
У нас в гостях были настоятель Спасского храма в селе Усово, секретарь Одинцовского епархиального управления священник Дионисий Казанцев и председатель Наблюдательного Совета Фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество», ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории Российской академии наук Анна Громова.
Мы говорили о благотворительной и просветительской деятельности преподобномученицы великой княгини Елисаветы, и о посвященном ей крестном ходе в селе Усово: о его насыщенной программе и особенностях.
Ведущий: Константин Мацан
Константин Мацан:
— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА. Здравствуйте, уважаемые друзья. В студии у микрофона Константин Мацан. В гостях у нас сегодня не в первый раз уже на радиостанции «Вера», это хорошая традиция, едва ли не каждый год мы встречаемся, Анна Витальевна Громова, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории Российской академии наук, председатель Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества. Добрый вечер.
Анна Громова:
— Добрый вечер, Константин.
Константин Мацан:
— И священник Дионисий Казанцев, настоятель Спасского храма в селе Усово Одинцовского городского округа, секретарь Одинцовского епархиального управления. Добрый вечер.
Священник Дионисий Казанцев:
— Добрый вечер, Константин.
Константин Мацан:
— С вами, отче, насколько я помню, первый раз мы на Радио ВЕРА встречаемся, а вот с Анной Витальевной уже целая хорошая традиция. Каждый год мы говорим о замечательном событии, о Елизаветинском Крестном ходе. В этом году 18 сентября, в день памяти небесной покровительницы преподобномученицы Елисаветы тоже этот Крестный ход пройдет из села Ильинское, фамильного села Романовых, в село Усово, отец Дионисий как раз настоятель в этом храме. Об этом сегодня поговорим, потому что никогда не насыщаешься разговором и о царской семье, и о Елизавете Федоровне, и вообще обо всей этой странице нашей истории одновременно трагической и светлой. Трагической, если помнить о судьбе семьи последнего Российского императора и самой Елизаветы Федоровны. А светлой, если помнить об их святости и об их жизни. Вот об этом сегодня поговорим. Расскажите о Крестном ходе. Одиннадцатый Крестный ход Елисаветинский в этом году. В чем его особенность по сравнению с другими годами?
Анна Громова:
— Мы, безусловно, рады встретиться на программе «Светлый вечер». Каждый раз, когда мы встречаемся, хочется видеться вновь и вновь и с нашими радиослушателями обсуждать темы, которые наверняка всем интересны. Потому что они касаются единственного в Подмосковье императорского имения Усово-Ильинское, которое распложено совсем неподалеку от Москвы. Если сесть на Белорусском на электричку, то уже через сорок минут вы у нашего храма Спаса Нерукотворного Образа в селе Усово. В шаговой доступности от станции сейчас появились новые музеи. Наконец, в этом году сбылась наша мечта. Труды, милостью Божией, которые мы прикладывали на протяжении последних десяти лет — вся наша православная община, наш приход Спаса Нерукотворного Образа, все Елисаветинское сообщество, которое состоит из более чем шестисот организаций по всей России, в Российском зарубежье, в Святой земле — лепта каждого почитающего святую преподобномученицу Елизавету и сестру крестовую Варвару есть в этом нашем свершении. В этом году будет для нас знаковый Крестный ход. Мы пройдем не просто мимо мемориальных зданий, как раньше пролегал наш путь от храма Ильи пророка в селе Ильинское мимо родильного приюта великого князя Сергея Александровича, мимо лазарета, основанного Елизаветой Федоровной для увечных воинов русско-японской войны, переправимся на другой берег реки Москвы в село Усово, которое тоже входило в число семи сел, объединенных в усадьбе при императоре Александре Втором и императрице Марии Александровне. И окажемся практически сразу у здания школы императрицы Марии Александровны, которую она основала в 1874 году. По сравнению с предыдущими годами мы можем вам теперь отчитаться, что наши усилия, наша работа закончилась основанием и учреждением и обустройством прекрасных музеев. Музея августейших покровителей Российского общества Красного Креста, владельцев имения Усово-Ильинское, в лазарете великой княгини Елизаветы Федоровны для воинов русско-японской войны. И музеем народного образования, мы его назвали музей школы и детства, в здании народной школы, основанной императрицей Марией Александровной. И практически скоро примет своих посетителей наш новый музей в лазарете, музей охраны материнства и младенчества. Мы назвали этот музей в здании родильного приюта, основанного великим князем Сергеем Александровичем, в честь супруги своего брата, великого князя Павла Александровича, греческой принцессы Александры Георгиевны, которая трагически умерла в родах от эклампсии, это одно из наиболее страшных осложнений во время родов. Конечно, главным пожеланием Елизаветы Федоровны и Сергея Александровича как владельцев усадьбы, было, чтобы крестьянки рожали благополучно здоровых детей. Их желание было таким сильным, ведь когда мы желаем чего-то доброго, Господь воплощает наши слова в дела, в конкретные здания, в конкретные объекты, я бы даже сказала. Представляете, этот родильный приют прослужил практически до 70-х годов прошлого столетия, то есть до 1970 года это было единственное родовспомогательное учреждение во всем Красногорском районе. Это колоссально, сколько детей там родилось, жители всех окрестных сел обязаны Сергею Александровичу своим благополучным рождением. Поэтому для нас очень важно, что мы можем рассказать вообще о системе детского здравоохранения, о системе охраны материнства. Вообще потрясающе интересный музей, равно как и два остальных тоже. Я буду сугубо рекомендовать их посетить, тем более что это абсолютно доступно. Сейчас музеи вообще работают бесплатно, потому что музеи при поддержке Красногорской администрации и администрации Одинцовского городского округа. Также субсидию на их организацию предоставило министерство культуры Российской Федерации. За счет этого абсолютно бесплатные посещения, и мы с огромной радостью принимаем детей по программе «Моя Россия» МКРФ. Потрясающая история, потому что к нам по императорскому маршруту в Калугу и Калужскую область, Москву и Московскую область приезжают в течение двух месяцев, сентября и октября, 1350 детей из 35 регионов. Представляете?
Константин Мацан:
— Да.
Анна Громова:
— Мы каких-то только детей не встретили и из Калмыкии, и из Иркутска, с Алтая, из Санкт-Петербурга были только что, вчера были из Астрахани. Им действительно интересно, интересно листать эти страницы нашей истории, им интересно узнавать, как же была устроена жизнь в императорской России и что же доброго и хорошего нам оставили поколения наших предков. Мне кажется, что нам надо на это наследие внимательно оглянуться сейчас. Это и воинские победы, это и дела благотворительности. Еще одним достижением нашим за это время стало учреждение музея великого князя Константина Константиновича и его семьи в имении Осташево в Волоколамском районе, это отдельная страница, если хватит времени, поговорим. В 1903 году великий князь Константин Константинович купил в Подмосковье имение Осташево, от имения сейчас мало что осталось, но тем не менее осталось здание мемориальной школы, которую семья построила в память о герое великой войны, князе крови императорской Олеге Константиновиче, который погиб в первый месяц войны. Это была огромная утрата для семьи, и чтобы почтить его память, построили эту школу для крестьянских детей. Двухэтажное здание школы нам удалось музифицировать, получилась очень интересная экспозиция, которая всесторонне освещает и говорит не только о личностях Константиновичей, но вообще об усадебном хозяйстве. Как это все было устроено в Подмосковье, что в усадьбах происходило, какая последовательность событий, сезонных работ, взаимоотношения владельцев и проживающих на территории усадьбы — очень много аспектов, над которыми мы не задумываемся, но которые очень интересны. Вот такой радостный, я бы сказала триумфальный Крестный ход, несмотря на то, что, к сожалению, на самой территории усадьбы находится частное владение. И частный владелец распорядился дворцом великой княгини Елизаветы Федоровны и Сергея Александровича, собственно дворцом Остермана-Толстого, потому что это древнейший дворец начала 19-го века, распорядился, как хотел. И флигелями, которые находились на территории так же, которые были названы еще Лажечниковым: Не чуй горе, Кинь-Грусть, Приют для приятелей, много еще всякого лирического. Но отставляя лирику в сторону, скажем, что от имения ничего сейчас не осталось. Благодаря доброй традиции 19-го века, по которой территория усадьбы существовала отдельно от учреждений социального служения, и поэтому приют, лазарет, школы, аптеки, всякие хозяйственные здания, конторы, фермы — у нас восемь объектов осталось, и мы надеемся, что мы будем расширять круг своих музеев. Сейчас в здании конторы и фермы мы попытаемся сделать музей усадебного хозяйства, что тоже будет очень интересно. Когда мы были безутешны, оплакивая усадьбу, то очень мудрые духовные люди сказали нам, что Елизавета Федоровна в свое время ушла из дворцов к тем, кто нуждался в ее помощи. Ушла к увечным воинам, ушла к бедным роженицам, ушла к крестьянским детям, которым нечего было надеть в школу, и прочим другим, которые ждали ее заботы, ждали ее любви. Поэтому, может быть, есть промысел Божий в этом.
Константин Мацан:
— Анна Витальевна Громова, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории Российской академии наук, председатель Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества и священник Дионисий Казанцев, настоятель Спасского храма в седле Усово Одинцовского городского округа, секретарь Одинцовского епархиального управления сегодня снами и с вами в программе «Светлый вечер». Отец Дионисий, а вы что об этом думаете?
Священник Дионисий Казанцев:
— Я хотел бы вернуться в самое начало, поделиться своими впечатлениями. Крестный ход древнейшая традиция для каждого христианина. Главная идея, которая была возобновлена — это объединение всех, и мирян, и духовенства в Крестном ходу, порой общественных политических деятелей вокруг нашего храма, усадьбы. Чтобы соединить исторический путь, по которому каждый сезон отправлялись из одной усадьбы в Ильинском в усадьбу в Усово на зимовку великая княгиня Елизавета и великий князь Сергей Александрович. Потрясающее действо. Я, как настоятель, пятый раз, милостью Божией, буду участвовать в Крестном ходу. Как уже Анна Витальевна сказала, это будет уже одиннадцатый Крестный ход. Могу сказать, что это что-то потрясающее. Есть такие Крестные ходы, в которых принимал участие, до Троице-Сергиевой лавры, когда мы собрались, помолились, подвязали пояса и потихонечку пошли в таком довольно экстремальном ритме, порой где-то ночевать приходится. Здесь Крестный ход является некоторой реконструкцией периода, красивым шествием, все одеваются в лучшие одежды. Где-то какие-то ямочки засыпают песочком, чтобы всем было комфортно идти, чтобы не было никаких неприятностей по дороге. Сопровождают органы внутренних дел, чтобы было комфортно передвигаться. Читаются акафисты по дороге, поются песнопения. Были восстановлены похожие плоты, на которых переправлялись как раз в те времена, когда жила великая княгиня Елизавета. Ну и уже в нынешнее время, сейчас больше народу приходит на Крестный ход, Крестный ход в Подмосковье является крупнейшим, недавно подвели статистику, собирал порой даже более трех тысяч человек. И милостью Божией он не прекращался в период пандемии в 20, 21 году, милостью Божией так же собирался народ, и перед Крестным ходом наступало время, когда можно его совершать. Это тоже для нас такая особая милость Божия. В нынешнее время вновь этот ход милостью Божией объединит всех, и наше отечество, и тех, кто будет там идти, и народ вместе с Церковью, вместе с нашим святейшим патриархом. Хотел бы сказать, что Крестный ход готовится в течение месяца, а то и более, он насыщен не просто самим ходом. До этого совершается в двух храмах, в Ильинском и в Усово Божественные литургии, служит в уже образовавшейся Одинцовской епархии епископ Одинцовский и Красногорский Фома. Опять же такое объединительное начало — столицы Подмосковья Красногорск и Одинцово, из района в район два главы встречаются вместе идут Крестным ходом, тоже замечательная традиция. Затем крестоходцы приходят в Усово, где начинается молебен под колокольный звон, все очень красиво, перекрывается, что редкость, ради этого события, Рублево-Успенское шоссе. Затем начинаются уже различные акции благотворительные, в этом году во второй раз уже пройдет благотворительная акция «Белый цветок» и затем либо духовой оркестр, либо в этом году будет концерт синодального хора Алексея Пузакова, либо еще какая-то интересная программа в концертном зале при храме. Мы знаем, что комплекс Спасского храма содержит и воскресную школу, и концертный зал, и просветительский центр, это можно сказать многофункциональный центр православия. Затем обильная трапеза, которая не просто на улице происходит, а в комфортных шатрах с газовыми отопителями, чтобы всем было провести весь день с утра и до вечера, как мы видим даже из программы, на территории комплекса, чтобы это стало семейной традицией. Многие приходят с колясками, кто в возрасте приходят даже и с палочками, бабушки идут весь Крестный ход, который не так и продолжителен. По расстоянию он около шести километров.
Константин Мацан:
— Сколько это по времени примерно идти?
Священник Дионисий Казанцев:
— Где-то мы идем около двух часов, останавливаемся на живописном берегу реки Москвы уже на территории Одинцовского округа, где читается акафист. В этом году будет еще особо отслужена панихида по... Анна Витальевна подскажите, пожалуйста.
Анна Громова:
— Да, будет отслужена панихида, владыка Фома принял такое решение, которое мы приняли с огромным удовлетворением, потому что молиться будем обо всех невинно пострадавших в годы гонений на Русскую Православную Церковь. Будем обращаться к новомученикам Одинцовским в своей молитве во время чтения акафиста. И конечно, будем молиться о нашем воинстве, будем поминать всех славных воинов, положивших свою жизнь за Родину во время спецоперации и во всех конфликтах, которые, к сожалению, происходят в мире, вообще обо всех пострадавших, обо всех погибших, обо всех претерпевших мученическую кончину. Мне кажется, что каждое русское сердце сейчас просит этого. Это обращение владыкой было услышано, поэтому такой благодарственный характер нашего Крестного хода будет дополнен молебствием о том, чтобы Господь упокоил наших воинов, принял их в Царствии Небесном. Для нас очень важно, что это Крестный ход охранительный для нашей русской земли, благодарственный. Все усилия наших благотворителей, наших замечательных организаторов, глав Красногорского района, Одинцовского района. Андрей Робертович Иванов особенно на нашей Одинцовской стороне, поскольку наш храм находится в Одинцовском районе, для нас он очень близок, вместе со своей командой уже не первый год потрясающе работают в полном сотрудничестве с епархией. И результатом является создание оптимальных условий для того, чтобы народ молился, не отвлекаясь на ямы, колдобины, какие-то лужи. Народ идет, и действительно как на ангельских крыльях Господь несет. Эти шесть километров просто радость и утешение, потому что идем по заливному лугу, идут с колясками, идут пожилые люди с палочками, колясочники едут, то есть никаких препятствий для того, чтобы эти шесть километров преодолеть. Понтонный мост тоже надежный, правда слегка качает, потому что река Москва не очень спокойная речка. Плоты это вообще экзотика. Каждый несет свой образ, с которым он идет, тех святых, которым он молится. Основные образы нашего Крестного хода в этом году — святые царственные страстотерпцы, святая преподобномученица Елизавета и сестра ее крестовая Варвара, Образ Спаса Нерукотворного, священномученика Сергия Махаева, это наш чтимый новомученик, уроженец Усово, который расстрелян был на Бутовском полигоне 4 декабря 1937 года, ближайший сподвижник Елизаветы Федоровны. Он 18 лет был духовников Иверской общины сестер милосердия, которой покровительствовала Елизавета Федоровна. Сугубо мы в этом году молимся святым царственным страстотерпцам, вспоминая знаменательную дату. В этом году исполняется 150 лет со дня рождения святой страстотерпицы императрицы Александры Федоровны. Мы ей посвящаем «Белый цветок», благотворительную акцию, которой она покровительствовала в свое время в 1911, 12 году, когда она множество благотворительных базаров с 11-го по 14-й год провела в Крыму и всячески способствовала распространению этой доброй традиции. Государь император Николай Второй был инициатором вступления России в международную лигу борьбы с туберкулезом, и нужно сказать, что Российское отделение лиги набрало колоссальное обороты. Каждая благотворительная акция «Белый цветок» не просто была сбором денег в пользу строительства санатория для туберкулезных больны, это всегда были просветительские акции. Это обязательно были лекции ведущих врачей, это были лекции по гигиене, это были специальные образовательные программы о том, как вести себя, чтобы не заболеть этой болезнью, что препятствует развитию заболевания. И очень показательно, что государь император Николай Второй и Александра Федоровна не просто сами участвовали в благотворительных базарах, Александра Федоровна с прилавка своей рукой раздавала эти пожертвования, поделки, за которые получались благотворительные взносы. Дети все участвовали, все четверо великих княжон и цесаревич Алексей. Сохранились потрясающе интересные хроники, которые мы показываем в процессе нашего «Белого цветка». Августейшая чета пожертвовала участок земли под Массандрой, где был построен санаторий на деньги, собранные на «Белом цветке». Александра Федоровна собирала до восьмидесяти тысяч, пятьдесят тысяч собирали за базар, шестьдесят, восемьдесят. Для сравнения хочу сказать, что если корова стоила пять рублей, то соответственно это очень большие деньги, на которые вполне можно было сделать весомый вклад. Тем более что строительство в Массандре один раз произошло, а так Александра Федоровна раздавала, распределяла эти деньги между благотворительными учреждениями Крыма, которые заботились о туберкулезных чахоточных больных. Так что мы вспоминаем сугубо Александру Федоровну, у нас будет развернута выставка стендовая очень интересная, интересная и очень информативная, с множеством фотографий, архивных документов, изображений знаков Александры Федоровны благотворительных. И с освещением ее обширнейшей и уникальной по масштабу и разносторонности благотворительной деятельности. Конечно, для нас очень важно, что эта выставка путешествующая, передвижная, она уже побывала в Казани, в других городах. Из Казани она направится в Вятку (в Киров). Предполагаем также ее экспонирование в Перми. Эту выставку до конца года увидят очень многие люди. Мы выпусти лифлет к выставке. Фактически через личность Александры Федоровны, через ее благотворительные труды мы видим всю картину Российской благотворительности в царствование императора Николая Второго. А мы все-таки надеемся тоже собрать какие-то средства. В прошлый раз у нас получилось очень здорово, благодаря этим пожертвованиям, которые были собраны на благотворительной акции «Белый цветок», мы купили инвалидные коляски для деток нуждающихся для нескольких семей. Вообще очень знаково, что наши дети, которые сейчас приезжают по «Моей России», мы так устроили расписание посещений наших музеев, что у них остается сорок минут на мастер-класс, и они нам уже изготовили несколько сотен белых ромашек. Так что у нас сейчас есть хороший запас ромашек, и мы можем их использовать на «Белом цветке». Очень радостно, что волонтеры, молодежь широко участвует, это тоже прибавляет оптимизма, что все-таки дети заинтересуются нашей историей, где-то зацепит и будет интересно. Самое плохое сейчас в наше время это равнодушие.
Священник Дионисий Казанцев:
— Константин, дорогой, я хотел бы еще добавить об особенностях Крестного хода, о том, что в третий раз у нас архиерей возглавляет Крестный ход, это тоже большая редкость. И первый раз в самую активную фазу пандемии посещал приход владыка Аргентинский и Южноамериканский Леонид. И по благословению владыки Ювеналия в то время, он первый прошел этот Крестный ход вместе с народом. А теперь уже второй год подряд и наш епархиальный владыка Фома возглавляет Крестный ход. В этот раз уже будет очередной. И конечно еще раз хотел бы отметить, что особая забота о каждом прихожанине, Анна Витальевна отметила, правда, идет. Каждому сотруднику, каждому волонтеру, каждому прихожанину, который вовлечен в процесс, начинается от того, что на входе после регистрации дарится подарок в пакетике от фонда Елисаветинско-Сергиевского.
Анна Громова:
— Да, в этот раз мы прянички приготовили замечательные с монограммами Александры Федоровны, Елизаветы Федоровны, книжечки.
Священник Дионисий Казанцев:
— Кружечки и книжечки и значки памятные, это так умилительно, так по-доброму все. Все трапезы, все пирожки, все чаи, все, что глаза видят, все во славу Божию раздается, что на территории Красногорска, что на территории нашего прихода. И незабываемые триста литров глинтвейна Усовского, мы его так теперь называем, который согревает, если вдруг ненастная погода сентябрьская застает крестоходцев в пути. И, конечно, хотелось бы сказать, что очень сложно все подготавливается, но миссия выполнима. Как один из наших участников говорит, что у вас каждый год не просто на одном уровне, а все лучше и лучше становится. Поэтому очень ждем и приглашаем всех, у кого будет возможность присоединиться к Крестному ходу.
Константин Мацан:
— Мы вернемся к этому разговору после небольшой паузы. Напомню, сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер» Анна Витальевна Громова, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории Российской академии наук, председатель Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества и священник Дионисий Казанцев, настоятель Спасского храма в селе Усово Одинцовского городского округа, секретарь Одинцовского епархиального управления. У микрофона Константин Мацан. Скоро вернемся. Не переключайтесь.
Константин Мацан:
— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА продолжается. У микрофона Константин Мацан. Мы сегодня говорим об одиннадцатом Елисаветинском Крестном ходе, который пройдет 18 сентября, начнется он в селе Ильинское и дойдет до села Усово, до Спасского храма. Ильинское, Усово это места связанные с преподобномученицей Елизаветой Федоровной, с семьей последнего Российского императора. Эта страница Российской истории. Каждый год мы об этом говорим, и каждый год Крестный ход нам об этом напоминает, к этим темам возвращает. У нас сегодня в гостях, напомню, Анна Витальевна Громова, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории Российской академии наук, председатель Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества и священник Дионисий Казанцев, настоятель Спасского храма в селе Усово Одинцовского городского округа, секретарь Одинцовского епархиального управления. Поговорили мы уже отчасти о том, к каким важным датах приурочен Крестный ход в этом году. Это и 150-летие со дня рождения Александры Федоровны, и другие даты тоже есть. Расскажите об этом.
Анна Громова:
— Отец Дионисий упомянул владыку Леонида, который сейчас в Латинской Америке совершает свои архипастырские труды, но он нами любим не только за свою подвижническую миссионерскую деятельность, но и за то, что он коренной алапаевец, потому что в Алапаевске, мы знаем, находятся мемориальные места Елизаветы Федоровны, места ее памяти. Именно там недалеко от этого города в шахте на Межной погибла она и еще семь представителей императорского дома Романовых и их верные сподвижники. Для нас, конечно, очень важно, что в этом году мы торжественно отмечаем тридцатилетие прославления в лики преподобномучениц великой княгини Елизаветы и сестры крестовой Варвары. Это тридцатилетие отпразднуют вместе с нами, в том числе в ходе Крестного хода и мероприятий, которые ему сопутствуют, целые делегации от Елизаветинских организаций. В Русской зарубежной церкви Елизавета Федоровна была прославлена в 1981 году, а в Русской Православной Церкви, получается, тридцать лет назад в 1992 году. С тех пор почитание Елизаветы Федоровны ширилось по всей стране и за рубежом, и сейчас существует несколько сотен организаций, которые не только носят имя святой преподобномученицы Елизаветы, но и следуют ее заветам в области благотворительности, социальной помощи. Это и хосписы, это и больничные церкви, это и паломнические службы, и гимназии, очень много маленьких больничных церквей носят имя святой преподобномученицы Елизаветы. Поэтому мы с огромной радостью встречаем всех наших паломников, но особенно гостей, наших коллег, которые вместе с нами занимаются изучением жизни и деятельности Елизаветы Федоровны, поскольку Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество занимается широкой научной издательской и просветительской деятельностью, мы практически, наверное, в пяти регионах сейчас проводим Романовские дни, Романовские чтения. Это и Калининград, и Казань, и Пермь, и Екатеринбург, и Брянск. Наши коллеги пребудут из мест, где Елисаветинско-Сергиевское общество вместе с местными правительствами региональными возрождают места памяти представителей императорского дома Романовых. Допустим, из Брянска приедут представители, где ведется работа по возрождению Брасовской усадьбы великого князя Михаила Александровича. Приедет целая делегация из Перми, где, мы знаем, закончил свою жизнь мученически великий князь Михаил Александрович, где уже на протяжении последних десяти лет ведется огромная научная работа по изучению истории императорской России и императорского дома Романовых, в частности. Приедут наши друзья из музея клира из Екатеринбурга, из наших любимых приходов Сергия и Елизаветы в Екатеринбурге также. Приедут наши коллеги из Казани, из Воронежа, из Санкт-Петербурга. То есть география самая широкая. Конечно, будут представители монастыря Марии Магдалины, где покоятся святые мощи Елизаветы и Варвары, прибудет мать Магдалина. Мы будем просто счастливы, что мы встретимся со своими друзьями елисаветинцами. Очень много народу приедет, естественно, из Москвы, это представители Марфо-Мариинской обители, безусловно, и из Серафимо-Знаменского скита, я надеюсь, тоже приедут к нам. В общем, такие близлежащие к нам Елисаветинские места. Конечно, когда собираются такие специалисты по теме, то с ними приятно и интересно общаться и паломникам, такой круг единомышленников собирается. И главное, что это круг единомышленников ширится из года в год, этому способствуют труды Елисаветинско-Сергиевского общества, этому способствует работа, которая ведется на приходе Спасского храма в селе Усово. Мне кажется, что когда возвращаются из забвения благотворительные труды Елизаветы Федоровны, святой страстотерпицы Александры Федоровны, то это, конечно, сугубый знак, сугубое благословение этих мест, как в свое время... В этом году широко празднуем 600-летие святого преподобного Сергия Радонежского, обретение его святых мощей. А в свое время в 1892 году в сентябре месяце Сергей Александрович возглавил со стороны власти как Московский генерал-губернатор торжества 500-летия праведной кончины святого преподобного Сергия Радонежского. Такая преемственность истории здесь очевидна. Для нас огромная радость, что 1-2 октября в Одинцовском Красногорском благочинии мы будем принимать мощи святого игумена Сергия Радонежского. 2 и 3-го, так что, милости просим. Если вдруг будете где-то недалеко от Усово, недалеко от Одинцова, это будут дни, когда мощи преподобного будут пребывать в нашем благочинии.
Константин Мацан:
— Отец Дионисий, столько дат, связанных с Крестным ходом, верней Крестный ход заставляет обратиться мыслями и к фигуре преподобного Сергия Радонежского, и само собой, к фигурам святых царственных страстотерпцев и преподобномученицы Елизаветы Федоровны. Что здесь должно чувствовать сердце христианина? Что ваше сердце чувствует?
Священник Дионисий Казанцев:
— Спасибо за такой вопрос. Хотел бы поделиться тем, что каждый смотрит по-разному. Вспоминаем слова Евангелия, что если око твое светло, ты стараешься увидеть что-то светлое. Если ты с предубеждением к чему-то относишься, то либо какой-то период проходит, чтобы ты изменился, либо человек вовсе, к сожалению, сложно меняется. История циклична, как и с дорогой Елизаветой Федоровной, как и с преподобным Сергием Радонежским есть разные вызовы истории. Помним знаменитую фразу историка, что история проучивает тех, кто ее не учит. Поэтому добрые уроки мы должны извлекать от преподобномученицы Елизаветы Федоровны, чтобы нам быть в мире, в единстве, в верности, потому что понимаем, что путь отступничества ведет к тем последствиям, которые широко были видны в течение 20-го века. И, наверное, до сих пор какое-то эхо доходит и до нас. Ну, а касательно преподобного Сергия, опять же мы помним те распри, те междоусобицы, которые были внутри, и интервенции в то время литовцев, которые пытались захватить Русь, и помним, что преподобный Сергий всегда шел к миру. Он старался всегда добрым примером, уговором, благословением, и конечно, прежде всего, молитвой своей святой молиться о мире, о единстве. Таким собирателем, в том числе, можно назвать его. Я думаю, что год 600-летия для нас тоже особенный. Здорово, что в этот период попали сейчас, мне кажется, это укрепляет каждого христианина. В честь 600-летия обретения мощей по благословению святейшего патриарха, мы знаем, что замечательно идут и выставки, и конференции, целый год посвящен разного рода... только в Троице-Сергиевой лавре, я насчитал более двадцати масштабных событий. Конечно, является центром так называемый летний преподобный 18 июля. Мы лично сподобились делегацией от нашего храма и я участвовать вместе со святейшим в богослужении, прямо участвовать, молиться на площади. Была необыкновенно хорошая погода и очень душевно тепло. Сейчас мы ожидаем, кто закончил Троице-Сергиеву лавру в свое время, я тамошнюю семинарию заканчивал тоже, мы называли осенний преподобный, который будет праздноваться 8 октября, тоже ждем, мне кажется, некий апогей праздников, в том числе будет, и в эти даты. Для нас отрадно, что имя преподобного Сергия Радонежского связано с великим князем Сергеем Александровичем, небесным покровителем которого являлся преподобный Сергий. Ничего случайного нет, а для нас это огромная духовная поддержка, в том числе, и от дорогого великого князя Сергея Александровича, который был и печальником и тружеником. Мы его очень почитаем. В нашем храме, в нашей общине вместе с елисаветинцами, вместе с теми, кто любит семью Романовых и всех тех, кто пострадал в годину безбожия.
Константин Мацан:
— А что можно сказать о почитании преподобного Сергия в императорской семье, каким оно было?
Анна Громова:
— Для нас, конечно, это особая тема, которая нам очень близка. Для того чтобы вернуться к обсуждению этого вопроса еще раз сейчас скажу сначала, что 15 октября в Калужской области, недалеко от Калуги состоится открытие нового музея, участие в создании которого принимает Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество. Великая княгиня Елизавета всю свою жизнь после смерти супруга почитала его память. А почитание этой памяти преломлялось через почитание преподобного Сергия Радонежского. Елизавета Федоровна, став восприемником великого князя Сергея Александровича на посту председателя Императорского Православного Палестинского Общества, взяла на себя заботы в частности покровительства всем 56 отделениям Императорского Православного Палестинского Общества в России. Калужское отделение пожертвовало землю под скит, посвященный преподобному Сергию. Этот скит под Калугой должен был служить местом поддержки для паломников, направляющихся в Святую Землю. Потому что одной из задач ИППО, как мы знаем, являлось содействие расширению паломничества в Святую Землю, вообще расширение русского присутствия в Святой Земле. И в Сергиевом скиту продавались паломнические книжки, которые давали скидки, облегчали проживание на Святой Земле паломников. Отправлялись ведь не на один месяц, обычно ехали в ноябре-декабре и возвращались уже после Пасхи. А некоторые даже, кому позволяли средства, достигали италийских берегов и посещали гробницу святителя Николая в Бари, где Елизавета Федоровна в 14-15-м году уже закончила строительство паломнического подворья и храма святителя Николая. Мы знаем, это здание сейчас сохранилось, оно было возвращено России во время президентства Берлускони. Это была потрясающая работа. Кстати, в следующем году еще и юбилей Щусева у нас, тоже интересные выставки, интересные мероприятия планируются. Но говоря о Елизавете, и памяти в жизни ее о преподобном Сергии Радонежском, и почитании в их семье, хочу сказать, что мы безмерно благодарны. Если говорить о чувствах, которые нас охватывают, когда мы говорим о святой преподобномученице, о преподобном Сергие Радонежском, это огромная благодарность Господу за то, что он послал нам не только тех святых, которые были защитниками земли русской 600 и более лет назад и предстоятелями пред Господом за русскую землю, но и таких святых как преподобномученица Елизавета, которые совсем недалеко от нас отстоят. Для нас очень важно, что мы смогли в Усовских, Ильинских музеях, о которых мы говорили: музей Российского Красного Креста и его августейшем покровителе, музей охраны материнства и младенчества, музей школы и детства, которые расположены в мемориальных зданиях в Усово и Ильинском... Мы вас в них приглашаем. Эти музеи рассказывают нам о тех аспектах благотворительной и просветительской деятельности Елизаветы Федоровны, которые очень актуальны для нас. Я просто потрясаюсь каждый раз тому, как она профессионально, мудро, с христианской любовью занималась реабилитацией увечных воинов русско-японской войны. Ведь она принимала туда самых тяжелых, которых оперировали в Марфо-Мариинской обители, люди теряли смысл жизни, люди находились в отчаянном положении, потому что ампутация обеих ног для крестьянина это потеря трудоспособности. Ведь она что делала? Она обучала их профессии, перепрофилировала, при выписке дарила чулочно-вязальные машины, дарила денежные вспомоществования. Очень интересная история была в жизни нашего общества, когда мы в Казани встретились с потомицей, правнучкой одного из этих воинов Михаила Волкова, казанца, который почти восемь месяцев отлежал в Ильинском лазарете, потому что там еще проходила психологическая реабилитация. Елизавета Федоровна не только их долечивала, она их развлекала, возила на рыбалку, на лодке кататься по реке, возила в Саввино-Сторожевский монастырь, она молилась с ними. Она была с ними и каждый день убеждала их в том, что они нужны. Они нужны ей, их семье, народу русскому, что им благодарны, что о них заботятся. Эта правнучка сказала, что вся наша семья до сих пор с тех самых давних пор, со времен русско-японской войны молится Елизавете Федоровне. Потому что только благодаря ее чулочно-вязальной машине, которую мы продали только в 70-х годах, говорит, мы все выжили, потому что все окрестные деревни ходили к нам, и все или продуктами или деньгами. Чулочно-вязальная машина чудным образом чулочки-носочки за 5-10 минут вязала из любой шерсти из любой пряжи, которую приносили. Таким образом, семья не погибла, выжила в самых страшных перипетиях, войнах, революциях и так далее. Такая христианская любовь, такая забота, которую проявляла Елизавета Федоровна, это то, чему мы должны научиться сейчас, нам есть сейчас, к кому проявить свою любовь и заботу. Давайте задумаемся над этим.
Константин Мацан:
— Анна Витальевна Громова, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории Российской академии наук, председатель Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества и священник Дионисий Казанцев, настоятель Спасского храма в селе Усово Одинцовского городского округа, секретарь Одинцовского епархиального управления сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер». Хотел бы обратиться к последним вашим словам: у нас есть, с кого брать пример. Вы сказали про пример добрых дел. А я бы хотел сейчас отца Дионисия спросить о примере, если угодно, духовном. Мне памятен один разговор с одной моей знакомой, которая посетовала, что как мало заказывают молебнов новомученикам. Казалось бы, мы нередко говорим, по крайней мере, мы на Радио ВЕРА точно совсем нередко говорим о новомучениках, об их подвиге в 20-м веке. Я напомню, что новомучениками и исповедниками Русская Церковь почитает тех, кто не отрекся от веры, кто принял мученическую кончину, был подвергнут гонениям в годы советских репрессий. Большой сонм прославленных святых именно 20-го века, имена многих из них не широко известны, не на слуху, не так много храмов во имя какого-нибудь новомученика Петра, Михаила, Ивана, казалось бы, неизвестного. Я очень был удивлен и приятно удивлен, когда увидел в Москве недалеко от метро «Теплый стан» указатель, что вот храм во имя новомученика, я уже даже не помню какого, но меня это поразило. Не во имя святителя Николая, а казалось бы, неизвестного имени новый построили храм. Хорошо, что такие примеры есть, но их мало. Моя знакомая — я возвращаюсь к этому сюжету — посетовала, что так мало заказывают молебнов. А почему? А не очень понятно, о чем молиться. Есть Николай Чудотворец, там понятно, о чем, он покровитель и путешественников и кого только не покровитель. Надо полагать, что царская семья и Елизавета Федоровна все-таки фигуры очень известные и очень почитаемые, но и тут возникает вопрос. Когда мы обращаемся к ним в молитве, к какому их духовному опыту мы обращаемся, в чем их пример может нас укрепить именно как христиан? Отец Дионисий, что вы об этом думаете?
Священник Дионисий Казанцев:
— Спасибо, Константин, дорогой, дорогие слушатели. Хотел бы чуть раньше начать еще о том, что кто почитает мою биографию, несколько раз слышали мое имя, знает, что я 12 лет из сорока прожил за границей в разных странах, в разных народах, везде есть свои характеры, свои судьбы. Я всегда шучу, свои грехи есть для той или иной страны или региона особенные. И заметил, удивительно, что в нашем народе есть какие-то тенденции, и среди священства, что они довольно неспешно входят в жизнь. Можно сказать, как мишка неповоротливый, неспешный, проснулся, ему нужно пока умыться, пока подумать, что он будет кушать, потом решить и приступить уже к этому. Поэтому здесь тоже... Немножко отвлекусь. Буквально позавчера общался со священником, со мной как с секретарем епархиального управления поделился своим мнением, достаточно в возрасте священник, говорит, батюшка, мы наконец-то привыкли к своему новому церковному начальству. Я говорю: так практически уже скоро будет два года, как все назначены. Кажется, получили новое священноначалие, молитесь, трудитесь, но получается даже у священников, которые в чем-то прогрессивны, где-то быстрее смекают, и то этот период адаптации есть. Конечно, прежде чем сказать, какой духовный опыт мы видим и получаем. Так же меня однажды спросили: батюшка, есть такие святые, которые не помогают. Я говорю: ну, давайте. Начали вспоминать начало 20 века, Фрол и Лавр, раньше были лошади, этим святым особо молись как покровителям лошадей, строились церкви. Замечено, что святые, они же на самом деле святые. Понятно, что, как говорит Господь, обителей много и каждый занимает, может быть, свое пространство, преподобные, священномученики. Но все-таки они все входят в сонм святых. И здесь начинается проблема деления на уровни святости в нашей собственной голове, в том числе предрассудки, связанные с нехваткой каких-то продуктов, как мы помним в 90-х, когда все открылось и хотелось кому-то ручку купить и часы купить, то есть нехватка чего-то. Так же нехватка святой воды, мы помним, какие были очереди и какие были ссоры, из-за меда, били банки с медом, а сейчас уже спокойней все это. Почему? Потому что приходит насыщение. Возвращаясь к тому, что если мы молимся от души любому святому, мы обязательно получаем помощь. Здесь главное именно вера ко Господу, ко Пресвятой Богородице. И в их лице мы просим молитв у наших помощников, у дорогих наших святых, чтобы они помолились ко Господу, усилили нашу молитву, потому что они уже предстоят там. Господь их слышит, и они как бы усиливают камертон нашего сердца, нашей молитвы. Думаю, что все святые характером разные, они разные по своей судьбе, кому-то ближе кто-то, но все-таки не совсем правильное отношение, когда говорят: вот этот самый сильный, а этот уже менее сильный. Здесь уже надо просто усиливать свою собственную молитву к этим святым, чтобы они помогли. А какой пример? Прежде всего, это великое смирение, это уход от политических игр, которые могли возникнуть, потому что сейчас, понимаем и видим, если начались какие-то проблемы, некоторые собирают свои чемоданы и уезжают в нужный момент. А некоторые, кто находится на каких-то высоких постах, даже за много ранее знают о каких-то проблемах. Я уверен, что то терпение, которое претерпели и святые царственные страстотерпцы и Елизавета Федоровна, которые остались в России по собственному желанию для того, чтобы разделить судьбу вместе с Россией, вместе с русским народом, это просто как-то необыкновенно. Их терпению, их молитвам, изучая дневниковые записи, их отношению к жизни. Касательно царя Николая, последнего императора, можно сказать, что путь спасения основной достигался в эти последние месяцы, когда он все переносил, все тяжбы, все трудности через великое смирение, прощение, не гневливости, то есть созидание тех качеств, к которым мы порой идем всю жизнь, иногда не доходим. Этот период можно пройти либо как разбойник на кресте, который сказал: «Помяни меня, Господи, во царствии Своем», либо несколькими днями, либо моментами даже, либо несколькими месяцами. Но а вообще наш христианский путь, Господь дает нам много лет жизни, практически каждому из нас, мы не спеша растягиваем удовольствие и идем ко Господу неспешными шагами.
Константин Мацан:
— Спасибо. Давайте под занавес нашей беседы еще раз напомним о том, что 18 сентября пройдет 11-й Елисаветинский Крестный ход. И давайте слушателям расскажем, где, если что, можно в интернете найти всю информацию, куда приезжать, во сколько?
Анна Громова:
— Мы постарались организовать транспорт от двух станций метро — от Павшино и от Молодежной. В 8 часов утра пойдут автобусы с надписью на стекле «11-й Елисаветинский Крестный ход». Но я думаю, лучше не опаздывать, уже в 8-10, в 8-15 автобусы двинутся в путь, потому что в 9-30 у нас уже встреча владыки, чтобы не опоздать к Божественной литургии. Автобусы привезут паломников к Спасскому храму села Усово. Если кто-то поедет на своем личном транспорте, у нас есть прекрасная возможность этот личный транспорт оставить в бизнес центре возле Усовского храма. Его можно оставить до самого конца мероприятия, потому что внутри мероприятия между Усовом и Ильинским будут курсировать автобусы, которые всех паломников перевезут к началу Крестного хода в Ильинском. Спокойно оставляйте автомобили в бизнес центре, под охраной, там все организовано. Тот, кто решит поехать на электричке, тоже реально. Каждый час со станции Белорусская, естественно, со всех станций по этой ветке отправляется до Усова тупика электропоезд, который без проблем вас довезет. Если вы едете с Красногорской стороны, то Божественная литургия в Ильинском храме начинается в 9-30, и в 12 часов уже построение Крестного хода, из Ильинского храма все молящиеся выйдут, к ним присоединятся паломники с Усовской стороны. Таким образом, объединенный Крестный ход двинется по своему предполагаемому маршруту.
Священник Дионисий Казанцев:
— Хотел бы напомнить, что стоянка будет располагаться на Рублево-Успенском шоссе, номер сто, и стоянка будет бесплатная. Также вся информация есть на сайте Одинцовской епархии, всех десяти благочиний епархии, и конечно, сайте Спасского храма села Усово.
Константин Мацан:
— Спасибо огромное. Анна Витальевна Громова, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории Российской академии наук, председатель Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества и священник Дионисий Казанцев, настоятель Спасского храма в селе Усово Одинцовского городского округа, секретарь Одинцовского епархиального управления были сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер». У микрофона был Константин Мацан. Спасибо. До свиданья.
Анна Громова:
— Спасибо. Константин.
Священник Дионисий Казанцев:
— Спасибо, Константин и дорогие слушатели. Божьего благословения и помощи всем нам.
Анна Громова:
— Спаси всех Господи.
Все выпуски программы Светлый вечер
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 194 зач., XI, 31 - XII, 9.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Почему Бог не избавляет нас от немощей и скорбей, если Он нас так любит? Ответ на этот важный вопрос находим в отрывке из 11-й и 12-й глав 2-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 11.
31 Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу.
32 В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук.
Глава 12.
1 Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним.
2 Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба.
3 И знаю о таком человеке (только не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает),
4 что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать.
5 Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими.
6 Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня.
7 И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился.
8 Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня.
9 Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.
Только что прозвучавший отрывок начинается с воспоминаний апостола о его бегстве из города Дамаск. Апостол оказался в этом городе не случайно. Сюда его привело желание убивать христиан. Однако по дороге Павлу явился Христос. Этот удивительный духовный опыт кардинально изменил сердце апостола. Из жестокого гонителя-фанатика он превратился в ревностного проповедника Евангелия, исполненного духом Божией любви и милости.
Подобные духовные состояния апостол переживал не единожды. Вот и сегодня он рассказывает о том, как Бог восхитил его «до третьего неба». Выражение «третье небо» обозначало в иудейской традиции реальность присутствия Божия. Апостол испытал близость Творца так явственно, что даже не понял, был он в теле или нет. Духовный восторг был так велик, что Павел не смог даже подобрать слов, чтобы выразить то, что пережил.
Примечательно, что апостол говорит о себе в третьем лице. Дескать, он знает какого-то человека, с которым это произошло. И это не просто скромность. Так Павел подчёркивает в себе ситуацию глубокой раздвоенности. Он признаёт, что есть у него и своя тёмная сторона. И она периодически беспокоит его. Доставляет ему скорби. «Дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился», — пишет он. До конца непонятно, о чём конкретно идёт речь. Некоторые толкователи считали, что у апостола была какая-то телесная болезнь, которая доставляла ему мучения. Головные боли, эпилепсия, хроническая лихорадка, возможно, болезнь глаз. Кто-то говорил о явном физическом недостатке, который отталкивал от апостола людей, вызывая у них брезгливость. Есть предположение, что это был душевный недуг. И такое тоже можно допустить, зная, каким жёстким человеком он был до обращения в христианство. Как он сам говорит о себе, «я был неумеренным последователем отеческих преданий». Итак, «жало в плоть» было своеобразным противовесом той благодати, которую имел Павел. И он сам это прекрасно видел. Потому и писал: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю».
Примечательно то, что апостол совершенно не унывает по этому поводу. Напротив, он говорит: «я охотно буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова». Павел рассказывает, как трижды просил Бога забрать его немощь. Однако все три раза Бог отказывал ему. Господь отвечал, что Его благодатная сила «совершается в немощи». И, судя по всему, Павел это понял и принял. Он увидел, что «жало в плоть» играло очень важную роль в его жизни. В одном из своих писем он прямо пишет: «горе мне, если не благовествую». Вероятно, когда Павел начинал отвлекаться от Бога, начинал расслабляться и забывать о своей высокой миссии, его болезнь обострялась. «Жало в плоть» напоминало о себе. Чтобы избавиться от этой боли, апостол был вынужден совершать духовную работу. Он шёл и говорил людям о Христе. За это Господь давал ему Свою благодатную поддержку. Боль отступала. То есть отчасти именно благодаря своим немощам Павел приучил себя быть духовно бдительным. Благодаря этому двигателю он достиг такого состояния, что в каждый момент своей жизни смотрел в сторону Творца и был открыт для Его спасительной благодати.
Блажен человек, который увидит прямую связь между своими немощами и тем, что о нём задумал Господь. Тогда та боль, от которой мы бежим, вдруг окажется той дверью, через которую мы войдём в Его Небесное Царство.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 17. Богослужебные чтения

Какой язык наиболее подходит для того, чтобы говорить о Боге? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 17-го псалма пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 17.
1 Начальнику хора. Раба Господня Давида, который произнес слова песни сей к Господу, когда Господь избавил его от рук всех врагов его и от руки Саула. И он сказал:
2 Возлюблю тебя, Господи, крепость моя!
3 Господь — твердыня моя и прибежище моё, Избавитель мой, Бог мой, — скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего и убежище моё.
4 Призову достопоклоняемого Господа и от врагов моих спасусь.
5 Объяли меня муки смертные, и потоки беззакония устрашили меня;
6 цепи ада облегли меня, и сети смерти опутали меня.
7 В тесноте моей я призвал Господа и к Богу моему воззвал. И Он услышал от святого чертога Своего голос мой, и вопль мой дошёл до слуха Его.
8 Потряслась и всколебалась земля, дрогнули и подвиглись основания гор, ибо разгневался Бог;
9 поднялся дым от гнева Его и из уст Его огонь поядающий; горячие Угли сыпались от Него.
10 Наклонил Он небеса и сошёл, — и мрак под ногами Его.
11 И воссел на ХерувИмов и полетел, и понёсся на крыльях ветра.
12 И мрак сделал покровом Своим, сению вокруг Себя мрак вод, облаков воздушных.
13 От блистания пред Ним бежали облака Его, град и Угли огненные.
14 Возгремел на небесах Господь, и Всевышний дал глас Свой, град и Угли огненные.
15 Пустил стрелы Свои и рассеял их, множество молний, и рассыпал их.
16 И явились источники вод, и открылись основания вселенной от грозного гласа Твоего, Господи, от дуновения духа гнева Твоего.
17 Он простёр руку с высоты и взял меня, и извлёк меня из вод многих;
18 избавил меня от врага моего сильного и от ненавидящих меня, которые были сильнее меня.
19 Они восстали на меня в день бедствия моего, но Господь был мне опорою.
20 Он вывел меня на пространное место и избавил меня, ибо Он благоволит ко мне.
21 Воздал мне Господь по правде моей, по чистоте рук моих вознаградил меня,
22 ибо я хранил пути Господни и не был нечестивым пред Богом моим;
23 ибо все заповеди Его предо мною, и от уставов Его я не отступал.
24 Я был непорочен пред Ним и остерегался, чтобы не согрешить мне;
25 и воздал мне Господь по правде моей, по чистоте рук моих пред очами Его.
26 С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним — искренно,
27 с чистым — чисто, а с лукавым — по лукавству его,
28 ибо Ты людей угнетённых спасаешь, а очи надменные унижаешь.
29 Ты возжигаешь светильник мой, Господи; Бог мой просвещает тьму мою.
30 С Тобою я поражаю войско, с Богом моим восхожу на стену.
31 Бог! — Непорочен путь Его, чисто слово Господа; щит Он для всех, уповающих на Него.
32 Ибо кто Бог, кроме Господа, и кто защита, кроме Бога нашего?
33 Бог препоясывает меня силою и устрояет мне верный путь;
34 делает ноги мои, как оленьи, и на высотах моих поставляет меня;
35 научает руки мои брани, и мышцы мои сокрушают медный лук.
36 Ты дал мне щит спасения Твоего, и десница Твоя поддерживает меня, и милость Твоя возвеличивает меня.
37 Ты расширяешь шаг мой подо мною, и не колеблются ноги мои.
38 Я преследую врагов моих и настигаю их, и не возвращаюсь, доколе не истреблю их;
39 поражаю их, и они не могут встать, падают под ноги мои,
40 ибо Ты препоясал меня силою для войны и низложил под ноги мои восставших на меня;
41 Ты обратил ко мне тыл врагов моих, и я истребляю ненавидящих меня:
42 они вопиют, но нет спасающего; ко Господу, — но Он не внемлет им;
43 я рассеваю их, как прах пред лицом ветра, как уличную грязь попираю их.
44 Ты избавил меня от мятежа народа, поставил меня главою иноплеменников; народ, которого я не знал, служит мне;
45 по одному слуху о мне повинуются мне; иноплеменники ласкательствуют предо мною;
46 иноплеменники бледнеют и трепещут в укреплениях своих.
47 Жив Господь и благословен защитник мой! Да будет превознесён Бог спасения моего,
48 Бог, мстящий за меня и покоряющий мне народы,
49 и избавляющий меня от врагов моих! Ты вознёс меня над восстающими против меня и от человека жестокого избавил меня.
50 За то буду славить Тебя, Господи, между иноплеменниками и буду петь имени Твоему,
51 величественно спасающий царя и творящий милость помазаннику Твоему Давиду и потомству его во веки.
По своему литературному жанру 17-й псалом напоминает благодарственный гимн. Царь Давид славит Творца за избавление от смертельной опасности, а также за многочисленные победы, которые он одержал с помощью Божией. Несмотря на то, что в основу этой благодарственной молитвы положены реальные факты жизни Давида и реальные действия Бога, псалмопевец сообщает о них специальным языком. Это не язык исторической хроники или документального репортажа. Это язык поэзии. И этот язык изображает мир не так, как его изображает бытовая речь.
Так, например, Давид называет Бога крепостью, твердыней, прибежищем, скалой, щитом, убежищем. Ещё красочнее псалмопевец описывает действия Творца. От Его гнева трясётся и колеблется земля и основания гор. Сам Божий гнев изображается как дым, огонь, горящие угли, град, молнии и стрелы. Все эти образы не следует понимать буквально. Да, Давид прямо описывает Бога и Его присутствие в этом мире. Но использует для этого образы из нашего повседневного земного опыта. О Боге Давид говорит по-человечески.
И это подталкивает нас к важной мысли. Как бы мы ни говорили о Боге, пусть даже при помощи высокой богословской терминологии с её точными формулировками, это всего лишь наш человеческий язык. Он несовершенен. Тайну Бога с помощью нашего языка мы не разгадаем. Есть вещи, которые невозможно выразить даже самым изысканным словом. Вспоминается высказывание Фёдора Тютчева, подходящее для этой ситуации: «Мысль изречённая есть ложь». Милость Божия по отношению к человеческому роду и к каждому из нас заключается в том, что Господь не гнушается ни нашими наивными представлениями о Нём, ни нашей грубой речью. Он словно умаляет Себя и снисходит к нашей немощи. Особенно же в том случае, если мы на практике совершаем то, что Он нам заповедовал. Непрестанно ищем Его волю и стараемся во имя Его служить друг другу. Тогда Он явственно входит в нашу жизнь и действует в ней, даже несмотря на всё наше несовершенство.
Поможем отремонтировать кровлю в сельском храме Архангела Михаила

В ХХ веке храм Архангела Михаила в селе Малые Ясырки Воронежской области был местом, где творилась история: тихо, незаметно, с молитвой. В годы гонений на Церковь здесь располагалась тайная монашеская община. К местному священнику, протоиерею Василию Золотухину, приезжали сёстры из закрытых советской властью монастырей, возвратившиеся из заключения монахини и те, кто избрал иноческий путь уже в годы безбожия. Отца Василия и самого тайно постригли в монахи с именем Тихон.
Храм в селе Малые Ясырки в советские годы не закрывали. Прихожанам чудом удалось его отстоять. Для этого они ездили в столицу. К удивлению местных властей из Москвы пришло распоряжение: храм не трогать. Но колокольню безбожники всё же повредили.
Храм Архангела Михаила чем-то напоминает памятники северного деревянного зодчества. Например, внутри есть росписи, которые чаще можно встретить в северных храмах. Также до наших дней сохранились две старинные иконы Пресвятой Богородицы: Почаевская и «Скоропослушница». Известно, что по молитвам перед ними происходили чудеса исцелений.
Сегодня в храме Архангела Михаила по-прежнему теплится лампада веры и любви. Храм стоит практически в лесу, далеко от дороги, однако число прихожан здесь растёт. Многие приезжают издалека. Местный настоятель, священник Антоний, вместе с верующими старается сберечь святыню. Что возможно — ремонтируют сами, а в чём-то прибегают к помощи профессионалов. Недавно удалось спасти покосившуюся колокольню. А сейчас важно отремонтировать кровлю храма. Вы тоже можете поучаствовать в этом деле. Сбор на все необходимые работы открыт на сайте фонда «Архангела Михаила».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов