Полотно «Над вечным покоем» Лев Толстой назвал «молитвой немой души». Исаак Левитан без слов смог выразить и страдание человека от мысли о смерти, и надежду на помощь Бога. Сам художник признавался: «Я весь в этой картине, со всем своим содержанием».

— Как я рада, Наташенька, что ты стала часто бывать у нас в Третьяковской галерее.
— Признаюсь вам, Маргарита Константиновна, я открыла для себя Левитана. Здесь такая богатая коллекция, и каждая картина — шедевр. Вот вам какая больше всех нравится?
— Здесь нельзя сделать однозначный выбор, как между яблоком и грушей. В определённые периоды душа откликается на то или иное произведение. Сейчас моему настроению созвучно полотно «Над вечным покоем».
— Как неожиданно! Вы, такой жизнерадостный человек, и вдруг выбрали довольно печальную картину. Панорама здесь выглядит хотя и торжественно, но сурово. Громадное озеро, подёрнутое холодной рябью, нависшее над водой свинцовое небо. Темные тучи клубятся, предвещая бурю. Ветхая деревянная церквушка замерла на краю утёса, кресты заброшенного кладбища покосились. У меня всё это создает ощущение безысходности.
— На первый взгляд картина действительно может произвести гнетущее впечатление. Можно подумать, что Левитан хотел убедить зрителя в бренности и бессмысленности человеческой жизни.
— А разве это не так? Я где-то читала, что художник очень боялся смерти как предельного конца, за которым ничего нет.
— Да, боялся. В письме к Чехову Исаак Ильич признавался, что его ужасает поток веков, в котором исчезли миллиарды людей. Но картина «Над вечным покоем» — это не согласие с торжеством смерти, а противостояние ему. Ты верно заметила, что общий колорит полотна — тёмный и холодный. Но обрати внимание на вкрапление тёплых тонов в эту палитру — на золото солнечного света, пробивающееся сквозь тучи, песчаную тропинку, ведущую к деревянному храму. А самая теплая, самая живая точка на картине — жёлто-оранжевый огонёк в церковном окошке.
— Но он же едва заметный!
— Однако, этот крошечный источник света меняет весь строй картины. Он как маяк, который подаёт сигналы, что трагедия смерти и страх перед ней преодолевается в Боге.
— Левитан был верующим?
— Исаак Ильич не придерживался церковного строя жизни, но очень любил православные богослужения. Писатель и богослов Сергей Дурылин, близко знакомый с Левитаном, в своих воспоминаниях отмечал, что тот часто приходил в церковь на вечернюю службу. Художник любил огни лампад, тихое пение, тонкие струйки ладана, поднимающиеся под купол храма.
— Наверное, это были скорее эстетические переживания, чем религиозные?
— В этом была вера. Левитан говорил, что в красоте присутствует Божественное начало. И остро переживал тайну мироздания — кто мы такие, зачем пришли в этот мир, почему умираем?
— Картина «Над вечным покоем» — ответ на эти вопросы?
— По крайней мере, попытка ответа. Лев Толстой метко назвал полотно «Над вечным покоем» «молитвой немой души». Без слов, лишь с помощью кисти и красок, Левитан смог выразить и страдание человека от мысли о смерти, и надежду на помощь Бога.
— А как сам художник относился к своему произведению?
— Исаак Ильич признавался: «Я весь в этой картине, со всем своим содержанием». Он радовался, как ребёнок, узнав, что Павел Третьяков покупает пейзаж «Над вечным покоем» для своего собрания. Художнику было важно поделиться с людьми сокровенными мыслями, запечатленными на холсте.
— И ему это удалось! Хочется вновь и вновь приходить в Третьяковскую галерею, чтобы поразмышлять над картинами Исаака Левитана. А полотно «Над вечным покоем» стало для меня настоящим открытием.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
1 Кор., 123 зач., I, 3-9

Комментирует священник Антоний Борисов.
Важной духовной опорой в жизни православные христиане считают не только покаяние, но и благодарность. Причём, в ряде случаев благодарение Творца оказывается даже важнее. Во всяком случае, апостол Павел именно в благодарности Богу искал утешения и укрепления в своём непростом служении проповедника. О том он, в частности, пишет в отрывке из 1-й главы 1-го своего послания к христианам Коринфа, что читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 1.
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе,
5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,-
6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,-
7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа,
8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.
При всех различиях, имеющихся между Ветхим и Новым заветами, есть вещи, которые объединяют эти две эпохи и, соответственно, два раздела Библии. Одним из таких «мостиков» является тема благодарности. В первую очередь, благодарности Богу. Этим светлым чувством проникнута, например, ветхозаветная книга Псалтырь — её автор царь и пророк Давид на протяжении всей жизни благодарил Бога за Его помощь и заступничество в сложных жизненных ситуациях.
Интересно, что слова благодарения Давид считал важнее ветхозаветных жертвоприношений. «Я буду славить имя Бога моего в песни, буду превозносить Его в славословии, и будет это благоугоднее Господу, нежели вол, нежели телец», — говорит он в одном из псалмов. В Новом завете благодарность как явление получила дополнительные значения. Она понимается уже не только в контексте отношений между Богом и человеком, но и между самими людьми.
Благодарить мы призваны теперь не только Господа, но и друг друга. Основой такого понимания благодарности стал эпизод из Евангелия, когда Христос исцелил десять прокажённых. Обрадованные выздоровлением, эти люди устремились домой. Только один из них вернулся, чтобы от всего сердца благодарить Спасителя за чудо. За это он был благословлён Христом, Который, является одновременно Богом и человеком.
Высшей формой благодарности в христианстве является таинство Евхаристии. Евхаристия на греческом языке и есть, собственно, — «благодарение». Установителем этого таинства стал сам Спаситель. По Его завету Евхаристия в составе Литургии совершается в Церкви вот уже две тысячи лет. Все молитвословия Евхаристии наполнены чувством благодарности, которая адресована Богу, пославшему в мир Спасителя — Иисуса Христа.
Среди прочего, священник обращается к Господу таким словами: «Достойно и праведно Тебя воспевать, Тебя благословить, Тебя хвалить, Тебя благодарить». Это молитвословие, как и иные, входящие в состав Евхаристии произносятся священником не единолично, а от лица прихожан. Так эта благодарность получает совершенно особое — общинное — значение и служит благодатным инструментом объединения священника и прихожан в единую живую икону Церкви.
Этим удивительным чувством необходимости жить в благодарности Богу и людям буквально пронизано прозвучавшее чтение из послания апостолам Павла к коринфянам. Написан этот текст был не по самым приятным причинам — Павлу пришлось вразумлять гордых коринфян. И он напоминает им, как важно уметь благодарить, быть благодарными. Богу — за дарованное спасение, людям — за всё доброе, что они делали и делают. Ведь без благодарения нет и не будет возможности плодотворно участвовать в таинстве Евхаристии, ощущать себя частью Церкви как Тела Христова. Что на практике означает отделённость от животворного источника благодати Божией.
Давайте же и мы не будем забывать о важности благодарения, и постараемся сохранить и взрастить это светлое чувство в наших сердцах, чтобы стать ближе ко Христу Спасителю, пребывающему в благодарности к Своему Небесному Отцу. А ещё стать ближе друг ко другу, ощущая себя не унылыми одиночками, а соучастниками и со-работниками реальности Церкви Христовой — отблеска рая на земле.
«Воля человека и воля Бога». Священник Анатолий Главацкий

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты из книги святителя Иоанна Тобольского «Илиотропион», посвященные проблеме соотношения человеческой свободы и Божественного Промысла.
Разговор шел о том, как можно понять, идешь ли ты против воли Бога, чем опасен самообман с духовной точки зрения и как он соотносится со своеволием, а также есть ли связь между нарушением заповедей и происходящими в жизни различными трудностями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
После операции Каролина сможет различать лица близких и буквы

Каролине Старковой из города Иваново пять лет. Из-за зрительных нарушений она не может ясно видеть мир, различать лица и предметы на расстоянии. Раньше было хуже, но благодаря постоянному лечению, зрение девочки улучшилось. У Каролины появилась возможность активно познавать окружающий мир и заниматься творчеством. Мама старается обеспечить дочери насыщенную жизнь и развивать её способности, чтобы в будущем Каролина могла себя реализовать. Помимо детского сада девочка посещает воскресную и художественную школы. Педагоги отмечают, что у неё талант к рисованию. Сама девочка мечтает однажды стать художником и ради этого каждую субботу встаёт пораньше, чтобы успеть на занятия, хотя любит поспать. Ещё Каролина часто ходит в театры и музеи. Она любознательная и общительная, у неё много друзей.
Чтобы девочка продолжала активно развиваться и учиться, ей необходима операция на глаза. После неё Каролина сможет гораздо лучше воспринимать информацию, разглядывать детали и буквы, узнавать родных на расстоянии. Однако данная операция проводится только платно, и у мамы девочки нет возможности её оплатить.
На помощь семье пришёл благотворительный фонд «Провидение». Он оплачивает операции и лечение слабовидящим детям, тем самым, сохраняя их зрение и улучшая качество жизни. На сайте фонда открыт сбор для Каролины Старковой, и вы можете принять в нём участие. Пусть новый учебный год начнётся для девочки с радостных перемен.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов