— Мама, посмотри, вот такую картину моя одноклассница Наташа собрала из пазлов!
— Быть такого не может, Ирочка, ты что-то путаешь. В пазлах выпускают только известные полотна, такие, как «Последний день Помпеи» Брюллова, или «Алёнушка» Васнецова. А тут ничем не примечательный портрет Елизаветы Ивановны Бантыш-Каменской.
— Извините, что вмешиваюсь. Позвольте мне вступиться за эту картину, её никак нельзя назвать непримечательной. Я, например, специально пришёл сюда, в Ярославский художественный музей, чтобы её увидеть.
— Да что Вы? И чем же она так хороша?
— По своей художественной выразительности портрет достоин внимания самого строго ценителя. Недаром в 2005 году его назвали символом Ярославского художественного музея. Тогда как раз была выпущена серия пазлов, магнитов и открыток с изображением Елизаветы Ивановны Бантыш-Каменской.
— Видишь, мама, а ты говорила «быть не может».
— Да, Ира, я сама удивлена. Простите, как к Вам можно обращаться?
— Андрей Борисович.
— Очень приятно. Алевтина Петровна. Андрей Борисович, а Вы не могли бы рассказать историю этого портрета? А то живём в Ярославле и не знаем, какие ценные произведения искусства у нас хранятся.
— С удовольствием. Юная женщина, которую мы видим на картине — урождённая княжна Бибтиинская. Портрет написан в 1815 году, и Елизавете Ивановне здесь всего шестнадцать лет. Именно в этом возрасте она вышла замуж за Дмитрия Николаевича Бантыш-Каменского.
— Моя ровесница? Почему же она так рано вышла замуж?
— Потому что сильно полюбила. Муж Елизаветы Ивановны, человек творческий, с двенадцати лет серьёзно занимался историей, всю жизнь профессионально изучал архивы. Лизе нравилась такая увлечённость жениха, а потом супруга, она гордилась им. А добросердечие и весёлый характер Дмитрия Николаевича сделали её счастливой. Взгляните на портрет — Елизавета Ивановна буквально светится.
— Но художник мог и приукрасить действительность.
— Живописец Николай Аргунов известен именно тем, что стремился правдиво отобразить личность человека. А портрет Елизаветы Ивановны Бантыш-Каменской называют вершиной его творчества. Характер молодой дамы художник передал не только в весёлом выражении очаровательного лица. Даже костюм Елизаветы Ивановны указывает на то, каким открытым, искренним, радостным человеком она была.
— А что одежда может рассказывать о своей хозяйке?
— Мы видим Елизавету Ивановну в народном красном сарафане и белой рубахе. После Отечественной войны 1812 года прошло всего три года, и в высшем обществе народничество стало популярным. Но не всякая дворянка стала бы заказывать портрет в крестьянской одежде. Выбор княгини Бантыш-Каменской можно назвать смелым. В нём проявилась и её любовь к родине, и ребяческая удаль.
— Напомнило Наташу Ростову. Помните, как она плясала русский народный танец с шалью, в деревне у дядюшки.
— Очень меткое сравнение! Так же, как и героине романа «Война и мир» Льва Толстого, Елизавете Бантыш-Каменской были свойственны эмоциональность и непосредственность. Портрет Елизаветы Ивановны, написанный Николаем Аргуновым — это образ светлой и чистой девушки. И созерцать его весьма питательно для души.
«Портрет Елизаветы Ивановны Бантыш-Каменской кисти Николая Аргунова можно увидеть в Ярославском художественном музее».
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер