Внутренний мир — это тайна, открытая только Богу. Готовы ли мы к встрече с Ним? Героини картины Василия Максимова «Всё в прошлом» несмотря на почтенный возраст проживают каждый день в тихой радости, с Богом. И поддерживают друг друга.
— Добрый день!
— Без сомнения, добрый! Такая замечательная погода на улице! Народ гуляет, все весёлые! А здесь, у вас в магазине, наоборот, очень тихо. И это тоже хорошо.
— Если честно, я больше люблю тишину и одиночество.
— О, в вашем возрасте это большая редкость!
— Я просто выгляжу молодо, а на самом деле мне уже тридцать два! И потом, я чувствую себя гораздо старше. Может, помните картину — там две печальные бабушки сидят на солнце возле деревянного дома? Я в них узнаю себя — та же усталость от прожитых лет.
— Наверное, вы говорите про картину Василия Максимова «Всё в прошлом»? Сейчас попробую найти её в интернете... Вот, взгляните — она?
— Да, да — та самая!
— Признаюсь, мне трудно уловить сходство между вами и героинями полотна. Мы видим здесь старенькую дворянку и её столь же пожилую служанку. Им обеим далеко не тридцать два, а, пожалуй, больше восьмидесяти. В весенний солнечный день старушки сидят в тени сиреневого куста, барыня — в кресле с подушками, её компаньонка — на ступеньке крыльца. И они не унывают под тяжестью лет.
— А как вы определили, что бабушки не унывают?
— Посмотрите, как тщательно одета помещица — на ней белоснежный кружевной чепец, платье с пышным бантом, бархатная накидка, отделанная мехом. Наряд служанки скромный, но чистый и добротный. Человек, которому жизнь не мила, как правило, не тратит силы на заботу о внешнем виде.
— Богатому человеку на это не требуется много сил. Заплатил, и всё за тебя сделали: постирали, отбелили, погладили.
— Но дворянка с картины Василия Максимова вовсе не богата. Об этом говорит особняк с заколоченными окнами на заднем плане. Можно предположить, что там героиня жила в роскоши до 1861 года, то есть, до отмены крепостного права. После крестьянской реформы дворянская усадьба, как и многие другие в России, утратила былой лоск, разорилась. Барыня перебралась в скромный флигель, а из всей челяди с ней осталась одна верная служанка. И, полагаю, что старушки на закате жизни стали друг другу опорой.
— И всё-таки название картины — «Всё в прошлом», звучит, как грозный приговор для них.
— Это приговор скорее помещичьему укладу, безвозвратно утраченному после отмены крепостного права. Картина написана в 1889 году. Можно предположить, что двадцать восемь лет после реформы были непростыми и для барыни, и для её служанки. Но эти женщины не потеряли себя на крутом вираже истории. Они научились служить друг другу — одна трудом, вторая — остатками имения. И стараются наполнять быт нехитрыми радостями: пьют чай из самовара на крылечке, вдыхают аромат сирени.
— Какая может быть радость, если жизнь подходит к завершению?
— Бог создал человека для вечности, короткая земная жизнь предваряет новую, бесконечную. Какой она будет, зависит от того, что ты возьмешь с собой за предельную черту, любовь или злобу.
— А с чем подошли к завершению жизни героини картины «Всё в прошлом»?
— Внутренний мир каждого из нас — это сокровенная тайна, которая открыта только Богу. Только Ему ведомо, как накануне перехода в иной мир человеческая душа ищет возможности стать чище, анализирует пройденный путь, скорбит о совершенных ошибках, благодарит за радости. И женщины на картине Василия Максимова «Всё в прошлом» погружены в себя. Если у вас будет возможность, посмотрите подлинник картины в Третьяковской галерее. Когда стоишь перед ним, то буквально слышишь тишину, в которой душа готовится предстать перед Создателем.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
«Светлые пасхальные истории»
В этом выпуске своими светлыми историями, связанными с встречей светлого Христова Воскресения и празднованием пасхальных дней поделились ведущие Радио ВЕРА Алексей Пичугин, Анна Леонтьева и Константин Мацан, а также наш гость — протоиерей Алексей Попков.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский и его мать
«Маминька — святыня моя, она для меня выше, дороже, любезнее всех людей на земле; она — первая после Бога», — писал о своей матери, Феодоре Власьевне Сергиевой, святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Будущий подвижник и чудотворец, родился 31 октября 1829 года в селе Сура Архангельской губернии. У псаломщика Ильи Михайловича Сергиева и его супруги Феодоры он был первым и долгожданным ребёнком. Мальчик появился на свет таким слабым, что родители, опасаясь за его жизнь, решили сразу же, не откладывая, окрестить малыша. Мальчика нарекли Иваном. После Таинства Крещения ребёнок вдруг порозовел, глазки его заблестели, он безмятежно улыбнулся и с тех пор пошёл на поправку.
Феодора Власьевна не отходила от сына. Укачивая маленького Ваню, она пела ему протяжные северные колыбельные и духовные стихи. А потом молилась — и Ваня засыпал под её тихий шёпот. Едва научившись ходить, Ваня всюду по пятам следовал за матерью. По утрам, крепко ухватившись за её сильную руку, он шагал в храм на Литургию. Дома, пока мама стряпала обед, тихонько сидел рядом и наблюдал, как проворно и ловко она замешивает тесто для пирогов и варит густые, ароматные щи. А когда за окнами темнело, мать зажигала масляную лампу, открывала большую, старинную книгу — Четьи-Минеи — и вслух читала жития святых. Слова выговаривала медленно, по слогам, — грамоте Феодора Власьевна обучалась недолго. И всё же именно она стала первой учительницей Вани. Когда пришло время, отец купил сыну азбуку, а мать усадила Ваню за стол и стала показывать буквы. «Долго не давалась мне эта мудрость, — вспоминал позже в своей автобиографии отец Иоанн. — Но, приученный матерью к молитве, я горячо молился Богу, чтобы Он дал мне разум. И точно пелена спала с моего ума, и я стал хорошо понимать учение».
Мать очень хотела, чтобы её сын получил хорошее образование. Когда однажды Иван обмолвился, что желал бы стать священником, Феодора Власьевна пообещала сделать всё, чтобы его мечта осуществилась. Стараниями матери, которая каждую копейку откладывала на обучение сына, в 1851 году Иван, окончив в Архангельске училище и семинарию, поступил в Петербургскую духовную академию. Именно туда пришло письмо от Феодоры Власьевны с печальным известием — скончался отец, Илья Михайлович. Потеряв кормильца, мать впала в крайнюю нужду. Чтобы поддержать её, Иван решил бросить учёбу и пойти работать. Об этом он и написал матери, а в ответ получил от неё строгий запрет покидать Академию. Ослушаться маму Иван не смел. А вскоре весьма кстати подвернулась подработка — в свободное от учёбы время Ваня стал переписывать документы. И весь свой заработок отправлял матери.
После принятия священного сана Иван, а теперь — отец Иоанн — стал служить в Андреевском соборе города Кронштадта. Вскоре о мудром, милосердном батюшке заговорили не только в Кронштадте, но и в Петербурге, а потом и по всей России. За советами и духовной поддержкой к нему обращался император Николай II. А для своей матери отец Иоанн по-прежнему оставался всё тем же любящим и послушным сыном. Он часто ездил навещать её в Архангельскую губернию. Несколько раз Феодора Власьевна приезжала к нему в Кронштадт. Об этих визитах отец Иоанн позже будет вспоминать в дневниках: «Её кроткие слова: здравствуй, дитятко, благослови, дитятко, — останутся у меня навсегда в памяти сердечной». В этих же дневниках оставит святой праведный Иоанн Кронштадтский и другие свидетельства о своей бесконечной любви к матери. На одной из страниц он напишет: «Не за красоту, не за ум, и даже не за доброе сердце, кротость и смирение уважаю и люблю я мать свою, а потому единственно, что она — моя Мать».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Благодарение Богу»
Вчера маме сделали операцию. Она, слава Богу, прошла успешно. Операция была достаточно сложная, и мы с папой и сестрой усердно молились о её успехе. В храме подали записки о здравии мамы и заказали специальный молебен, он так и называется «Чин молебного пения пред хирургическим действием». В молитве молебна я запомнила слова, в которых священник просит Бога укрепить руку хирурга.
И сегодня утром, когда мама уже могла поговорить со мной по телефону, она хвалила врача и его ювелирную работу. Мамин голос был слабым, но радостным. Она уже пошла на поправку.
И мне подумалось, что в случае какой-то нужды мы долго и усердно просим Господа о помощи. А получив просимое, спасибо Ему говорим как-то по-быстрому, коротко, наспех. А ведь благодарить Бога надо так же усердно, как и просить. Я позвала папу и сестру. Перед семейными иконами мы встали на молитву благодарить и прославлять Бога за Его милость к нашей семье.
Все выпуски программы Утро в прозе