим беспорядком. Уходя в отпуск, учёный не убрал со стола колбы и пробирки — за время его отсутствия они покрылись толстым слоем пыли. А в стеклянной лабораторной ёмкости, где Флеминг выращивал бактерии стафилококка, так и вовсе появилась плесень! Кажется, день начнётся с генеральной уборки, — покачал головой доктор. И вдруг замер, не веря своим глазам. В радиусе нескольких сантиметров от скопления плесневых грибков стафилококк исчез! Доктор долго крутил ёмкость перед глазами. Сомнений не было — плесень, которая выросла в ней за время его отпуска — грибок пенициллиум нотатум — уничтожила бактерии. Так Александр Флеминг открыл пенициллин — первый в мире антибиотик.
«Моя жизнь — в лаборатории», — любил повторять Флеминг. Из этой самой лаборатории открылась дверь в новую эру в мировой медицине. Болезни, при которых прежде человек почти стопроцентно обрекался на смерть, теперь с помощью пенициллина можно было вылечить и существенно облегчить их течение. Пневмония, эпидемиологический менингит, остеомиелит, скарлатина, дифтерия и другие инфекционные заболевания отступили перед пенициллином. Чудодейственный порошок заживлял самые тяжёлые раны и помогал избежать заражения крови. Если до эры пенициллина даже после успешно проведённых хирургических операций пациенты порой умирали от сепсиса, то с появлением антибиотика постоперационные воспаления и нагноения больше не были приговором. Другими словами, открытие доктора Александра Флеминга спасло миллионы жизней.
Но для того, чтобы «король антибиотиков» — так в ХХ веке называли пенициллин — показал, на что он способен, Флемингу пришлось пройти непростой путь. Сначала доктор решил выяснить, всякая ли плесень обладает антибактериологическим эффектом. Доходило до курьёзов: товарищ Флеминга по гольф-клубу вспоминал, как учёный просил своих знакомых приносить ему вещи, подверженные плесени. В «коллекции» доктора оказались такие, к примеру, предметы, как чьи-то позеленевшие от влаги и старости туфли, головка залежалого сыра, гнилая дыня. В конце концов подтвердилось: только пеницилловые грибки способны уничтожать бактерии, Теперь нужно было проверить их в жизни. Самый первый опыт Флеминг провёл, не выходя из лаборатории. У его ассистента, мистера Крэддока, случилось обострение гайморита. С его согласия доктор закапал ему в носовые пазухи «пенициллиновый бульон» — водный раствор плесени. Буквально через пару дней Крэддок пошёл на поправку и вскоре выздоровел.
13 февраля 1929 года в лондонском Медицинском научно-исследовательском клубе Флеминг выступил с докладом о поразительных свойствах пенициллина. Коллеги выслушали его на удивление прохладно. «Флеминг был очень застенчив и крайне скромно рассказывал о своём открытии», — вспоминал позже один из них. Пройдёт целых тринадцать лет, прежде чем пенициллин громко заявит о себе. Это случится в 1942 году, в разгар Второй Мировой войны. Тысячи солдат умирали от ран на её фронтах. Флеминг встретился с премьер-министром Великобритании Уинстоном Черчиллем и высказал идею о том, чтобы наладить промышленное производство пенициллина. Помогли двое других британских учёных — Говард Флори и Эрнст Чейн. Они выделили из плесневого грибка чистый пенициллин, из которого и стал производиться порошок. Невозможно сосчитать, какому количеству солдат, воюющих против фашистской Германии, спас он жизни. В 1943-м году по образцу штамма Флеминга пенициллин был выведен в Советском Союзе — этим занималась микробиолог Зинаида Ермольева. А доктор Александр Флеминг за своё открытие был удостоен Нобелевской премии. В своей речи на церемонии награждения он, с присущей ему скромностью, заявил: «Говорят, что я изобрёл пенициллин. Но ни один человек не мог его изобрести, потому что это вещество создано природой. Я всего лишь обратил на него внимание людей и дал ему название».
Все выпуски программы Жизнь как служение
Деяния святых апостолов
Деян., 1 зач., I, 1-8.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Если мы внимательно читали Евангелие, то могли заметить, что Господь постоянно говорит Своим ученикам о тайне Царства Небесного. Церковь утверждает, что хранит эту тайну до сих пор. О чём же идёт речь? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 1-й главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
1 Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала
2 до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал,
3 которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.
4 И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня,
5 ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.
6 Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?
7 Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти,
8 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.
После Светлого Воскресения Христос продолжает являться Своим ученикам на протяжении сорока дней. Как слышим мы сегодня из чтения книги Деяний святых апостолов, Спаситель рассказывает им о Царствии Божием. Может показаться, что Христос передаёт апостолам какое-то особое учение, которое не вошло в Евангелие и которое доступно лишь узкому кругу посвящённых. Благодаря этому тайному знанию ученики становятся сверхлюдьми, в распоряжении которых оказываются какие-то сверхспособности. Однако дальнейшее повествование свидетельствует, что это не так.
После того как Христос призывает апостолов не уходить из Иерусалима и дожидаться сошествия Святого Духа, они в недоумении спрашивают: «не сейчас ли, Господи, ты восстановишь Израильское царство?» Очень показательный вопрос. Апостолы задавали его Спасителю с самого начала их совместного путешествия. С самого момента своего призвания они ждали, что Христос прогонит римлян и вернёт еврейскому государству былую славу.
Однако, посмотрите, как Господь милостив. Как Он терпелив. С какой кротостью Он переносит это невежество Своих учеников. Он видит, что несмотря на всё произошедшее, ложные представления о Мессии всё ещё сидят в их головах. Суть Его учения о Царстве Небесном до сих пор ими не усвоена. А потому Он и отвечает им уклончиво: «не ваше дело знать времена или сроки». Иными словами, ваше дело дождаться сошествия Духа, получить от Него силу, начать проповедь и тогда вы всё поймете сами. Вы получите все необходимые ответы.
Так и случилось. Пришёл обещанный Дух, апостолы начали свидетельствовать о Христе людям, и ложные ожидания в их голове испарились. Потребность учеников в грандиозных внешних преобразованиях исчезла, будто её и не было. Великая духовная реальность, которую они до этого ощущали лишь смутно, в полноте открылась в их сердцах. Уже во время своей жизни они стали полноценными участниками Царства Мессии.
В той или иной степени каждый из нас исполнен ложных представлений и предрассудков о духовной жизни. И, пожалуй, не самый последний из них — это постоянное ожидание значимых изменений. Я словно всё время жду, что однажды Господь откроет мне какую-то тайну. Тогда моя жизнь изменится. Всё резко станет лучше. Евангелие напоминает нам сегодня: все грандиозные изменения уже произошли. Дух Святой уже сошёл. А потому великая тайна христианства заключается в том, что нет на самом деле никакой тайны. Евангелие Христово предельно просто — каждый день ищи волю Бога и старайся принести пользу тем людям, которые тебя окружают. Иными словами, преврати свою жизнь в служение. В той мере, в какой это исполняем, нас наполняет благодать Святого Духа. Всё вокруг нас и в нас самих оказывается на своих местах, и в нашем сердце загорается пасхальная радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Пасхальное богослужение
Пасхальное богослужение — самое главное в году. Самое торжественное и яркое. Оно проникнуто радостью о Воскресении Христа и победы над смертью. По традиции, служба начинается в субботу незадолго до полуночи. Ведь Христос воскрес в ночь «первого дня после субботы», как говорили тогда иудеи. Первые письменные упоминания о ночной службе на Пасху относятся к третьему веку по Рождестве Христовом, периоду жестоких гонений на христиан, когда праздник был связан для них с большой опасностью.
Сама пасхальная служба, по традиции, сложившейся в России к концу девятнадцатого века, начинается ровно в полночь заутреней и крестным ходом вокруг храма. Крестный ход — дань древней традиции, когда в эту ночь проходило крещение людей, принявших веру Христову, и после Таинства они шли в храм на литургию принять святое причастие. Он также напоминает о пути жен-мироносиц, пришедших к гробнице с погребальным маслом и увидевших, что она пуста. После крестного хода, перед тем, как войти в храм, священник возглашает «Христос воскресе!», и все верующие подхватывают радостную весть ответным возгласом «Воистину воскресе!»
В храме начинается Утреня, которая включает в себя огласительное слово Иоанна Златоуста. Текст этого «слова» глубоко проникновенен: «...Последнего и первого в этот день Господь принимает с одинаковой радостью. Пусть богатые и бедные в этот день радуются друг с другом. Прилежные и ленивые — пусть одинаково чтут этот день. Постившиеся и не постившиеся — пусть все одинаково веселятся. Пусть никто в этот день Пасхи не рыдает о своём убожестве — потому что явилось общее царство. Пусть никто о грехах своих не плачет — потому что в этот день Бог дал людям Своё прощение. Пусть никто не боится смерти, всех освободила смерть Христова».
После утрени служится Литургия. Её особенность — чтение Евангелия на разных языках — на латыни, древнегреческом, английском, испанском, французском, немецком и любом другом языке в знак того, что Благая Весть Христа, Его учение обращено ко всем народам мира. Священник читает начальный фрагмент из Евангелия апостола Иоанна Богослова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог». Слово — значит Христос.
А средоточием Божественной Литургии является Евхаристия, причащение Пречистого Тела и Крови Спасителя.
И всё пасхальное богослужение — от утрени до окончания Литургии — совершается при открытых алтарных, Царских Вратах. И они не затворяются всю Светлую пасхальную Неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз нам врата Небесного Царствия.
«Воскресение Христово и Светлая седмица». Прот. Максим Первозванский
В нашей студии был клирик московского храма Сорока Севастийских мучеников протоиерей Максим Первозванский.
Разговор шел о светлом Христовом Воскресении, о богослужениях пасхальной недели, о праздновании в честь Иверской иконы Богородицы, а также иконы «Живоносный источник».