
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
1 Кор., 147 зач., X, 28 — XI, 7.
Глава 10.
28 Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее.
29 Совесть же разумею не свою, а другого: ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью?
30 Если я с благодарением принимаю пищу, то для чего порицать меня за то, за что я благодарю?
31 Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию.
32 Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией,
33 так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись.
Глава 11.
1 Будьте подражателями мне, как я Христу.
2 Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам.
3 Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог.
4 Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову.
5 И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая.
6 Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается.
7 Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В этом отрывке апостол Павел затрагивает два не связанных между собой вопроса: первый касается заботы о духовном благе ближних, второй же вопрос посвящён некоторым внешним аспектам молитвенной практики. Впрочем, возможно, что эти две темы все же имеют определенную внутреннюю связь, ведь соблюдение молитвенного этикета тоже может рассматриваться как забота о ближних.
В то время, когда апостол Павел писал своё послание в Коринф, там, как и в любом другом языческом городе, христиане сталкивались с проблемой, связанной с употреблением в пищу идоложертвенного мяса. В библейской науке существуют разные мнения относительно того, была ли у христиан Коринфа возможность приобретать какое-то иное мясо, кроме идоложертвенного, да и вообще относительно путей формирования рациона горожан высказываются самые разные гипотезы. Но апостолу Павлу это не особо интересно, он ситуацию с идоложертвенной пищей использует в качестве основы для размышлений о другой, значительно более важной и вневременной проблеме: он пишет о соотношении личной свободы христианина и ожиданий со стороны общества. Те или иные наши действия, наши слова и даже внешний вид могут стать поводом для соблазна. Есть определенное искушение сказать, что если совесть человека спокойна, то реакция на его поступки, слова и внешний вид других людей не имеют никакого значения, и что проблема не в том, кто послужил причиной соблазна, а в самих соблазняющихся. В общем смысле апостол Павел согласен с такой позицией, но при этом он делает очень важную оговорку, которая состоит в том, что все мы очень слабы, а это означает, что мы должны очень бережно относиться друг ко другу и сознательно никого не провоцировать. Такая позиция очень хорошо укладывается в общую концепция апостола Павла относительно Церкви, для него Церковь — это Тело Христово, о чем он написал в этом же Первом послании к Коринфянам (см. 1 Кор. 12:27), ну а все христиане — «суть члены Христовы» (1 Кор. 6:15), если смотреть на вопрос соблазнения совести ближних, памятуя об этой концепции, то становится ясно: мы должны заботиться о спокойствии совести окружающих точно также, как заботимся о слабых и повреждённых местах своего собственного тела, если у кого-то, к примеру, сломана нога, то вряд ли такой человек станет прыгать на этой ноге, не обращая абсолютно никакого внимания на ее состояние, а потому точно так же необходимо заботиться и о тех наших близких, которые ещё не научились жить в сосредоточенном внимании к самим себе, и потому постоянно наблюдают за окружающими.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О смелости пророчества Исаии

В 10-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне».
О смелости пророчества Исаии — священник Родион Петриков.
Почему апостол Павел называет эти слова Исаии смелыми? Потому что они переворачивают человеческую логику.
Нам привычно думать, что Бог открывается только тем, кто Его ищет, кто, так сказать, достоин. А тут всёсовершенно иначе. Господь Сам приходит к тем, кто даже не думал о Нём.
Это вызов религиозной гордыне. Это как если бы хозяин виноградника, вместо работников, которые трудились у него весь день, первым делом накормил бы случайных прохожих.
Но в этом и есть Евангелие: никогда око за око и зуб за зуб. Господь не ждёт, пока мы дорастём до Него. Он наклоняется к нам, как к детям.
Вот она, смелость Божьей любви.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О личности и трудах Ивана Глазунова

Сегодня 1 июля. В этот день в 1762 году родился издатель Иван Глазунов.
О его личности и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Когда он завершал свой творческий путь, в его багаже уже были сотни прекрасных, изданных с огромной тщательностью красивых книжных шедевров. По истории, искусству, литературе, свод законов Российской империи, за которые он получил золотую медаль на Владимирской ленте с подписью «За полезное» от самого государя-императора Николая Павловича I.
Иван Петрович Глазунов — пример неутомимого скромного труженика, который не гонялся за успехом и дешёвой популярностью, но целеустремлённо, с молитвой, со скромностью и вместе с добропорядочностью медленно шёл к тому успеху коммерческому, который сделал его лучшим российским издателем двух столиц.
И, поминая с любовью раба Божьего Иоанна, давайте обратим внимание на наш книжный шкаф и остановим свой взор на тех редких уже сейчас книгах, которые сопровождали нас в нашем детстве, отрочестве, были переданы нам с любовью нашими бабушками и дедушками.
Ибо всякая вещь, сработанная с вдохновением и молитвою, несёт в себе некую духовную силу, как, несомненно, это в отношении полезных, душеполезных книг, уже ныне составляющих раритет и украшение нашего жилища.
Все выпуски программы Актуальная тема