
— Дядя Андрей, посмотри какая картина интересная — «Богомолки» называется.
— Да, Паша, работа впечатляет! Андрей Попов создал за свою жизнь всего несколько ярких картин, и значительная их часть хранится в частных собраниях. Полотно «Богомолки» художник написал в период творческого расцвета, в 1860 году. Тульский музей изобразительных искусств, в котором мы с тобой находимся, приобрёл этот шедевр у одного из коллекционеров. Так что, можно сказать, перед нами музейная редкость!
— Но впечатление картина производит вовсе не поэтому. Она вызывает такие сложные и сильные чувства! Я когда её увидел, вспомнил, как мы с тобой в байдарочный поход по Ладожскому озеру ходили.
— Интересно, откуда вдруг такая ассоциация? Ведь в работе Андрея Попова нет ни лодок, ни водоёма. Весь пейзаж здесь — бескрайнее поле да небо над ним.
— Но какое это небо! Тревожное, грозовое. Чёрные тучи нависли над землёй, и кажется, что вот-вот разразится какой-нибудь катаклизм. Как у нас в походе, помнишь, ураган налетел?
— Конечно, помню! Пока мы с тобой байдарку на берег вытаскивали, у нас палатку сорвало, унесло. Пришлось в каком-то каменном гроте прятаться.
— Я тогда так перепугался! А богомолки на картине ведут себя так, как будто погода замечательная.
— Да, женщины на картине спокойны. Одна пьёт из глиняного кувшина, другая лежит на спине, вытянув натруженные ноги, остальные что-то обсуждают, усевшись кружком.
— Они что, не понимают, что надвигается страшная гроза?
— Понимают, конечно! Крестьянки по приметам вполне могли предсказать погоду.
— Почему же они не бегут в укрытие?
— Вероятно, потому что поблизости никакого укрытия нет. Вокруг богомолок поле, насколько может охватить взгляд. А значит, нет смысла куда-то бежать. Остается только уповать на Бога.
— Но как женщины научились вот так сохранять спокойствие в кризисных ситуациях?
— Думаю, им помогала непрестанная память о Христе, постоянное молитвенное обращение к Нему ума и сердца. Этому очень способствует паломничество. Особенно вот такое — когда ты не на автобусе или поезде едешь, а пешком преодолеваешь пространство во славу Божию.
— А большое расстояние богомолкам на картине Андрея Попова предстоит пройти?
— Тут не угадаешь. Возможно, они направляются в ближайшую обитель под Тулой, а может быть, в Киево-Печерский монастырь. Даже в Иерусалим русские паломники пешком добирались — через Кавказ, Константинополь и Дамаск.
— Потрясающе!
— Вот и Андрей Попов так же считал. Художника восхищала способность православных странников преодолевать трудности, принимать любые обстоятельства как волю Божию. И он выразил своё восхищение в картине «Богомолки».
«Картину Андрея Попова „Богомолки“ можно увидеть в Тульском музее изобразительных искусств».
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема