Иак., 56 зач., IV, 7 — V, 9.
Глава 4.
7 Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас.
8 Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные.
9 Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость — в печаль.
10 Смиритесь пред Господом, и вознесет вас.
11 Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья.
12 Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?
13 Теперь послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль»;
14 вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий.
15 Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое»,
16 вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло.
17 Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех.
Глава 5.
1 Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас.
2 Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью.
3 Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни.
4 Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа.
5 Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания.
6 Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам.
7 Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний.
8 Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается.
9 Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными: вот, Судия стоит у дверей.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Среди исследователей Библии до сих пор идет дискуссия — кем же был автор библейского произведения, известного как Соборное послание апостола Иакова? Большинство ученых склоняется к мысли, что этим Иаковом является старший сводный брат Христа — сын Иосифа Обручника от первого брака. Иаков первоначально не верил, что Иисус — обещанный пророками Мессия, и даже пытался противодействовать Его проповеди. Достаточно вспомнить эпизод, когда Иаков вместе с другими сыновьями Иосифа пытались увести Спасителя из синагоги, где Тот учил людей.
Но впоследствии всё изменилось. Иаков не только обрел веру во Христа, но и возглавил Иерусалимскую церковь, став её первым епископом. Служение Иакова было беспорочным. Благодаря этому, он и приобрел именование «Праведник». Так святого называли и христиане, и иудеи, не принявшие Спасителя. Несмотря на идеологические расхождения, старейшины Израиля не могли не признать благочестие старшего брата Иисуса.
Послание, отрывок из которого мы только слышали, написано не возвышенным богословом-проповедником (каким был апостол Павел, например), а самым что ни на есть практиком. Текст святого Иакова наполнен пастырскими наставлениями, призванными помочь христианину соответствовать заповедям Божиим. Глава Иерусалимской церкви убеждает свою паству не ругаться, не злословить, не впадать в самолюбование и самонадеянность. Особым образом в послании отражена тема социальной справедливости. Апостол Иаков буквально обрушивается с критикой на тех, кто приобрел богатство с помощью обмана, воровства, жадности.
При этом святой указывает, что среди причин, побудивших противников Спасителя отправить Того на смерть, находилась боязнь утратить богатство. Вожди Израильские страшились, что народ, пойдя за Спасителем, утратит к ним уважение, а за этим последует и оскудение пожертвований от верующих. Ужас перед бедностью, смешанный с завистью, гордостью, властолюбием и подтолкнул недругов Христа к страшному греху богоубийства.
Несправедливость мира удручает апостола Иакова, но он отказывается выносить грешным людям вердикт. Сторониться осуждения призывает он и своих читателей. Замечательные слова находим мы в прозвучавшем отрывке: «Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?» Глава Иерусалимской церкви не пытается никого унизить. Он всего лишь указывает на важное обстоятельство. Если ты осуждаешь другого человека, помни — ты берешь на себя ответственность за его жизнь. Готов ли ты понести такую ношу, уверен ли ты, что перед тобой преступник, блудник, негодяй? А что, если ты ошибаешься и желаешь наказания для невиновного?
В заключение апостол призывает нас смотреть больше не по сторонам, а заглядывать внутрь себя. Насколько мы сами готовы по истечении дней земной жизни предстать перед Богом? Готовы ли лицом к лицу встретиться с пришедшим второй раз на землю Христом? Мало кто ответит на эти вопросы утвердительно. А потому — посвятим оставшееся у нас время на совершение добра, чтобы не оставаться христианами в теории, не быть ими только по воскресеньям, а оставаться верными Богу каждый день нашей жизни.
Второе послание к Тимофею святого апостола Павла

Апостол Павел
2 Тим., 290 зач., I, 1-2, 8-1

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Стыд — чувство, хорошо знакомое всем нам по собственному опыту. Как к нему относиться? И что делать, если вдруг нас накрыло волной стыда? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 1-й главы 2-го послания апостола Павла к Тимофею, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, по обетованию жизни во Христе Иисусе,
2 Тимофею, возлюбленному сыну: благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего.
8 Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога,
9 спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен,
10 открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие,
11 для которого я поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников.
12 По сей причине я и страдаю так; но не стыжусь. Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день.
13 Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе.
14 Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас.
15 Ты знаешь, что все Асийские оставили меня; в числе их Фигелл и Ермоген.
16 Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих,
17 но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашел.
18 Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день; а сколько он служил мне в Ефесе, ты лучше знаешь.
«Не стыдись», — этот призыв звучит сегодня несколько раз из уст апостола Павла. «Не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его», — говорит он своему ученику Тимофею. После этого Павел указывает на свой пример: «я страдаю, но не стыжусь». И после на пример Онисифора, он, по слова апостола, «покоил меня и не стыдился уз моих».
Священное Писание рассказывает нам о том, что стыд — это результат грехопадения. Первые люди вкусили плод от древа познания, увидели, что они наги и устыдились друг друга и Бога. Поэтому и сделали себе одежду из листьев. Именно состояние стыда не позволило Адаму и Еве открыться Богу и признать свой проступок. Болезненная горечь стыда заставила их занять оборонительную позицию, закрыться, словно в раковину, отстранится, погрузиться в изоляцию. Именно так действует грех.
Чего же мог стыдиться Тимофей? Взглядов других людей, которые видели в нём христианина. Под пристальным вниманием язычников ему могло стать неуютно. Он мог почувствовать себя уязвимым, маленьким, незначительным и нелепым. И вместо того, чтобы свидетельствовать о Христе, он мог замолчать. Естественным образом у него могло возникнуть желание убежать и спрятаться, как у первых людей. Поэтому апостол приводит ему в пример себя и Онисифора.
Оба преодолевали свой стыд и не скрывали своё христианство, несмотря на то что это преодоление стыда было связано с внутренним дискомфортом и внешними страданиями. К подобной решимости Павел призывает и Тимофея. «Держись образца здравого учения», — говорит он, — «страдай с благовестием Христовым силою Бога». По сути, апостол предлагает Тимофею рецепт борьбы со стыдом: «каждый раз, когда в тебе возникнет это неприятное чувство, представь, как ты должен поступить согласно Евангелию, и просто сделай это, несмотря на свой стыд».
Это рекомендация и каждому из нас. Ведь нередко, когда на нас накатывает волна стыда, мы не знаем, как поступить. Мы начинаем или его всячески подавлять, или действовать на этом чувстве. В обоих случаях поступки, которые мы совершаем, выглядят довольно странно. А потому важно понять, что стыд нам не враг. Его нельзя игнорировать. Это нечто вроде сигнальной системы. Часто именно он предупреждает нас о каком-то важном событии в духовной области. Он подсказывает, что я оказался в ситуации, когда у меня появилась великолепная возможность исполнить заповедь Божию по отношению к окружающим. В ситуации, когда я максимально близко подошёл к своему предназначению. Именно поэтому моя поражённая грехом природа встает на дыбы. Она побуждает меня скрыться, убежать, спрятаться или, напротив, поступить агрессивно и нелепо. Она всячески пытается помешать мне совершить евангельское действие.
Поэтому, когда нас накрывает волна стыда, остановимся. Осмотримся. Подышим. Успокоимся. А потом, по слову апостола Павла, вспомним о том, что у нас есть образец, по которому нужно жить и действовать, — это Евангелие Христово. Вспомним, что у нас есть предназначение — искать волю Бога и служить людям. И нам сейчас необходимо вопреки стыду совершить именно это действие. Если будем приучать себя к этой работе, то увидим, что жгучее чувство стыда с каждым разом уменьшается. Пристальное внимание людей перестаёт нас беспокоить. И в нас всё больше проступает одно желание — в ещё большей степени свидетельствовать своей жизнью о Христе.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 144. Богослужебные чтения
Античная мудрость гласит, что смысл жизни состоит в освоении искусства умирать. Надо сказать, христианство с данным утверждением напрямую не спорит, подчёркивая, впрочем, что, при всей значимости жизни будущего века, бытием земным пренебрегать ни в коем случае нельзя. Но, наоборот, благодарить Бога за те или иные события, через которые удалось пройти. Именно такое настроение имеется у псалма 144-го, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 144.
Хвала Давида.
1 Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царь мой, и благословлять имя Твоё во веки и веки.
2 Всякий день буду благословлять Тебя и восхвалять имя Твоё во веки и веки.
3 Велик Господь и достохвален, и величие Его неисследи́мо.
4 Род ро́ду будет восхвалять дела Твои и возвещать о могуществе Твоем.
5 А я буду размышлять о высокой славе величия Твоего и о дивных делах Твоих.
6 Будут говорить о могуществе страшных дел Твоих, и я буду возвещать о величии Твоём.
7 Будут провозглашать память великой благости Твоей и воспевать правду Твою.
8 Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив.
9 Благ Господь ко всем, и щедро́ты Его на всех делах Его.
10 Да славят Тебя, Господи, все дела Твои, и да благословляют Тебя святые Твои;
11 да проповедуют славу царства Твоего, и да повествуют о могуществе Твоём,
12 чтобы дать знать сынам человеческим о могуществе Твоём и о славном величии царства Твоего.
13 Царство Твоё — царство всех веков, и владычество Твоё во все ро́ды. Верен Господь во всех словах Своих и свят во всех делах Своих.
14 Господь поддерживает всех па́дающих и восставляет всех низве́рженных.
15 Очи всех уповают на Тебя, и Ты дае́шь им пищу их в своё время;
16 открываешь руку Твою и насыщаешь всё живущее по благоволению.
17 Праведен Господь во всех путях Своих и благ во всех делах Своих.
18 Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине.
19 Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их.
20 Хранит Господь всех любящих Его, а всех нечестивых истребит.
21 Уста мои изрекут хвалу Господню, и да благословляет всякая плоть святое имя Его во веки и веки.
Согласно устоявшемуся мнению, псалом 144-й был написан царём и пророком Давидом в последние годы его жизни. Праведник как бы обозревает свой пройдённый путь и признаёт, насколько ощутимым являлось и является присутствие Божие в его (Давида) бытии. Главное же чувство, которое царь имеет в отношении промысла Господня, — это, конечно, благодарность. Да. Искренней благодарностью наполнен псалом 144-й. Пророк выражает самую тёплую, сердечную признательность Творцу за Его помощь, защиту, поддержку и вразумление, проявившие себя в самых разных жизненных ситуациях.
Путь Давида был непрост. Конечно же, Господь избрал и благословил его. Конечно же, Бог помогал праведнику. Но это не означало, что самому Давиду ничего не приходилось делать. Вовсе нет. Святость представляет собой взаимодействие Бога и человека, их со-работничество. Вот и Давиду приходилось не на словах, а на деле доказывать свою верность Господу. Особенно в трудные годы. А их в жизни царя было предостаточно. Его сначала преследовал безумный правитель Саул, затем взбунтовавшийся сын Авессалом. Давиду приходилось много сражаться, защищая свой народ. Бывало, и сам праведник становился причиной трудностей. Например, когда решил жениться на Вирсавии, отправив на смерть её первого и законного мужа.
Конечно, Давид потом принёс покаяние и никогда не забывал о совершённых преступлениях, стремился, насколько возможно, исправить причинённую другим людям боль. Праведник глубоко сожалел о содеянном, но всё же унынию не поддавался. И был благодарен Богу — в одних случаях за победы, а в других — за дарованное прощение. В данном отношении Давид следовал тому, о чём пишет в прозвучавшем псалме: «Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царь мой, и благословлять имя Твоё во веки и веки. Всякий день буду благословлять Тебя и восхвалять имя Твоё во веки и веки».
Благодарность, которую испытывает Давид, он стремится передать и потомкам. Более того, пророк уверен, что именно искренняя благодарность Господу способна стать прочным фундаментом для мирного и радостного существования народа Божия — сперва ветхозаветного Израиля, а затем Церкви Христовой. Царь пишет: «Будут говорить о могуществе страшных дел Твоих, и я буду возвещать о величии Твоём. Будут провозглашать память великой благости Твоей и воспевать правду Твою». И далее: «Да славят Тебя, Господи, все дела Твои, и да благословляют Тебя святые Твои». Под святыми в данном случае понимаются верные Богу люди.
Основываясь на собственном опыте, Давид пишет, что преданного Себе человека Господь никогда не оставит без помощи. Это не означает, конечно, что не будет никаких трудностей. Нет. Но преодоление трудностей станет доказательством всемогущества и благости Божиих. Или как пишет Давид: «Желание боящихся Его Он (то есть Бог) исполняет, вопль их слышит и спасает их. Хранит Господь всех любящих Его».
Псалом 144. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 144. (Церковно-славянский перевод)
В городе Таганроге или в городе Таганрог. Как правильно употреблять географические названия

Фото: PxHere
«Из того ли то из города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец...»
Так начинается одна из русских былин об Илье Муромце. В приведённом мной отрывке есть два топонима, то есть географических названия. И оба стали причиной споров среди любителей русского языка. Давайте сегодня поговорим о тонкостях употребления топонимов.
В былине говорится «из города Мурома», то есть оба слова — и родовое, и видовое — склоняются. В современной речи часто встречаются два варианта: «в городе Иркутске» и «в городе Иркутск». Как же правильно? Для русского языка верным будет изменять обе части словосочетания: в городе Иркутске, над городом Челябинском, из города Саратова. Небольшой нюанс есть с топонимами, в которых название стоит во множественном числе. Тогда мы скажем: «Я живу в городе Набережные челны», то есть само название уже не склоняется. Если не использовать слово «город» — просто в «Набережных челнах, из Набережных челнов». Когда топоним состоит из словосочетания в единственном числе, например, Старый Оскол, лингвисты допускают оба варианта: в городе Старый Оскол и в городе Старом Осколе.
А теперь перейдём к более сложной теме. Вспомним, что в былине, которую я упомянула в начале программы, употребляется оборот «из села Карачарова». То есть обе части топонима склоняются: в селе Карачарове, к селу Карачарову.
Сколько раз я встречала в интернете возмущение, что нельзя изменять названия на О — Абрамцево, Иваново. Многим не нравится, когда они слышат «в Строгине», «в Солнцеве». Однако это грамотный вариант употребления.
Правило гласит, что топонимы славянского происхождения, оканчивающиеся на -ово, -ево, -ино, -ыно не склоняются только в сочетании с родовым словом: в районе Строгино, из города Иваново. Если же родового слова нет, то возможны оба варианта, как склоняемый и несклоняемый: в Карачарове и в Карачарово, в Простоквашине и в Простоквашино. Причём, склоняемая форма — считается более грамотной и является литературной нормой. Традиция не изменять названия населённых пунктов пошла от военной практики, где точное произношение было жизненно важно. Однако в гражданской речи обычно названия склоняют.
Так что живите спокойно в Абрамцеве, гуляйте в Измайлове и изучайте родной язык.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова











