
Жили в одной стране лисица, черепаха и блоха. Задумали они посеять втроём пшеницу. Весной так и сделали.
Черепаха оказалась очень трудолюбивой, она заботилась о пшенице: поливала её, очищала от сорняков, прогоняла с поля овец и коз. А лисица с блохой всё лето к пшенице даже не подходили.
Наступила осень — время жатвы. Черепаха убрала пшеницу, построила гумно и обмолотила её. Зёрна удались на славу! Только бедняга очень уж устала за день, решила после работы передохнуть. Осталось свезти обмолоченную пшеницу домой в амбар. Вдруг, откуда ни возьмись, появились лисица и блоха.
— Приветствуем тебя, — говорят. — Давненько не виделись.
— И вам привет, — отвечает черепаха. — Зачем пожаловали?
— Как зачем? Пришли, чтобы получить свою долю пшеницы.
— Вот как? А где же вы были, когда надо было её поливать, пропалывать, снимать урожай и молотить? — удивилась черепаха. — Если бы вы мне помогали, то сейчас разделили бы зерно поровну, а так нечестно получается.
— Ничего не знаю, я хочу получить свою пшеницу, которую мы вместе сеяли, — настаивала лиса.
Начали они спорить, никто друг другу уступить не хочет. И тут хитрая лисица, увидев, что черепаха не сдаётся, предложила:
— Пусть тогда сама судьба разрешит наш спор! Давайте сделаем так: заберёмся вместе на высокую гору, и кто скорее добежит оттуда до гумна, — тот и получит всю пшеницу.
Она-то знала, что у неё самые быстрые ноги, вот и придумала такое соревнование.
— Ладно, тебя всё равно не переспоришь, придётся положиться на судьбу, — согласилась черепаха.
Поднялись они втроём на высокую гору и побежали по команде вниз к гумну. Неуклюжая черепаха второпях оступилась, покатилась вниз, да и застряла между камней. А лисица добежала до гумна, обхватила лапами мешок и только хотела крикнуть: «Я первая», как услышала тоненький голосок:
— Ой-ой, не задави меня!
— Кто это тут пищит? — удивилась лисица.
— Это я, блоха, — донеслось из гумна.
— Как же ты здесь очутилась?
— А я раньше тебя прибежала.
Что же оказалось? Когда они втроём собрались бежать с горы, блоха незаметно прыгнула лисице на спину, а на гумне быстренько слезла вниз и сделала вид, что прибежала первой. Так и пришлось лисице уступить блохе всю пшеницу.
Только ей одной много не надо — она себе горстку оставила, а весь урожай трудолюбивой черепахе отдала.
Ну, а лисице наука: на всякую хитрость найдётся тот, кто тебя хитрее. А вот с правдой так не получится, её никакой неправдой не одолеть.
(по мотивам узбекской народной сказки)
7 июля. О действии Святого Духа

В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова о Крестителе Господнем Иоанне: «Не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится ещё от чрева матери своей».
О действии Святого Духа — протоиерей Владимир Быстрый.
Эти слова открывают нам удивительную истину:действие благодати может освещать человеческую природу с самых истоков земного бытия, приготовляя человека к великому служению. Исполнение Духом сформировало всю личность Крестителя: его жизнь в пустыне, строгий аскетизм не были самоцелью, но условием сохранения и возрастания в благодати.
Сила Духа явлена в его пламенной проповеди: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Его слова, проникая в сердца человеческие, были не мудростью человеческой, но гласом Духа истины. Само крещение в Иордане, крещение покаяния для оставления грехов, было действием того же Духа, призывающего к очищению.
Пред встречей с Мессией святой Дух дал ему глубочайшую прозорливость. Он безошибочно узнал в Иисусе Агнца Божия: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира». «Идущий за мной сильнее меня», — сказал он. Сила Духа в Иоанне мощно действовала на весь мир. Люди всех сословий приходили, каялись и крестились. Дух Святой был для Иоанна источником силы и мужества. Он бесстрашно обличал грех царя Ирода, что привело его к мученической кончине.
Итак, жизнь Иоанна Крестителя, от освящения во чреве до мученического венца, есть величайшая икона действия Святого Духа в мире. Он явил полное послушание Богу, пророческую ревность, чистоту и мужество — вот истинные плоды жизни в Духе.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 июля. О духовном пробуждении

В 13-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Наступил уже час пробудиться нам от сна».
О духовном пробуждении — протоиерей Максим Горожанкин.
Если мы внимательно посмотрим на содержание всего послания апостола Павла к римлянам, то увидим, что это чёткий и осознанный призыв римским христианам, обращённым из иудеев, начать вести осознанную, как бы мы сегодня сказали, христианскую жизнь и продолжать дело апостольской проповеди.
Всё послание от начала и до конца проникнуто идеей воскресения Христова: «Христос воскрес, а значит,и мы должны совоскреснуть с Ним». А как же нам совоскреснуть? Естественно, нам необходимо пробудиться от того сна, который нас сковывает. А какой это сон? Это сон — ощущение собственной избранности, это какое-то пленение разума относительно того, что нас спасает исполнение закона ветхозаветного, а не Бог.
И вот апостол Павел призывает своих слушателей, своих будущих учеников, к которым он ещё не дошёл, но скоро придёт, пробудиться от сна и обратиться от Ветхого Завета к Завету Новому. И конечно же, читая сегодня эти слова, мы также должны понимать, что спасает нас не формальное исполнение закона, а живая вера в воскресшего Господа нашего Иисуса Христа.
И дело покаяния — это дело непрестанного пробуждения: пробуждения навстречу Богу, навстречу людям, навстречу самому себе и навстречу каждому человеку, которого мы должны встречать на пути своей жизни как посланного от Господа.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 июля. Об иконографии пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Сегодня 7 июля. Рождество честного славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Об иконографии пророка — протоиерей Михаил Самохин.
Первые иконы Иоанна Крестителя, датированные III веком от Рождества Христова, найдены в римских катакомбах. Они изображают пророка аскетом, пустынником.
С XI века начало развиваться житийное направление в иконографии Иоанна Крестителя, включающее разные эпизоды повествования о его жизни, начиная с зачатия Иоанна Предтечи. Эту икону называют «Целованием праведных Захарий» или «Совет Рождества Иоанна Предтечи».
И затем икона «Ангел Пустыни», где он изображается с крыльями, подобно ангелам. Этот образ сложился где-то в конце XIII века. А на Руси с XVI века появился образ Иоанна Крестителя с крыльями, удерживающего в руках евхаристическую чашу с Богомладенцем.
Среди важных образов, конечно же, — это моление святого Иоанна Предтечи в пустыне, образ, на котором пророка изображают вошедшим в возраст и готовящимся приступить к трудам проповеди. Самая распространённая икона с Иоанном Крестителем, конечно, — это «Крещение Господне»,и затем «Усекновение главы Иоанна Предтечи». Сюжет усекновения появляется с X века и основан на VI главе Евангелиста Марка, рассказывающего о страшной судьбе пророка.
Среди сюжетов иконографии — обретение честной главы Иоанна Предтечи, его сошествие в ад, где он запечатлён повествующим о грядущем Мессии, и, конечно, где Иисус предстаёт с Матерью Божией к Спасителю и молится о нас, ведь по церковному преданию именно он вместе с Пресвятой Богородицей будет ходатайствовать о нас и на Страшном суде.
Поэтому будем же молиться Иоанну Крестителю об укреплении и нашей твердости в вере.
Все выпуски программы Актуальная тема