На полотне Николая Ге «Вестники воскресения» изображена святая Мария Магдалина, которая живёт в новой, пасхальной реальности. Её летящий образ говорит о том, что приземлённость меркнет перед величием воскресшего Христа.
— Паша, здравствуй! Давно мы с тобой не виделись!
— Добрый день, Маргарита Константиновна! Да, учёба в семинарии занимает много времени. Но сегодня отменили лекцию, преподаватель заболел, и я сразу же решил приехать в Третьяковскую галерею. Тем более, мне на метро до станции «Третьяковская» всего лишь десять минут.
— Это и правда очень удобно! Какие картины сегодня посмотрим?
— Недавно мы с приятелем разговорились о христианской живописи. Вспоминали разных художников, и я вдруг понял, что совсем мало знаю о религиозных картинах Николая Ге. Может быть, познакомите меня с какой-то из его работ, Маргарита Константиновна?
— С радостью! У Николая Ге — много прекрасных полотен, среди них — «Вестники воскресения». Это картина, лично на меня, производит особенно сильное впечатление. Если хочешь, можем пройти в тридцать третий зал и познакомиться с ней поближе.
— Конечно! Этот зал заметно отличается от других! Бордовые стены и приглушённый свет создают впечатление таинственности. А вот и «Вестники воскресенья»! Очень яркая и контрастная картина.
— Да, как видишь, она состоит из двух частей: светлой и тёмной. В светлой изображена Мария Магдалина, которая спешит поделиться с апостолами радостью о воскресшем Спасителе. Образ Магдалины противопоставлен тёмным фигурам воинов — именно они распяли Христа.
— Как интересно изображена Мария — будто не идёт, а летит!
— Да, Магдалина уже знает, что Господь воскрес. Она пока единственная среди учеников Христа живёт в новой, пасхальной реальности.
— Когда я размышляю об этих Евангельских событиях, всегда думаю о страхе и растерянности учеников Спасителя после Его Распятия. Они ведь прятались, боялись преследований. Сын Божий умер! Страшно даже подумать об этом.
— Да, Паша, в такой трагической ситуации апостолам было немудрено испугаться.
— Но Магдалина, невзирая на угрозу для собственной жизни, пришла к месту погребения Христа.
— ...И там встретилась с воскресшим Учителем. Представляешь, каким счастьем для Марии Магдалины стала эта встреча!
— Думаю, похожие чувства верующие люди переживают каждую Пасху. Поэтому созерцание образа Магдалины, её ликования на полотне Николая Ге вызывает у христиан особые переживания.
— Ты удивишься, Паша, но эту картину сначала не приняли в России. Критики обвинили художника в нереалистичности фигуры Магдалины и надуманности сюжета.
— Не приняли? Вот это да! Я, конечно, не искусствовед, но мне кажется, что именно нечеткий силуэт женщины, походка, которая больше напоминает полёт, все её движение навстречу пасхальному свету, как раз и являют собой главный смысл картины: телесность и приземлённость меркнет перед величием воскресшего Христа.
— Разделяю твоё восприятие, Паша. Для меня, картина Николая Ге «Вестники воскресенья» — одно из самых возвышенных и одухотворённых произведений искусства в Третьяковской галерее.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.