Александр Флеминг — микробиолог — открыл пенициллин, то есть первый в мире антибиотик. Благодаря этому значимому открытию стало возможным вылечить болезни, при которых прежде человек почти гарантированно обрекался на смерть.
Флеминг открыл пенициллин 28 сентября 1928 года, однако для того, чтобы «король антибиотиков» — так в ХХ веке называли пенициллин — показал, на что он способен, Флемингу пришлось пройти непростой путь. Пенициллин заявил громко о себе спустя 13 лет, в 1942 году, в разгар Второй мировой войны. А в 1943 году по образцу штамма Флеминга пенициллин был выведен в Советском Союзе — этим занималась микробиолог Зинаида Ермольева.
За своё открытие доктор Александр Флеминг был удостоен Нобелевской премии. Что он сказал о пенициллине во время церемонии награждения?

28 сентября 1928 года у британского микробиолога Александра Флеминга был первый рабочий день после отпуска. Кабинет встретил доктора Флеминга творческим беспорядком. Уходя в отпуск, учёный не убрал со стола колбы и пробирки — за время его отсутствия они покрылись толстым слоем пыли. А в стеклянной лабораторной ёмкости, где Флеминг выращивал бактерии стафилококка, так и вовсе появилась плесень! Кажется, день начнётся с генеральной уборки, — покачал головой доктор. И вдруг замер, не веря своим глазам. В радиусе нескольких сантиметров от скопления плесневых грибков стафилококк исчез! Доктор долго крутил ёмкость перед глазами. Сомнений не было — плесень, которая выросла в ней за время его отпуска — грибок пенициллиум нотатум — уничтожила бактерии. Так Александр Флеминг открыл пенициллин — первый в мире антибиотик.
«Моя жизнь — в лаборатории», — любил повторять Флеминг. Из этой самой лаборатории открылась дверь в новую эру в мировой медицине. Болезни, при которых прежде человек почти стопроцентно обрекался на смерть, теперь с помощью пенициллина можно было вылечить и существенно облегчить их течение. Пневмония, эпидемиологический менингит, остеомиелит, скарлатина, дифтерия и другие инфекционные заболевания отступили перед пенициллином. Чудодейственный порошок заживлял самые тяжёлые раны и помогал избежать заражения крови. Если до эры пенициллина даже после успешно проведённых хирургических операций пациенты порой умирали от сепсиса, то с появлением антибиотика постоперационные воспаления и нагноения больше не были приговором. Другими словами, открытие доктора Александра Флеминга спасло миллионы жизней.
Но для того, чтобы «король антибиотиков» — так в ХХ веке называли пенициллин — показал, на что он способен, Флемингу пришлось пройти непростой путь. Сначала доктор решил выяснить, всякая ли плесень обладает антибактериологическим эффектом. Доходило до курьёзов: товарищ Флеминга по гольф-клубу вспоминал, как учёный просил своих знакомых приносить ему вещи, подверженные плесени. В «коллекции» доктора оказались такие, к примеру, предметы, как чьи-то позеленевшие от влаги и старости туфли, головка залежалого сыра, гнилая дыня. В конце концов подтвердилось: только пеницилловые грибки способны уничтожать бактерии, Теперь нужно было проверить их в жизни. Самый первый опыт Флеминг провёл, не выходя из лаборатории. У его ассистента, мистера Крэддока, случилось обострение гайморита. С его согласия доктор закапал ему в носовые пазухи «пенициллиновый бульон» — водный раствор плесени. Буквально через пару дней Крэддок пошёл на поправку и вскоре выздоровел.
13 февраля 1929 года в лондонском Медицинском научно-исследовательском клубе Флеминг выступил с докладом о поразительных свойствах пенициллина. Коллеги выслушали его на удивление прохладно. «Флеминг был очень застенчив и крайне скромно рассказывал о своём открытии», — вспоминал позже один из них. Пройдёт целых тринадцать лет, прежде чем пенициллин громко заявит о себе. Это случится в 1942 году, в разгар Второй Мировой войны. Тысячи солдат умирали от ран на её фронтах. Флеминг встретился с премьер-министром Великобритании Уинстоном Черчиллем и высказал идею о том, чтобы наладить промышленное производство пенициллина. Помогли двое других британских учёных — Говард Флори и Эрнст Чейн. Они выделили из плесневого грибка чистый пенициллин, из которого и стал производиться порошок. Невозможно сосчитать, какому количеству солдат, воюющих против фашистской Германии, спас он жизни. В 1943-м году по образцу штамма Флеминга пенициллин был выведен в Советском Союзе — этим занималась микробиолог Зинаида Ермольева. А доктор Александр Флеминг за своё открытие был удостоен Нобелевской премии. В своей речи на церемонии награждения он, с присущей ему скромностью, заявил: «Говорят, что я изобрёл пенициллин. Но ни один человек не мог его изобрести, потому что это вещество создано природой. Я всего лишь обратил на него внимание людей и дал ему название».
Все выпуски программы Жизнь как служение
Задостойник Благовещения

Фото: Ksenya Loboda / Pexels
Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, который Церковь отмечает 7 апреля по новому стилю, — один из моих любимых дней в году. В свежем прохладном весеннем воздухе витает какое-то особое ощущение обновления, пробуждения природы. А ещё — предчувствие радости, которую Архангел Гавриил принёс в этот день Пресвятой Деве Марии, сказав Ей: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами... Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус».
Каждый год в Праздник Благовещения Церковь в богослужебных текстах, в молитвах и песнопениях напоминает нам о той радости, которая стала началом величайшего в истории человечества события — прихода Бога на землю. Эта радость звучит, например, в песнопении, именуемом Задостойником Благовещения. Давайте узнаем, почему оно так называется, поразмышляем над его текстом и послушаем отдельными фрагментами в исполнении сестёр храма Табынской иконы Божией Матери Орской епархии.
В богослужебной традиции православной Церкви есть особый момент: после Таинства Евхаристии, когда в алтаре заранее приготовленные хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христовы, хор исполняет песнопение, посвящённое Богородице, которое называется «Достойно есть». Я рассказываю об этой молитве в одном из выпусков программы «Голоса и гласы». Но на великие праздники, такие, как Благовещение, хор исполняет задостойники — особые гимны, раскрывающие смысл торжества. Само название этого песнопения — задостойник — говорит о том, что поётся оно вместо песни «Достойно есть».
Первая часть задостойника Благовещения в переводе на русский язык звучит так: «Благовествуй, земля, радость великую, / хвалите, небеса, Божию славу». По-церковнославянски фрагмент звучит так: «Благовествуй, земле, радость велию,/ хвалите, Небеса, Божию славу». Послушаем первую часть задостойника Благовещения.
Вторая часть задостойника по-русски звучит так: «Пусть одушевлённого Божия Ковчега / отнюдь не касается рука недостойных» или по-церковнославянски «Я́ко одушевленному Божию кивоту,/ да никакоже коснется рука скверных». Послушаем вторую часть песнопения.
Песнопение завершается строчками, которые так переводятся на русский язык: «Но уста верных не умолкая, / воспевая возглас Ангела, / в радости Богородице да взывают: / «Радуйся, Благодатная,// Господь с Тобою!» На церковнославянском языке третий фрагмент песнопения звучит так: «Устне же верных, Богородице, немолчно,/ глас Ангела воспевающе,/ с радостию да вопиют:/ «Радуйся, Благодатная,// Господь с Тобою!»
Послушаем третью часть задостойника Благовещения.
Задостойник Благовещения появился в богослужебном уставе в византийскую эпоху, примерно в VI или VII веке. Образы, заложенные в нём, несут основополагающие богословские смыслы. В словах «яко одушевленному Божию кивоту» Богородица сравнивается с Ковчегом Завета, святыней, в которой, согласно Ветхому Завету, пребывала слава Божия. Фраза из песнопения «Да никакоже коснется рука скверных» — подчёркивает святость Пресвятой Богородицы. А главное, текст песнопения напоминает нам о том, что Благовещение — это не просто событие прошлого, а реальное переживание веры для каждого христианина. Ведь Благая весть, которую Пресвятой Деве Марии принёс архангел Гавриил, — это радость встречи с Богом любого человека, который готов откликнуться на эту весть всем сердцем.
Давайте послушаем задостойник Благовещения полностью в исполнении сестёр храма Табынской иконы Божией Матери.
Все выпуски программы: Голоса и гласы
Волгоград. Икона Сталинградской Божьей Матери
Волгоград был основан в шестнадцатом веке как острог Царицын, а с 1925-го по 1961-й год назывался Сталинградом. С таким именем город прославился во время Великой Отечественной войны в середине двадцатого века. Сталинградская битва 1942 года стала переломным моментом противостояния фашистам. В разгар этого затяжного сражения в городе произошло невероятное. В небе над разрушенными домами явилась Божия Матерь с Младенцем Христом на руках. Знамение утвердило веру жителей и защитников города в победу над фашистами. В 2020 году Сталинградское чудо запечатлел художник Василий Нестеренко в мозаичном панно. Мозаику можно увидеть на стене Патриаршего Воскресенского собора в парке «Патриот» в подмосковном городе Кубинка. Этот храм был построен и освящён в честь 75-летия победы в Великой Отечественной войне. На основании мозаики эксперты утвердили иконографию образа Сталинградской Божией Матери. Одна из первых икон по этому канону написана для собора Александра Невского в Волгограде.
Радио ВЕРА в Волгограде можно слушать на частоте 92,6 FM
Сосна

Фото: Иван Кузнецов / Pexels
Раннее июльское утро, на улице уже жарко. Природа и село проснулись, в деревянном храме идёт служба. Скромные подсвечники послушно собирают капли воска, капающие с тонких горящих свечей. В тишине церкви хрустальными нотами тропаря струится с клироса тихое пение матушки. Разноцветные косынки бабушек, как полевые цветы, неспешно кивают в поклонах Спасителю. Мужчины молятся на коленях. Со старинных потемневших икон смотрят на молящихся лики святых. Через настежь открытые окна в полумрак храма проникают голоса птиц и нагретый солнцем воздух. Становится душно, начинает кружится голова. Выхожу на минуту из церкви.
С высоты крыльца открывается вид на цветущий палисадник и высокие сосны, что окружают храм. Взгляд падает на одну из них, засохшую. Она так же высока и величественна, как её соседки, но уже мертва. Будто вырезанный из картона кажется её серебристый силуэт на фоне сестёр с золотистой корой и раскидистой зеленью веток. Она всё ещё красива изгибом ветвей и переливом серых оттенков ствола, но корни больше не питают её, потеряла она свою силу.
Всматриваюсь в неё и ловлю себя на мысли, что боюсь узнать в ней себя. А горит ли лампада внутри моего сердца, или я только стою в церкви, как картонный, и бездумно бегу по жизни? Тревожную мысль, будто порывом ветра, прогоняет возглас священника, и я с радостью перешагиваю порог церкви. Стремлюсь туда, к живительному ручью воскресной службы, что может напитать корни и придать сил. По храму разносится «Верую». Благодарю тебя, Господи, за такую возможность!
Текст Екатерина Миловидова читает Илья Крутояров
Все выпуски программы Утро в прозе











