В 1944 году художник Александр Лактионов стал свидетелем, как соседская семья получила долгожданную весточку с фронта. Всех присутствовавших при этом охватила общая радость. Мы тоже можем почувствовать её, глядя на картину «Письмо с фронта».

Александр Лактионов. «Письмо с фронта», 1947 г. Из собрания Третьяковской галереи
— Здравствуйте, я хотела бы купить поздравительные открытки ко Дню Победы, и что-то не вижу их на витрине. Есть они у вас в магазине?
— Есть, конечно, сейчас найдём... Странно, где же они? Ах, вот — их почему-то вместе с пасхальными положили. Нечаянно, наверное. У нас новая сотрудница путает товар по неопытности.
— Знаете, а мне нравится, что открытки в честь Пасхи и Дня Победы оказались на одной полке. Совпадение знаменательное, ведь эти праздники имеют один корень. На Пасху мы радуемся Воскресению Христа, а 9 мая вспоминаем, как наши деды одолели врага, оставившего кровавый след по всему миру. Господь взошёл на Крест, чтобы победить смерть, и участники Великой Отечественной войны проделали свой крестный путь. Они погибали в боях, чтобы избавить человечество от воплощённого зла, от фашизма.
— К тому же оба праздника приходятся на весну, когда природа оживает.
— Более того — в 1945 году Воскресение Христово встречали 6 мая. И День Победы выпал на светлую пасхальную неделю.
— Вот на этой открытке прекрасно передано настроение тех весенних дней! Взгляните — залитое солнцем крыльцо. Мальчик лет десяти что-то весело читает с листа. Его радость разделяют женщина средних лет, маленькая девочка, девушка лет двадцати и солдат, вернувшийся с фронта. Одна рука у воина перебинтована, другой он опирается на палку — видно, был ранен. О подвигах фронтовика свидетельствует и медаль на груди. Он внимательно и взволнованно слушает чтение. Интересно, что такое ребенок читает? Может быть, газетную статью о победе?
— Нет, мальчик читает весточку от папы. Её принес однополчанин отца — вот этот самый раненый. Открытка, которая вам так понравилась — репродукция картины Александра Лактионова «Письмо с фронта».
— Письмо с фронта? Получается, что художник изобразил события военного времени?
— Да, на полотне запечатлен случай, который произошёл в 1944 году, ещё во время войны. Александр Лактионов в то время жил в Загорске, сейчас это Сергиев Посад. Он стал свидетелем, как соседская семья получила долгожданное письмо с фронта. Всех присутствовавших при этом охватила радость. Ликовали не только жена солдата, получившая весточку, её сын и дочь. От счастья светились и все соседи, и однополчанин мужа, который принёс заветный конверт.
— Художник мастерски передал эту общую радость. Даже я её почувствовала, когда увидела открытку, хотя о войне знаю только из книг, из фильмов и телепередач. Но если на картине герои радуются весточке с фронта, то, получается, что День Победы тут ни при чём?
— Сказать, что произведение Александра Лактионова не относится к Дню Победы — значит, погрешить против правды. В том восторге, что охватил всех участников незначительного, казалось бы, эпизода военной жизни, художник смог увидеть силу народа. Ту силу, что помогла нашим родным выйти победителями из смертельной схватки с врагом. Эту народную мощь Александр Иванович и постарался передать в своей картине.
— И в чем же эта мощь?
— В способности не отчаиваться, в умении терпеть и ждать. В единении людей. В вере в чудо.
— В чудо?
— Конечно. Разве не чудо, что человек уцелел в военных жерновах? Радуясь весточке с фронта, люди верили, что наступит день, когда их надежды исполнятся в полной мере, и беда навсегда отступит. И такой день наступил — День Победы.
— Ух! От ваших слов у меня мурашки по спине. Захотелось увидеть картину «Письмо с фронта» своими глазами. Знать бы, где она находится.
— В Третьяковской галерее! Если хотите рассмотреть полотно внимательно, приходите в музей пораньше, когда посетителей еще немного. У картины Александра Лактионова всегда собираются люди. «Письмо с фронта» и сегодня трогает сердца своим пасхальным, победным настроем.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
7 сентября. О духовном смысле праздника Собора Московских святых

Сегодня 7 сентября. Собор Московских святых.
О духовном смысле праздника — священник Алексий Долгов.
Собор Московских святых как общецерковный праздник был установлен сравнительно недавно. В 1997 году, когда торжественно отмечалось 850-летие со дня основания Москвы, по инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и решению Священного Синода нашей Церкви, было решено почтить многочисленных святых Московской земли: святителей, блаженных, юродивых, преподобных и многих других.
Уже в конце XV века было установлено празднование в честь московских святителей Петра, Алексия, Фотия и Ионы. В последствии в собор вошли благоверные князья, царевичи, Христа ради юродивые, новомученики, исповедники Церкви Русской.
Мы прославляем всех наших московских святых в один день, символически показывая этим, что все они имеют равную славу в Царстве Небесном как покровители Москвы и молитвенники о нашем земном Отечестве.
Поэтому не случайно, что собор Московских святых неразрывно связан с Днём города Москвы, и оба праздника, церковный и общественный, часто отмечаются в один день. Это важно сегодня, когда многие страны стремительно теряют свою христианскую идентичность, потому что празднование собора Московских святых напоминает всем нам о том, что, по словам святого праведного отца Иоанна Кронштадтского, Отечество земное с его Церковью есть преддверие, то есть начало, Отечества Небесного.
Именно сегодня в Москве совершается общемосковский крестный ход от кафедрального соборного храма Христа Спасителя до Новодевичьего ставропигиального женского монастыря.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 сентября. О жизни и творчестве Александра Куприна

Сегодня 7 сентября. В этот день в 1870 году родился русский писатель Александр Куприн.
О его жизни и творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Многогранен образ этого писателя, который пришёл к зениту своего творчества скорбным и непростым путём: годы нужды в юности, первые писательские опыты, успех, борьба за существование и, наконец, раскрытие в полной мере его дарования.
Куприн многое переоценил, живя в Париже. В своё время он жестоко разочаровался в революции, а затем и в эмиграции, поняв, что и небо здесь другое, и люди не такие, как в России.
Мало кто знает, какие нежные, теплые строки он посвятил русской императрице, святой страстотерпице Александре Фёдоровне. Его своим чутким сердцем он уловил тот свет молитвы и любви к России, к её народу. Он оценил сполна её материнский жертвенный подвиг, что оказалось возможным уже в эмиграции, годы спустя, страдальческой кончины августейшей семьи.
Мечта Куприна сбылась. Уже тяжело больной вернулся в Россию, где прожил буквально несколько месяцев.
Но и после кончины мы, прикасаясь к лучшим его произведениям, унося из детства сюжеты «Белого Пуделя» и других рассказов, в юности сопереживаем героем «Гранатового браслета», соприкасаемся с библейской тематикой повести «Суламифь». Понимаем, что для русского писателя питательной средой его творчества была Родина-мать.
И сегодня вверяем милости Божией жестоко страдавшую, но тянувшуюся к свету Божьему душу писателя Куприна.
Все выпуски программы Актуальная тема
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
1 Кор., 166 зач., XVI, 13-24.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Совместима ли любовь со строгостью? Зачастую в детстве, когда родители бывают строгими, нам кажется, что не совместима, но как дела обстоят на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 16-й главы 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 16.
13 Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.
14 Все у вас да будет с любовью.
15 Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым),
16 будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся.
17 Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше,
18 ибо они мой и ваш дух успокоили. Почитайте таковых.
19 Приветствуют вас церкви Асийские; приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью.
20 Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием.
21 Мое, Павлово, приветствие собственноручно.
22 Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа.
23 Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами,
24 и любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь.
Люди, которые имеют опыт написания настоящих больших писем, легко расслышат в прочитанном отрывке интонации, которыми обычно эти самые письма завершаются. Апостол обращается к ученикам с последними наставлениями, кого-то рекомендует, кому-то передаёт приветы. Всё, как делаем мы сегодня, когда пишем письма. В то же время, по своему эмоциональному настрою и даже по самим рекомендациям, которые мы слышим, речь его может показаться непоследовательной. Я имею в виду следующее. Вначале апостол говорит ученикам, что всё у них должно быть с любовью... А в конце говорит: кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, то есть пусть будет отлучён от церковного общения. Какая-то странная выходит любовь, строгая, отлучающая. Но действительно ли в словах апостола есть непоследовательность?
Многие из нас знают слово «идентичность», которое обозначает соотнесение человеком себя с той или иной группой: религиозной, культурной, спортивной и любой другой. У группы, как это обычно бывает, есть отличительные признаки, которым человек призван соответствовать. Даже если это просто группа филателистов, тебя признают своим только если ты будешь собирать марки. В подобных вещах нет ничего плохого и вносящего лишние разделения, просто мы проводим границы, чтобы различать. Если никаких границ и признаков не будет, многие слова перестанут иметь всякий смысл: можно будет быть спортсменом, не занимаясь спортом или музыкантом, совершенно ничего не понимая в музыке. Впрочем, в современном мире всё чаще встречаются подобные вещи. Людям кажется, что реальность зависит от их внутренней позиции, от того, что они думают о себе. Называй себя верующим и даже христианином и верь во что хочешь... или наоборот не верь. Удивительным образом получается так, что можно встретить христианина, который не верит в воскресение мёртвых, не доверяет Священному Писанию, не считает Иисуса Христа Богочеловеком... Что приводит к размыванию самого понятия «христианин» и ко всё большему расхождению фантазий с реальностью, а значит и к тому, что плодов такая христианская жизнь приносить не будет. Но если это так, не будет ли как раз проявлением подлинной любви, то есть желанием блага и спасения, сказать такому человеку правду о его состоянии? Неслучайно ведь апостол с этого и начинает, когда призывает учеников быть внимательными, устойчивыми в вере, мужественными и твёрдыми. Все эти призывы, в разных формах, сводятся к тому, чтобы ученики Христовы не изменяли своему христианству и были верны апостольской проповеди. И уже тех, кого Павел призвал к этой верности, он призывает также к любви. «Всё, — говорит Павел, — да будет у вас с любовью». И под этим всем мы понимаем не только помощь, жертвенность и готовность служить, но также и честность с теми, кто, называя себя верующими, не хочет вере соответствовать. Здесь нет речи об обличении или осуждении, но о подлинной заботе, ведь только тот, кто понимает своё истинное положение, может осознанно и свободно последовать за Христом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов