Споры — занятие неблагодарное. Но если они возникают, то главное — не обижать друг друга. Любой диалог можно вести в мире. Это подтверждает картина Дмитрия Жукова «Спор о вере», посвящённая времени реформ патриарха Никона.
— Добрый день! Мне нужна литература о реформах патриарха Никона. Не подскажете, что есть у вас в библиотеке?
— О расколе в Русской Православной Церкви в семнадцатом веке?
— Да, можно и так сказать. О тех временах, когда патриарх Никон привёл богослужебные книги и обряды к единообразию с греческой традицией, а часть верующих восстала против этих изменений.
— Вот, на этой полке должны быть нужные вам книги. Что-то конкретное не могу порекомендовать, мне эта тема не близка. На мой взгляд, споры о вере всегда приводят к вражде.
— Если полемика ведётся не ради самоутверждения, то она может быть полезной. Самые непримиримые оппоненты в честной беседе могут найти точки соприкосновения, обрести взаимопонимание. Приблизиться к правде.
— Я не верю, что в споре может родиться истина. Во всяком случае, конфликт между верующими в семнадцатом веке принёс только горе.
— Да, церковный раскол стал раной, которая до сих пор не исцелена. Но осмелюсь утверждать, что причиной трагедии послужил не факт спора между сторонниками и противниками богослужебных изменений, а форма выстраивания отношений, взаимные проклятия.
— Но разве возможно было в тех условиях иначе вести диалог?
— Конечно, возможно. Я вот вижу у вас над головой репродукцию картины Дмитрия Жукова «Спор о вере». Она как раз подтверждает, что мирная, хотя и горячая полемика велась и в годы реформ патриарха Никона.
— Картина Жукова? Я так привыкла, что эта репродукция здесь висит, что никогда не задумывалась о её содержании. Так вы говорите, на ней представлены события семнадцатого века?
— Взгляните сами. Купеческая изба. За деревянным столом под иконами дискутируют хозяин-старообрядец и священник, сторонник реформ патриарха. Купец указывает в окно, на небо, вероятно, призывая в свидетели Бога. Пожилой иерей водит пальцем по страницам книги — цитирует Священное Писание. Лица у собеседников напряжённые, но в них нет агрессии. Оппоненты смотрят друг другу в глаза в надежде найти понимание.
— В споре принимают участие ещё два купца.
— Да. Один полез на антресоли. Как видно, хочет достать старую книгу, которой не коснулись реформы, чтобы доказать её ценность. А второй раскладывает на столе угощение, что свидетельствует о мирном течении диспута.
— А у женщин, смотрите, своя беседа.
— Хозяйка в старинном сарафане и глухо повязанном платке показывает, что только двумя перстами можно совершать крестное знамение. Весь её облик выражает решимость. А гостья в белом чепце, как видно, супруга священника, миролюбивым жестом призывает к спокойствию.
— Картина убеждает, что спор о вере возможен в мирном духе. Только ведь это полотно, наверное, было написано через много лет после раскола?
— Да, через два столетия. Дмитрий Жуков создал своё полотно в 1867 году. Но прежде чем взяться за кисти, он изучал исторические документы, работал в архивах. Кроме того, картина «Спор о вере» — не только иллюстрация давно минувшего, но и призыв в будущем быть бережными друг к другу в таких дискуссиях.
— А нужны ли они вообще, споры о вере?
— Вера в Бога — один из краеугольных вопросов жизни на земле, он не может не волновать. Вспомните, как жарко беседовали об этом братья Карамазовы в одноимённом романе Достоевского. Старший, Иван, заметил тогда, что для русского человека самое важное — решить, есть ли Бог, есть ли бессмертие. Эту идею выразил и Дмитрий Жуков в своей картине «Спор о вере».
— А где сейчас хранится полотно?
— Его можно увидеть в Третьяковской галерее.
— Стоит съездить и посмотреть на эту картину. Она помогла мне по-новому взглянуть на русскую историю семнадцатого века. А сейчас знаете что? Давайте вместе в электронной базе посмотрим список литературы о реформах патриарха Никона! Мне тоже будет полезно почитать на эту тему.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Сначала нужно поменяться самой. Екатерина Гилева
Господь подарил мне несколько встреч и разговоров с удивительным человеком — владыкой Августином, на тот период епископом Городецким и Ветлужским. Одна из них круто перевернула мое представление о браке.
В тот день мы разговаривали за чашкой чая. И подошли к вопросу, почему же я такая, как говорится, «активистка, спортсменка, да и просто красавица», в свои без малого 33 года до сих не за мужем?
На тот момент в моей голове четко сформировалась картина — каким должен быть мой спутник жизни. Я озвучила по списку все свои требования к потенциальному мужу и отцу моих детей.
И тут владыка охладил меня с виду простым вопросом: «А ты как считаешь, сама-то соответствуешь всем тем требованиям, что предъявляешь к будущему супругу?»
Меня будто кто-то встряхнул... До этого разговора я не задумывалась о том, что сама по идее должна обладать теми добродетелями, которые ищу в другом человеке.
Но я была настолько далека от желаемой реальности! Пелена с глаз спала, и я начала видеть свои грехи... Словно эпизоды из кино пролетали перед глазами сцены из жизни, где я вела себя высокомерно, обижалась и обижала близких людей, требовала от других внимание к себе, но была крайне скупа на проявление заботы о ближних. Героиня моего фильма оказалась эдакой эгоистичной потребительницей, которая живет только для себя. И кому-то еще рядом с ней просто нет места.
Зрелище не из приятных. Но оно дало новую мотивацию. Теперь я была настроена уже не на поиск, а на работу над собой! Стала отслеживать не то, как ко мне относятся, а как я отношусь к людям. И появилась потребность отдавать, а не получать.
Теперь мне более понятен глубокий смысл Первого послания святого Апостола Павла к Коринфянам: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».
И теперь я эти строки соотношу не с поведением потенциальных женихов, а со своим отношением к людям.
Автор: Екатерина Гилева
Все выпуски программы Частное мнение
История про мышку. Екатерина Гилева
Эта история произошла в самом начале моего воцерковления. Я часто приезжала в Городецкий Феодоровский мужской монастырь.
В тот раз приехала, чтобы помочь в подготовке одного молодежного форума. Участники и основная команда организаторов собрались в актовом зале. Я как дежурная осталась в одном из кабинетов 1 этажа, где хранился реквизит.
Буквально через 15 минут дежурства мое одиночество нарушила не званная гостья. Маленькая серенькая мышка неторопливо перемещалась по кабинету. Она подходила то к одному столу, то к другому. А потом попыталась прошмыгнуть прямо возле моих ног!
От испуга я взвизгнула и подняла ноги на системный блок, стоящий под столом. А мышка — наоборот — не боялась ничего. Не обращала внимание ни на топанья, ни на хлопания, ни на уговоры незамедлительно покинуть кабинет!
Ничего не оставалось, кроме как позвонить ответственному за решение организационно-хозяйственных вопросов в монастыре иноку Евмению и попросить как можно скорее принести в тот кабинет мышеловку. Я пылко объясняла, что нахальную мышь нужно срочно поймать и обезвредить!
Но ответ меня обескуражил. Отец Евмений объяснил, что в монастыре нет ни одной мышеловки. И вообще в монастырях в подобных ситуациях на протяжении многих сотен лет принято бороться с грызунами другими не менее действенными способами. Он предложил мне почитать акафист святому мученику Трифону. Этот святой неоднократно силой своей молитвы заставлял уходить вредных насекомых, истреблявших хлебные злаки и опустошавших поля.
Честно говоря, я немного растерялась от такого ответа, но, поблагодарила за совет и положила трубку, продолжив думать, где же можно все-таки раздобыть мышеловку.
Вышла в коридор и встретила эконома монастыря отца Андрея. Изложила ему суть проблемы и мой вариант ее решения. Но отец Андрей также не порадовал своим ответом. Он сказал, что на такой случай в монастыре вместо мышеловки есть кот.
Признаюсь честно, тогда все предложенные решения мне показались очень странным. Ну, вариант с котом — еще реальный. А вот акафист... Вроде бы такие взрослые люди, а верят в какие-то там акафисты...
Тот день до самого вечера мы провели в кабинете вдвоем с мышью...
Утром, вернувшись в кабинет, я ее там не обнаружила. И все последующие дни, недели, годы моего трудничества в этом помещении, я не встречала больше мышей.
Скажу честно, я тогда не понимала, что такое акафист. Так его и не прочитала. Но мышь ушла. И я верю, что это произошло по молитвам отцов, которые не поддержали мои методы решения проблемы с помощью мышеловки. Молитва. Что может быть сильнее? Вот такой я тогда получила урок. Ведь сказано — «По вере Вашей да будет Вам!»
Автор: Екатерина Гилева
Все выпуски программы Частное мнение
Воистину Воскресе Христос. Екатерина Гилева
В детстве я часто гостила у родственников в селе Кантаурово Нижегородской области. В Пасхальную ночь мы со старшей двоюродной сестрой Машей и нашими подружками любили прибегать в храм в честь Живоначальной Троицы и ждать, когда же наступит полночь. Тогда все молящиеся во главе с отцом Александром — настоятелем, выйдут из храма и всё село присоединится к праздничному Крестному ходу. Мы ждали, когда идущие зажгут свечи и лампадки, когда зазвучит Пасхальный перезвон и сольётся в радостном многоголосье долгожданное «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!»
Прошли годы, прежде чем вошла в храм и совершила свои первые шаги на пути воцерковления. И вот, настала весна. И я с нетерпением ожидала ночную Пасхальную службу в Городецком Феодоровском монастыре.
На эту службу сюда решили приехать и мои студенческие друзья со своей пятилетней дочкой Олесей. Они тоже захотели впервые в жизни остаться на всю ночную службу.
Около 10 вечера храм уже был наполнен людьми. На клиросе что-то читали. Тихо, но уже торжественно. Глаза разбегались от красоты цветов, которыми украсили храм. «Это всё благодаря Марии Дмитриевне и ее помощницам, которые за несколько дней до праздничной службы днем и ночью трудились, как пчелки, над цветочным убранством» — рассказывала я друзьям.
Красные цветы. И красные платья и платки у прихожанок. А еще — красные облачения у священников. Я наконец поняла, почему и в селе люди надевали красное на Пасху! Этот цвет, как символ радости Воскресения Христова и победы Жизни над смертью.
Мы с маленькой Олесей решили забраться на ступеньки повыше, чтобы нам было лучше видно всё что происходит в храме во время богослужения.
В определенный момент службы священники стали выходить на солею. Выстроились в одну линию. И радостно друг за другом на разных языках начали поздравлять всех присутствующих в храме: «Христос Воскресе!» А в ответ доносилось соборное: «Воистину Воскресе Христос!»
И вдруг заворожённая малышка Олеся, наблюдавшая всю службу через перила лестничного подъёма, произнесла: «Как же красиво!»
Так искренне, так по-детски! И я почувствовала, как у меня наворачиваются слезы от внутренней даже не радости, ликования! Я вспомнила свои детские чувства на Пасху. Такие же, как у Олеси сейчас. И у меня! Тот же детский восторг! Только теперь я была не зрителем, а участником величайшего события Воскресения Христова! В тот день я почувствовала, что Христос родился в моем сердце, воскресил мою душу! И мне больше никогда... никогда не хотелось бы с Ним расставаться...
Автор: Екатерина Гилева
Все выпуски программы Частное мнение