
Апостол Павел. Мозаика
2 Кор., 184 зач., VII, 10-16.
Глава 7.
10 Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть.
11 Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотри́те, какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование на виновного, какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание! По всему вы показали себя чистыми в этом деле.
12 Итак, если я писал к вам, то не ради оскорбителя и не ради оскорбленного, но чтобы вам открылось попечение наше о вас пред Богом.
13 Посему мы утешились утешением вашим; а еще более обрадованы мы радостью Тита, что вы все успокоили дух его.
14 Итак я не остался в стыде, если чем-либо о вас похвалился перед ним, но как вам мы говорили все истину, так и перед Титом похвала наша оказалась истинною;
15 и сердце его весьма расположено к вам, при воспоминании о послушании всех вас, как вы приняли его со страхом и трепетом.
16 Итак радуюсь, что во всем могу положиться на вас.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Давайте попробуем ответить на вопрос — какая болезнь в той или иной степени мучает бОльшую часть населения современного мира? Гепатит, диабет, ковид? Не угадали. Правильный ответ — депрессия. Только клинической формой этого расстройства психики страдает пять процентов жителей земного шара. А уж сколько более лёгких форм данного недуга проявляет себя в жизни людей, даже сказать страшно.
Учёные до сих пор не сошлись во мнении относительно причин или причины появления депрессии. Мы же давайте посмотрим, что по этому поводу говорит Священное Писание. И в этом нам поможет апостол Павел. В сегодняшнем чтении из второго послания к коринфянам он сравнивает два типа печали — печаль ради Бога и печаль мирскую. Главное отличие этих двух состояний заключается в следующем. Печаль ради Бога побуждает человека коренным образом переосмыслить жизнь, исправить ошибки и вновь обрести радость. Печаль мирская же, в понимании апостола, совершенно бесплодна. Она всё глубже и глубже засасывает нас, убеждает в безвыходности, лишает надежды.
Лучшей иллюстрацией двух типов печали является пример апостолов-предателей. Пётр и Иуда Искариотский по разным причинам, но совершили один и тот же поступок — отказались от своего Учителя. После совершенного предательства оба ученика испытали мучительное состояние тоски и разочарования в себе. Одинаково оступившись, Пётр и Иуда нашли совершенно разные выходы из сложившегося положения. Иуда поддался печали мирской и наложил на себя руки. Пётр же обратил сердце к печали от Бога. Пройдя путём покаяния, он вернул себе звание апостола и впоследствии явил христианам пример стойкости и храбрости в вере.
Всё выше сказанное позволяет нам увидеть некоторое сходство между депрессией и печалью мирской. Оба состояния доводят человека до погибели. Печаль от Бога же представляет собой принципиально иное явление, потому что связано с феноменом покаяния. И здесь, как кажется, необходимо существенное уточнение. Церковная проповедь довольно много говорит о необходимости покаяния — важной составляющей духовной жизни. Что при этому имеется в виду? Точно речь не идёт о раскисшем, расстроенном состоянии, когда человек просто сетует о своём несовершенстве и ничего не предпринимает для исправления ситуации. Покаянием не является лёгкое сожаление о совершённых ошибках, приписывание себе каких-то надуманных чувств, мыслей и поступков. И уж точно не стоит называть покаянием простое перечисление грехов на исповеди в формате какой-то почти отчётности о проделанной работе.
Природа настоящего покаяния прекрасно видна на примере сегодняшнего апостольского чтения. Апостол Павел направляет христианам Коринфа второе послание. Оно, в отличие от первого, имеет более воодушевляющее содержание. Павел, сначала раскритиковав коринфян в пух и прах за греховную жизнь, радуется, что смог добиться от них не печали мирской, а печали ради Бога. Ученики апостола поняли, насколько далеко отступили от истинной веры, но не пали духом, а засучили рукава и принялись исправлять свои ошибки. Так должны поступать и мы, когда нарушаем заповеди Божии.
Будем помнить, что, с точки зрения Православной Церкви, святой — это не тот, кто не грешит. Святой это тот, кто, упав, встаёт и с надеждой на Бога продолжает свой путь, стараясь больше не повторять содеянного зла. А ещё святой — это тот, кто не поддаётся печали мирской, убеждающей нас в нашей неисправимости и безнадёжности. В сердце, искренне и здраво верящем в Господа, для депрессии места нет. Ведь там живёт укрепляющая нас благодать Духа Святого.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер