— Дядя Андрей, посмотри какая картина интересная — «Богомолки» называется.
— Да, Паша, работа впечатляет! Андрей Попов создал за свою жизнь всего несколько ярких картин, и значительная их часть хранится в частных собраниях. Полотно «Богомолки» художник написал в период творческого расцвета, в 1860 году. Тульский музей изобразительных искусств, в котором мы с тобой находимся, приобрёл этот шедевр у одного из коллекционеров. Так что, можно сказать, перед нами музейная редкость!
— Но впечатление картина производит вовсе не поэтому. Она вызывает такие сложные и сильные чувства! Я когда её увидел, вспомнил, как мы с тобой в байдарочный поход по Ладожскому озеру ходили.
— Интересно, откуда вдруг такая ассоциация? Ведь в работе Андрея Попова нет ни лодок, ни водоёма. Весь пейзаж здесь — бескрайнее поле да небо над ним.
— Но какое это небо! Тревожное, грозовое. Чёрные тучи нависли над землёй, и кажется, что вот-вот разразится какой-нибудь катаклизм. Как у нас в походе, помнишь, ураган налетел?
— Конечно, помню! Пока мы с тобой байдарку на берег вытаскивали, у нас палатку сорвало, унесло. Пришлось в каком-то каменном гроте прятаться.
— Я тогда так перепугался! А богомолки на картине ведут себя так, как будто погода замечательная.
— Да, женщины на картине спокойны. Одна пьёт из глиняного кувшина, другая лежит на спине, вытянув натруженные ноги, остальные что-то обсуждают, усевшись кружком.
— Они что, не понимают, что надвигается страшная гроза?
— Понимают, конечно! Крестьянки по приметам вполне могли предсказать погоду.
— Почему же они не бегут в укрытие?
— Вероятно, потому что поблизости никакого укрытия нет. Вокруг богомолок поле, насколько может охватить взгляд. А значит, нет смысла куда-то бежать. Остается только уповать на Бога.
— Но как женщины научились вот так сохранять спокойствие в кризисных ситуациях?
— Думаю, им помогала непрестанная память о Христе, постоянное молитвенное обращение к Нему ума и сердца. Этому очень способствует паломничество. Особенно вот такое — когда ты не на автобусе или поезде едешь, а пешком преодолеваешь пространство во славу Божию.
— А большое расстояние богомолкам на картине Андрея Попова предстоит пройти?
— Тут не угадаешь. Возможно, они направляются в ближайшую обитель под Тулой, а может быть, в Киево-Печерский монастырь. Даже в Иерусалим русские паломники пешком добирались — через Кавказ, Константинополь и Дамаск.
— Потрясающе!
— Вот и Андрей Попов так же считал. Художника восхищала способность православных странников преодолевать трудности, принимать любые обстоятельства как волю Божию. И он выразил своё восхищение в картине «Богомолки».
«Картину Андрея Попова „Богомолки“ можно увидеть в Тульском музее изобразительных искусств».
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.