— Андрей Борисович, большое спасибо, что составили мне компанию! Эта командировка в Саратов стала для меня приятной неожиданностью.
— И я очень рад поездке! Давно хотел побывать в Саратовском художественном музее.
— С чего начнём знакомство с музеем?
— Я уже приметил одну картину — вон там, вдалеке. Даже отсюда хорошо видно, что на ней изображена красивая церковь.
— Давайте подойдём поближе. О, да это же работа Николая Алексеевича Касаткина! Полотно называется «Добрый дедушка».
— Если не ошибаюсь, Касаткин — один из последних представителей художников-передвижников. Был членом Императорской Академии художеств, работал иллюстратором в крупнейшем российском книжном издательстве Ивана Сытина...
— Всё верно! А ещё его называли «Некрасовым русской живописи» — за то, что в своих работах тонко и глубоко отражал внутренний мир простого народа.
— Издалека на картине «Добрый дедушка» виден только храм. А теперь, вблизи, стали заметны и фигуры людей. Вот торговка фруктами разложила прямо на земле корзины со своим товаром. Рядом стоит мальчик — явно ему очень хочется отведать ароматного яблочка. Но денег у паренька, кажется, нет. А старик с густой седой бородой, наверное, просто проходил мимо. Увидел мальчика и решил сделать доброе дело — угостить ребёнка.
— По тому, с каким восторгом мальчуган смотрит на старика, покупающего яблоки, можно предположить, что так оно и есть. Может быть, дедушка только что вышел из чудесного храма, на фоне которого происходит действие картины. В руках у него — книга, очень похожая на молитвенник или Библию.
— Вы знаете, я сейчас так живо себе всё это представил: закончилась Литургия, священник произнёс проповедь о любви к ближнему. Дедушка вышел на улицу вдохновлённый, а тут — этот паренёк и яблоки. И сердце старика откликнулось...
— Сам Николай Михайлович Касаткин, представляя в 1900 году своё полотно на выставке, говорил, что его вдохновила Евангельская заповедь о помощи ближнему. Хотя, на первый взгляд может показаться, что герой картины вроде бы и не совершает ничего особенного. Ну, подумаешь, купить мальчишке пару яблок...
— Думаю, здесь дело не в масштабе или какой-то уникальности поступка. Совсем наоборот — художник, кажется, хочет показать нам так называемую повседневную доброту. А она как раз чаще всего тихая и незаметная.
— Писатель Михаил Пришвин говорил, что доброта похожа на солнце, которое согревает душу человека. Кажется, именно это мы видим на картине Николая Касаткина «Добрый дедушка». Наверное, купив яблоки, старик сделал доброе дело не только мальчику. Смотрите, торговка тоже рада — ведь больше покупателей у неё нет. Кто знает — может быть, те несколько копеек, которые дедушка заплатил за фрукты, станут её единственным заработком в этот пасмурный осенний день. Во взгляде женщины читается благодарность.
— А ведь и правда, на картине — осень. Ветер разносит по земле кленовые листья. Герои тепло одеты. Знаете, Маргарита Константиновна, если бы не этот факт, я бы, пожалуй, связал сюжет картины с праздником Преображения Господня — Яблочным Спасом.
— Мысли мои читаете, Андрей Борисович! Да, хотя на полотне явно не август, есть в нём какое-то особенное праздничное настроение и тепло. А дедушка и мальчик похожи на героев моего любимого произведения Ивана Шмелёва «Лето Господне»: маленького Ваню и его старшего друга, старичка Горкина. Помните, как в книге, накануне Преображения, они вместе ходили на базар за яблоками?
— Помню, помню! А вот мне старик с картины напомнил современного болгарского подвижника Дедушку Добри. Знаете такого?
— А как же! Дедушка Добри всю жизнь собирал милостыню, и жертвовал её храму. Я читала, что он очень любил детей и часто покупал им сладости. Так что, действительно — похож. И не только длинной седой бородой.
— А какая церковь на картине — просто невероятной, сказочной красоты. Словно резной расписной терем! Фигурная красно-белая кладка, множество шатровых куполов. Интересно, есть ли у такого чуда реальный прообраз?
— К сожалению, точно не известно. Но мне церковь кажется похожей на храм Николая Чудотворца в Хамовниках. Возможно, этот московский храм вдохновил художника.
— Как бы то ни было, от полотна словно исходит теплота и свет. Их буквально ощущаешь! Прошу прощения за тавтологию, но у картины Николая Касаткина «Добрый дедушка» — очень добрый сюжет.
— И вдохновляющий!
Картину Николая Касаткина «Добрый дедушка» можно увидеть в Саратовском государственном художественном музее имени Радищева.
Грамотный петух

Жил-был в одном селе Петух. Много раз попадал он в лапы Лисы, но всякий раз удавалось ему спастись благодаря своему уму и находчивости.
Клевал однажды Петух на поляне за селом зёрнышки, вдруг видит: крадётся к нему Лиса. До дома бежать далеко, рыжая точно догонит и схватит. Ничего не оставалось Петуху, как взлететь на стоящий рядом вяз и кое-как примоститься на ветке.
Подошла к дереву Лиса и спрашивает:
— Эй, Петух? Почему ты, как только меня увидел, так высоко взлетел? Испугался что ли?
— А ты что, хотела бы, чтобы я побежал навстречу и стал с тобой обниматься? — ответил ей Петух.
— Вот именно! — говорил Лиса. — Разве ты не знаешь? Наш правитель по всем улицам и базарам разослал глашатаев и велел им кричать: «Отныне во всём моём государстве ни одна живая душа, ни один зверь не смеет обижать слабого. Да будут впредь волки и овцы пить воду из одного колодца, лисы и зайцы жить в одной норе, а соколы и воробьи жить в одном гнезде». Наверное, ты ещё ничего не слышал и не читал? Новые указы повелителя повсюду развешаны...
— Разумеется, читал, — говорит Петух. — Не одна ты у нас грамотная.
— А если так, спускайся скорее ко мне, пойдём с тобой вместе в лес гулять, — обрадовалась Лиса.
— Гулять хорошо с весёлой компанией, а не вдвоём, — отвечает Петух. — Сейчас спущусь. Ты только подожди немножко, пусть сюда подбегут другие звери. Мне хорошо сверху видно, как они к нам спешат. Тогда все вместе и погуляем.
— Что ещё за звери? Какие такие звери? — насторожилась Лиса.
Посмотрел Петух вдаль и говорит:
— За клубами пыли мне их плохо видно, они как ветер сюда летят. Похожи на волков, но вроде не они...
— Да ты получше приглядись, — просит Лиса.
— Серые — как волки, только уши и хвосты длинней, — говорит Петух. — Похожи на собак. Точно, это же овчарки моего хозяина. Мне уже и лай их слышно... Наверное, голодные.
— Овчарки?!! — воскликнула Лиса и, поджав хвост, бросилась в лес наутёк.
— Эй, почему ты убегаешь? — крикнул ей вдогонку Петух. — Мы же хотели вместе погулять?
— Я передумала. С тобой бы я, может, и погуляла, но только не с овчарками, — донеслось из-за кустов.
— Разве ты не говорила, что правитель повелел всем зверям не обижать слабых?
— А что, если овчарки были в степи и не слышали указа нашего повелителя? Вдруг они, в отличие от тебя, не грамотные и не сумели его прочесть? Ваши овчарки могут меня разорвать на куски.
Сказала это Лиса и скрылась в чаще.
А Петух слетел с дерева и поспешил домой, решив, что лучше он будет на хозяйском дворе зёрнышки искать под присмотром сторожевых собак. Так-то оно правильнее будет.
(по мотивам персидской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Псалом 84. Богослужебные чтения

Разбитое корыто, у которого оказалась старуха из знаменитой сказки Александра Пушкина, прочно ассоциируется с полнейшей неудачей в жизни. В каком-то смысле с разбитым корытом бытия однажды остался народ еврейский, когда был пленён Вавилонским царством и лишён родины. О последствиях этой национальной катастрофы повествует нам псалом 84-й, что читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 84.
1 Начальнику хора. Кореевых сынов. Псалом.
2 Господи! Ты умилосердился к земле Твоей, возвратил плен Иакова;
3 простил беззаконие народа Твоего, покрыл все грехи его,
4 отъял всю ярость Твою, отвратил лютость гнева Твоего.
5 Восстанови нас, Боже спасения нашего, и прекрати негодование Твоё на нас.
6 Неужели вечно будешь гневаться на нас, прострешь гнев Твой от рода в род?
7 Неужели снова не оживишь нас, чтобы народ Твой возрадовался о Тебе?
8 Яви нам, Господи, милость Твою, и спасение Твоё даруй нам.
9 Послушаю, что скажет Господь Бог. Он скажет мир народу Своему и избранным Своим, но да не впадут они снова в безрассудство.
10 Так, близко к боящимся Его спасение Его, чтобы обитала слава в земле нашей!
11 Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются;
12 истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес;
13 и Господь даст благо, и земля наша даст плод свой;
14 правда пойдёт пред Ним и поставит на путь стопы свои.
Евреи находились в плену у Вавилона почти 60 лет. Затем политические обстоятельства изменились, и им разрешили вернуться в историческую Палестину. Надо сказать, жуткая разруха ожидала евреев на месте. Храм был разрушен, Иерусалим тоже пребывал в неутешительном состоянии. Как же отреагировал на всё перечисленное народ еврейский? А никак. Вместо того, чтобы восстановить храм, богослужение, вообще поблагодарить Бога за освобождение, древние иудеи начали поскорее обустраивать личный быт.
Их, конечно, можно было понять. Кушать-то, и правда, хотелось. Но вот незадача. Земля отказывалась приносить урожай. И, наконец, до евреев дошло, что они увлеклись важными, но, тем не менее, второстепенными вещами, совершенно забыв про Бога. Составитель псалма 84-го (имя его нам неизвестно) как раз на это обстоятельство и указывает. А также просит Господа о милости. Вот что читаем мы в псалме: «Господи! Ты умилосердился к земле Твоей, возвратил плен Иакова. Восстанови нас, Боже спасения нашего, и прекрати негодование Твоё на нас».
От лица всего народа автор псалма кается за неразумие и духовную слепоту. А ещё обещает Богу, что древние евреи придут в себя, поймут, что не хлебом единым жив человек. И урожай может доставить радость только тогда, когда совесть человека не обременена грехами, когда человек живёт в мире с Богом. И автор псалма понимает, что людям требуется чёткий ориентир, духовная опора в жизни. Иными словами — нужно восстановить храм и храмовое богослужение. Тогда-то всё и наладится. Зазвучит молитва и благословит людей и землю. И та обязательно принесёт урожай.
Так, собственно, и получилось. Когда евреи вспомнили о Боге и покаялись, отстроили заново храм в Иерусалиме, наступила долгожданная гармония. Или как читаем мы в псалме: «Милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются; истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес».
Как известно, лучше учиться на чужих ошибках, а не на своих. Давайте же усвоим урок, преподанный древним евреям. Преподанный не потому, что Бог ревнив и жесток, а потому что без Бога никакое земное благополучие радости принести не может. Только в согласии с заповедями Господними мы можем найти в этой жизни пусть временную, пусть относительную, но всё же гармонию. Будем же держаться за Бога, Ему воздавая честь и хвалу, посещая богослужения, молясь дома, и во всём остальном нам тогда будет сопутствовать благословение Небес.
Псалом 84. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 84. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 84. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Кореевых сынов. Псалом.
2 Господи! Ты умилосердился к земле Твоей, возвратил плен Иакова;
3 простил беззаконие народа Твоего, покрыл все грехи его,
4 отъял всю ярость Твою, отвратил лютость гнева Твоего.
5 Восстанови нас, Боже спасения нашего, и прекрати негодование Твое на нас.
6 Неужели вечно будешь гневаться на нас, прострешь гнев Твой от рода в род?
7 Неужели снова не оживишь нас, чтобы народ Твой возрадовался о Тебе?
8 Яви нам, Господи, милость Твою, и спасение Твое даруй нам.
9 Послушаю, что скажет Господь Бог. Он скажет мир народу Своему и избранным Своим, но да не впадут они снова в безрассудство.
10 Так, близко к боящимся Его спасение Его, чтобы обитала слава в земле нашей!
11 Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются;
12 истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес;
13 и Господь даст благо, и земля наша даст плод свой;
14 правда пойдет пред Ним и поставит на путь стопы свои.