В 1944 году художник Александр Лактионов стал свидетелем, как соседская семья получила долгожданную весточку с фронта. Всех присутствовавших при этом охватила общая радость. Мы тоже можем почувствовать её, глядя на картину «Письмо с фронта».

Александр Лактионов. «Письмо с фронта», 1947 г. Из собрания Третьяковской галереи
— Здравствуйте, я хотела бы купить поздравительные открытки ко Дню Победы, и что-то не вижу их на витрине. Есть они у вас в магазине?
— Есть, конечно, сейчас найдём... Странно, где же они? Ах, вот — их почему-то вместе с пасхальными положили. Нечаянно, наверное. У нас новая сотрудница путает товар по неопытности.
— Знаете, а мне нравится, что открытки в честь Пасхи и Дня Победы оказались на одной полке. Совпадение знаменательное, ведь эти праздники имеют один корень. На Пасху мы радуемся Воскресению Христа, а 9 мая вспоминаем, как наши деды одолели врага, оставившего кровавый след по всему миру. Господь взошёл на Крест, чтобы победить смерть, и участники Великой Отечественной войны проделали свой крестный путь. Они погибали в боях, чтобы избавить человечество от воплощённого зла, от фашизма.
— К тому же оба праздника приходятся на весну, когда природа оживает.
— Более того — в 1945 году Воскресение Христово встречали 6 мая. И День Победы выпал на светлую пасхальную неделю.
— Вот на этой открытке прекрасно передано настроение тех весенних дней! Взгляните — залитое солнцем крыльцо. Мальчик лет десяти что-то весело читает с листа. Его радость разделяют женщина средних лет, маленькая девочка, девушка лет двадцати и солдат, вернувшийся с фронта. Одна рука у воина перебинтована, другой он опирается на палку — видно, был ранен. О подвигах фронтовика свидетельствует и медаль на груди. Он внимательно и взволнованно слушает чтение. Интересно, что такое ребенок читает? Может быть, газетную статью о победе?
— Нет, мальчик читает весточку от папы. Её принес однополчанин отца — вот этот самый раненый. Открытка, которая вам так понравилась — репродукция картины Александра Лактионова «Письмо с фронта».
— Письмо с фронта? Получается, что художник изобразил события военного времени?
— Да, на полотне запечатлен случай, который произошёл в 1944 году, ещё во время войны. Александр Лактионов в то время жил в Загорске, сейчас это Сергиев Посад. Он стал свидетелем, как соседская семья получила долгожданное письмо с фронта. Всех присутствовавших при этом охватила радость. Ликовали не только жена солдата, получившая весточку, её сын и дочь. От счастья светились и все соседи, и однополчанин мужа, который принёс заветный конверт.
— Художник мастерски передал эту общую радость. Даже я её почувствовала, когда увидела открытку, хотя о войне знаю только из книг, из фильмов и телепередач. Но если на картине герои радуются весточке с фронта, то, получается, что День Победы тут ни при чём?
— Сказать, что произведение Александра Лактионова не относится к Дню Победы — значит, погрешить против правды. В том восторге, что охватил всех участников незначительного, казалось бы, эпизода военной жизни, художник смог увидеть силу народа. Ту силу, что помогла нашим родным выйти победителями из смертельной схватки с врагом. Эту народную мощь Александр Иванович и постарался передать в своей картине.
— И в чем же эта мощь?
— В способности не отчаиваться, в умении терпеть и ждать. В единении людей. В вере в чудо.
— В чудо?
— Конечно. Разве не чудо, что человек уцелел в военных жерновах? Радуясь весточке с фронта, люди верили, что наступит день, когда их надежды исполнятся в полной мере, и беда навсегда отступит. И такой день наступил — День Победы.
— Ух! От ваших слов у меня мурашки по спине. Захотелось увидеть картину «Письмо с фронта» своими глазами. Знать бы, где она находится.
— В Третьяковской галерее! Если хотите рассмотреть полотно внимательно, приходите в музей пораньше, когда посетителей еще немного. У картины Александра Лактионова всегда собираются люди. «Письмо с фронта» и сегодня трогает сердца своим пасхальным, победным настроем.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Деяния святых апостолов

Питер Пауль Рубенс. Тайная Вечеря, 1631-1632
Деян., 51 зач., XXVIII, 1-31.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Сегодня во время литургии в православных храмах звучит заключительная — 28-я — глава книги Деяний святых апостолов. Эта глава производит очень оптимистичное впечатление: апостол Павел проповедует в Риме, и нет ничего, что препятствовало бы его проповеди. Однако если мы будем внимательны к словам книги Деяний, то мы увидим очень интересную особенность: благоприятное время для проповеди отнюдь не было благоприятным в жизни проповедника, то есть апостола Павла. Давайте послушаем звучащие сегодня за богослужениям слова Нового Завета.
Глава 28.
1 Спасшись же, бывшие с Павлом узнали, что остров называется Мелит.
2 Иноплеменники оказали нам немалое человеколюбие, ибо они, по причине бывшего дождя и холода, разложили огонь и приняли всех нас.
3 Когда же Павел набрал множество хвороста и клал на огонь, тогда ехидна, выйдя от жара, повисла на руке его.
4 Иноплеменники, когда увидели висящую на руке его змею, говорили друг другу: верно этот человек — убийца, когда его, спасшегося от моря, суд Божий не оставляет жить.
5 Но он, стряхнув змею в огонь, не потерпел никакого вреда.
6 Они ожидали было, что у него будет воспаление, или он внезапно упадет мертвым; но, ожидая долго и видя, что не случилось с ним никакой беды, переменили мысли и говорили, что он Бог.
7 Около того места были поместья начальника острова, именем Публия; он принял нас и три дня дружелюбно угощал.
8 Отец Публия лежал, страдая горячкою и болью в животе; Павел вошел к нему, помолился и, возложив на него руки свои, исцелил его.
9 После сего события и прочие на острове, имевшие болезни, приходили и были исцеляемы,
10 и оказывали нам много почести и при отъезде снабдили нужным.
11 Через три месяца мы отплыли на Александрийском корабле, называемом Диоскуры, зимовавшем на том острове,
12 и, приплыв в Сиракузы, пробыли там три дня.
13 Оттуда отплыв, прибыли в Ригию; и как через день подул южный ветер, прибыли на второй день в Путеол,
14 где нашли братьев, и были упрошены пробыть у них семь дней, а потом пошли в Рим.
15 Тамошние братья, услышав о нас, вышли нам навстречу до Аппиевой площади и трех гостиниц. Увидев их, Павел возблагодарил Бога и ободрился.
16 Когда же пришли мы в Рим, то сотник передал узников военачальнику, а Павлу позволено жить особо с воином, стерегущим его.
17 Через три дня Павел созвал знатнейших из Иудеев и, когда они сошлись, говорил им: мужи братия! не сделав ничего против народа или отеческих обычаев, я в узах из Иерусалима предан в руки Римлян.
18 Они, судив меня, хотели освободить, потому что нет во мне никакой вины, достойной смерти;
19 но так как Иудеи противоречили, то я принужден был потребовать суда у кесаря, впрочем не с тем, чтобы обвинить в чем-либо мой народ.
20 По этой причине я и призвал вас, чтобы увидеться и поговорить с вами, ибо за надежду Израилеву обложен я этими узами.
21 Они же сказали ему: мы ни писем не получали о тебе из Иудеи, ни из приходящих братьев никто не известил о тебе и не сказал чего-либо худого.
22 Впрочем желательно нам слышать от тебя, как ты мыслишь; ибо известно нам, что об этом учении везде спорят.
23 И, назначив ему день, очень многие пришли к нему в гостиницу; и он от утра до вечера излагал им учение о Царствии Божием, приводя свидетельства и удостоверяя их о Иисусе из закона Моисеева и пророков.
24 Одни убеждались словами его, а другие не верили.
25 Будучи же не согласны между собою, они уходили, когда Павел сказал следующие слова: хорошо Дух Святый сказал отцам нашим через пророка Исаию:
26 пойди к народу сему и скажи: слухом услышите, и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите.
27 Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.
28 Итак да будет вам известно, что спасение Божие послано язычникам: они и услышат.
29 Когда он сказал это, Иудеи ушли, много споря между собою.
30 И жил Павел целых два года на своем иждивении и принимал всех, приходивших к нему,
31 проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно.
Как мы только что услышали, книга Деяний святых апостолов закончилась возвышенными и радостными словами: «И жил Павел целых два года на своём иждивении и принимал всех, приходивших к нему, проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно» (Деян. 28:30). Однако мы помним, что в это же самое время апостол Павел был под домашним арестом. Конечно, этот арест не был идентичен аналогичной мере наказания в современном мире, но факт остаётся фактом: свобода апостола была существенным образом ограничена. У нас нет оснований полагать, что Павел сильно переживал по этому поводу, он, как и всегда, думал не о собственном благополучии, а о деле евангельской проповеди, условия же для проповеди были благоприятными, правда, апостол сам не мог идти к людям, поэтому люди шли к апостолу.
Нам не дано знать, какое количество верующих приобрела Церковь в те два года, о которых повествует книга Деяний, но кажется вполне очевидным, что эта проповедь была успешной, ведь её благословил Сам Христос, в видении сказавший Павлу: «Как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме» (Деян. 23:11).
Апостол Павел явил образец христианского восприятия происходивших с ним злоключений, он не терял веры, не терял доброго расположения духа и оптимизма, присущего всем по-настоящему верующим во Христа людям. В дальнейшем Церковь явила множество людей, которые имели тот же дух, что и святой апостол. В качестве одного из ярких примеров можно привести священномученика Илариона (Троицкого), он пострадал за Христа в 1929 году. Сохранились такие строки, написанные им из одиночного заключения: «Я уже привык не сидеть в тюрьме, а жить в тюрьме, как ты живёшь в своей квартире. Конечно, нелепого в моей жизни и было и есть немало, но нелепое для меня более смешно, чем мучительно. Зато есть у меня преимущества в моей жизни, из-за которых я согласен терпеть и разные нелепости... В самом деле. Имею здесь отдельную келию с достаточным освещением, с почти достаточным отоплением — и всё это бесплатно. Нужно тратить только несколько рублей в месяц, чтобы пансион был достаточным, — конечно, для такого безразличного к этим делам человека, как я. Но главное... самое милое то, что я могу без помехи отдаться своей первой и постоянной любви — науке, с которой жизнь было меня совсем разлучила... Здесь... меня ничто и никто не отвлекает».
Хочется надеяться, что примеры апостола Павла и всех от века просиявших святых помогут нам стяжать тот же самый христианский дух, помогут научиться во всём и всегда находить пользу для наших бессмертных душ!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Евгений Онегин»: драма потери себя». Протоиерей Павел Карташев

У нас в студии был настоятель Преображенского храма села Большие Вязёмы Одинцовского района протоиерей Павел Карташёв.
Разговор шел о драме потери себя и потенциала, заложенного Богом в человека на примере образов романа Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин».
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных жизни, творчеству и духовному пути А.С. Пушкина.
Первая беседа с экскурсоводом первой категории Государственного музея Александра Сергеевича Пушкина в Москве Анной Исаевой была посвящена детству и юности поэта;
Вторая беседа с писателем, публицистом Алексеем Бархатовым была посвящена ссылкам А.С.Пушкина;
Третья беседа с писателем, публицистом Алексеем Бархатовым была посвящена последним годам жизни А.С.Пушкина;
Четвертая беседа с протоиереем Павлом Карташевым была посвящена влиянию общества на человека на примере образов романа «Евгений Онегин».
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— День рождения А.С. Пушкина;
— Влияние произведений Пушкина на читателей;
— Пушкин в культуре: кино, театре и др.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер