1 Ин., 69 зач., I, 8 — II, 6.
Глава 1.
8 Если говорим, что не имеем греха,- обманываем самих себя, и истины нет в нас.
9 Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.
10 Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас.
Глава 2.
1 Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника;
2 Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира.
3 А что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди.
4 Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины;
5 а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаём, что мы в Нем.
6 Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Иоанн обращается к очень интересной теме. Он говорит о важности трезвого восприятия себя и своих отношений со Христом. Общеизвестно, что необходимость признавать свои ошибки — это одна из самых серьёзных проблем на пути человека к Богу. Часто под этим подразумевают нежелание человека идти на исповедь, но дело совсем не только в этом. Исповедь — важный этап на пути возвращения грешника в Церковь, но прежде исповеди он должен осознать собственный грех и сделать его явным перед Богом и собственной совестью. При всей кажущейся простоте это оказывается делом очень трудным.
Условием прощения апостол ставит исповедание грехов. Конечно, речь не идёт в буквальном смысле о такой же исповеди, которая практикуется сегодня христианами. Формы покаяния были иными, однако важно, что слово, которое в синодальном тексте переведено как исповедовать, первоначально означало «признавать», что указывает на осознание греха как первый шаг, который ведёт нас к подлинному покаянию и изменению. Из Евангелия мы знаем, что Бог всегда готов восстановить общение с человеком и не перестаёт любить человека, но только те, кто признают грехи и встают на путь исправления, — оказываются открыты Его исцеляющему действию. Продолжая упорно утверждать свою безгрешность, мы вместе с этим утверждаем, что Бог говорит неправду, когда указывает на необходимость покаяния для спасения.
К сожалению, привычка не обращать внимания на свои грехи не так проста, как многие думают. Ведь в тот момент, когда нам кажется, что мы её уже победили, стоит прислушаться к своей совести повнимательнее. Вполне возможно, что, признав свои грехи и даже согласившись с тем, что их надо исправлять, мы остановимся на этом и скажем: «Все грешники и исправиться невозможно». В таком случае христианство вместо пути возвращения к Богу, станет путём постоянного обдумывания и ощущения собственной вины. Вина — очень важное чувство, но не для того, чтобы в нём находиться, а для того, чтобы исправляться.
Апостол не говорит: «Я написал вам это, чтобы вы как можно больше чувствовали свою греховность». Его цель в другом, чтобы читатели не грешили, а уж если и согрешили, то исправлялись бы, доверяя Христу, который для того и пришёл, чтобы очистить нас и восстановить наше общение с Отцом.
Мы видим, что апостол не стесняется говорить о грехах христиан и призывать их к покаянию. Он не боится, что они начнут унывать от своей греховности и обвинять его в том, что он навязывает им чувство вины. Да, он пишет об этом прямо, но он спокоен, потому что акцент в его словах сделан не на грехе. Тот, кто не видит своего греха, — неправ, но тот, кто увидел его и остановился, — мало что изменил. Для апостола всё это — этапы пути, которые важны лишь в совокупности. При этом цель пути — жизнь во Христе, которая доступна лишь тем, кто поступает так, как поступал Спаситель.
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.