— Наши путешествия по провинциальным музеям, Андрей Борисович — это череда исполнения желаний! Я так давно хотела вживую увидеть «Лесной пейзаж» Михаила Клодта — и вот любуюсь этой картиной в Пермском музее!
— Работа интересная. Передняя часть изображения затенена, а второй план буквально залит солнцем. Противопоставление тени и света придаёт полотну динамику, оживляет его. Кажется, что ветер сейчас подхватит ветви берёз, и они коснутся тебя.
— А ещё эта яркая светотень дарит надежду, что на смену тёмной полосе в жизни придёт время радости. И берёзовая роща на картине, при всей достоверности изображения, выглядит сказочной, волшебной.
— Я бы сказал — преображённой. Рисуя солнечный свет, художник щедро позолотил открытое пространство лесной поляны, кружево листвы над ней. А золото в живописи символизирует благодать. Именно таким, одухотворённым, Михаил Клодт видел русский пейзаж.
— Почему же только русский, Андрей Борисович? Наверное, художник умел замечать красоту природы независимо от географических подробностей.
— Вы рассуждаете логично, Маргарита Константиновна. Но талант живописца расцветал именно на русской почве. В его творческой биографии был такой эпизод. В 1858 году Михаил окончил с золотой медалью Императорскую академию художеств и получил право пройти стажировку в Европе за государственный счет. Он отправился в Швейцарию, поселился на берегу Женевского озера.
— Рядом с озером — Швейцарские Альпы — одно из самых живописных мест на земле! Наверное, прекрасные виды вдохновляли художника!
— Представьте себе, в его творчестве начался спад! Михаил переехал во Францию, познакомился с ярчайшими пейзажистами девятнадцатого века — Теодором Руссо, Камилем Коро. Он надеялся, что в Париже, мировой столице искусств, работа будет плодотворней, но не тут-то было! И природа на чужбине не трогала его, и зарубежные живописные традиции не находили отклика в душе. Работы французских мастеров казались Михаилу неопрятными, будто незаконченными.
— Во Франции в те годы зарождался импрессионизм — течение, в котором важнее передать эмоцию, чем точно отобразить натуру. А творческой манере Клодта свойственна не просто достоверность, а скрупулёзность в прорисовке каждой детали на полотне. Взгляните, как тщательно он изобразил сухие ветки и листья на картине «Лесной пейзаж».
— Это точно! Михаил Клодт не смог принять то, что другие считали прекрасным, и у него случился творческий кризис. Даже красота западноевропейской природы не помогла преодолеть его.
— А что помогло?
— Возвращение на родину. Михаил Клодт обратился в Академию художеств за разрешением завершить стажировку в России, и ему позволили. Богатый материал для своих работ и душевную гармонию он обрёл в Мценском уезде Орловской губернии. За созданный там цикл работ Михаил Константинович получил звание профессора живописи и право преподавать.
— И «Лесной пейзаж» относится к этому же периоду?
— Он был написал чуть позже, в 1867 году. Художник представил картину на Академической выставке, и строгий критик Владимир Стасов дал ей превосходную характеристику. Маститый искусствовед заметил, что в этой работе правдиво передано неяркое очарование русской природы.
— Мне кажется, Андрей Борисович, что талант Михаила Клодта можно сравнить с даром соловья. Маленькая серая птаха не поет во время зимовки в тёплых краях. Зато, возвращаясь весной в Россию, оглашает своими невероятными трелями леса и сады. И у художника душа оживала под сенью русского неба. Его «Лесной пейзаж» — это соловьиная песня о родине.
«Картину Михаила Клодта „Лесной пейзаж“ можно увидеть в Пермской государственной картинной галерее».
Деяния святых апостолов

Деян., 24 зач., X, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что является главным препятствием на нашем пути к Богу? И как его устранить? Ответ на этот вопрос можем найти в отрывке из 10-й главы книги Деяний святых Апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных хамах. Давайте послушаем.
Глава 10.
1 В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским,
2 благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу.
3 Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий!
4 Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что, Господи? Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом.
5 Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром.
6 Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой.
7 Когда Ангел, говоривший с Корнилием, отошел, то он, призвав двоих из своих слуг и благочестивого воина из находившихся при нем
8 и, рассказав им все, послал их в Иоппию.
9 На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться.
10 И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление
11 и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю;
12 в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные.
13 И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь.
14 Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого.
15 Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым.
16 Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо.
Корнилий, о котором мы слышим в только что прозвучавшем отрывке, был римским офицером, язычником, который верил в Бога Израиля. На это намекают слова Писания о том, что он творил «много милостыни народу». Слово греческого оригинала «народ» указывает именно на Израильский народ. При этом по какой-то причине Корнилий не принимал обрезания, а потому не принадлежал иудейской религии и не считался полноправными членом народа Божия. Несмотря на все свои заслуги, Корнилий считался для иудеев нечистым.
Апостол Пётр, к которому ангел Господень посылает Корнилия, родился и вырос в иудейской традиции веры. Он разделял многие воззрения своих единоверцев. Причём не только возвышенные, но и те, которые можно было бы назвать предрассудками и заблуждениями. Это касалось и его отношения к язычникам. После Пятидесятницы мышление апостолов изменилось не сразу. Какое-то время некоторые христиане считали, что войти в Церковь можно только предварительно приняв иудейскую веру. Человек должен обрезаться, узнать закон Моисеев и лишь потом принимать Крещение во имя Христа. Пётр был одним из представителей этой партии. А потому в прозвучавшем отрывке Бог готовит его к встрече с Корнилием. Впервые язычник должен стать христианином, минуя иудаизм. И крестить его должен именно Пётр.
Три раза апостолу было видение с нечистыми животными, три раза Господь призывает его принять их в пищу, три раза Пётр отказывается это делать, ссылаясь на свои религиозные убеждения, и три раза Господь вразумляет его словами: «что Бог очистил, того ты не почитай нечистым». Другими словами, Он словно говорит Петру: если для Бога нет нечистых животных, то тем более для него нет нечистых людей. Бог хочет, чтобы все люди спаслись и пришли в познание истины.
Интересная аналогия возникает с этим троекратным видением. Мы помним, что Пётр на Тайной вечери самоуверенно клялся Спасителю в верности. Но потом трижды отрёкся от Учителя во дворе Первосвященника. После Своего воскресения Господь, чтобы облегчИть тяжесть вины апостола трижды задаёт ему вопрос, любит ли Пётр Его. И трижды Пётр клянётся Спасителю в своей преданности и любви. И вот к апостолу снова обращён троекратный призыв. Не намекает ли Господь Петру на то, что он слишком вцепился в свои ветхие представления о том, как именно должен действовать Бог в жизни людей и всего мира? Не предупреждает ли, что ему следует проявить гибкость и отступить, смириться перед волей Божией, чтобы опять не упасть? И Пётр отступает. Он смиряется перед Богом. И в результате Церковь открывает свои двери для язычников.
Этот божественный урок адресован и всем нам. Как часто мы не можем впустить в свою жизнь Бога именно по той причине, что слишком много знаем о Нём и Его планах. У нас на всё есть своё экспертное мнение. Мы готовы высказаться о каждом событии. Каждому человеку мы готовы дать оценку. Но Господь ждёт от нас не этого. Он хочет, чтобы мы просто следовали Его воле. В сердечной простоте совершали по отношению к тем, кто нас окружает, дела любви, милости и прощения. Лишь в этом случае препятствия между нами и Богом пропадут. И Он Сам направит течение нашей жизни в нужную сторону.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов