— Добрый день! Вы не возражаете, если я вот здесь, у входа, оставлю зонтик посушить?
— Здравствуйте! Конечно, оставляйте, пожалуйста! Наш магазин всегда рад помочь покупателям, тем более постоянным. Дождик всё ещё идет?
— Только что закончился! И какая там красота на улице! Посмотрите в окошко у вас за спиной!
— Ой, радуга, да какая! Как будто нарисованная!
— Да, я когда стояла на крыльце и любовалась, тоже подумала, что похоже на картину Николая Крымова «Московский пейзаж. Радуга».
— Как вы говорите? «Радуга» Крымова? Сейчас поищу в интернете... Она?
— Она самая!
— И вправду, вид — как из нашего окна. Те же жестяные крыши домов, ажурный заборчик вдоль аллеи. Даже старичок на скамейке так же сидит — видите? И мамы с детьми прогуливаются. А что это за художник — Крымов? Никогда о нём не слышала.
— Замечательный живописец! Он незадолго до революции окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, учился у Валентина Серова. Писал пейзажи, причем в разное время — в разных стилях.
— Эту картину он, наверное, ещё в детстве нарисовал. Такая она — наивная.
— Пейзаж «Радуга» Крымов создал в 1908 году. Художнику тогда исполнилось только двадцать четыре, но он уже пережил увлечение импрессионизмом, символизмом, примитивизмом и выработал свою, особую манеру письма. И в ней, действительно, присутствует трогательная наивность. Вы верно заметили, Москву на этой работе мы видим как будто глазами ребёнка. Кажется, что композиция выстроена стихийно. Словно радостный мальчишка бежал по лужам после дождя с фотоаппаратом, щёлкал все подряд и поймал такой вот случайный кадр.
— Случайный, но очень удачный! Картина похожа на цветной сон, когда просыпаешься радостный и жалеешь, что нельзя продлить утешительное видение.
— Такого эффекта и добивался Крымов. Художник напоминает зрителям о скоротечности мгновений, из которых состоит жизнь и призывает ценить их. Ведь каждый миг может быть чудесен.
— А уж радуга — точно настоящее чудо!
— Которое к тому же в библейской книге Бытия названо знамением завета между Богом и людьми. Помните ветхозаветный рассказ о Всемирном потопе?
— Это когда Ной построил Ковчег и спас на нём свою семью и каждой твари по паре?
— Правильно. А когда Ной вышел из своего плавучего дома и ступил на твёрдую землю, Господь показал ему радугу, как символ своей милости. Думаю, что и Николай Крымов помнил об этом, когда писал свою картину. Осенив разноцветной дугой портрет родного города, художник словно благословил его, призвал на дорогие сердцу места Божию благодать.
— Картина, как молитва. Какая глубокая мысль! ...А наша радуга за окном уже почти растаяла. Жалко...
— Не расстраивайтесь — ведь есть место, где радуга над Москвой сияет всегда!
— На картине Николая Крымова?
— Ну конечно! Она хранится в Третьяковской галерее. Можно приехать туда и прикоснуться к чуду, продлить радостное мгновение, похожее на цветной сон.
Пасхальные традиции Румынии
Православие в Румынии — явление самобытное. Дело в том, что Румыния единственная православная страна, христианизация которой происходила не сверху, а снизу. Имеется ввиду следующее — в Румынии не было такого, что Православие сначала приняло руководство страны, а затем это решение распространилось на остальное население. Изначально христианство проникло на территорию Румынии через простое население, а затем уже было принято на государственном уровне.
Причиной самобытности румынского Православия является также и то, что в культурном плане Румыния находится как бы на границе западной и восточной цивилизаций. Почти все население Румынии исповедует Православие, но при этом многие моменты церковной жизни в стране почти полностью совпадают с западными церковными традициями.
Впрочем, самобытность румынского Православия часто выражается в местных обычаях, аналогов которых вовсе нет — ни на востоке, ни на западе. В качестве яркого примера можно привести традиции празднования в Румынии главного православного праздника — Пасхи.
Пасха в Румынии удивит вас обилием обычаев, которые и сегодня соблюдают большинство жителей этой страны. Первая особенность празднования Пасхи в Румынии состоит в том, что начиная с Великого четверга (четверга перед Пасхальным воскресением) жизнь в румынских городах как будто замирает. Многие учреждения приостанавливают свою деятельность, чтобы дать людям спокойно подготовиться к Пасхе.
А готовиться приходится усердно. Традиционно румыны стараются к Пасхе запастись большим количеством продуктов и приготовить побольше пасхальных угощений. Не только для того, чтобы порадовать себя вкусной едой в праздничные пасхальные дни, но и для того, чтобы часть продуктов раздать нищим. Румыния — страна небогатая. Тем не менее, большинство ее православных жителей считают, что Пасха — праздник всеобщий, а потому нужно помочь неимущим, чтобы они тоже смогли почувствовать пасхальную радость.
В Румынии так же, как и в России, принято на Пасху печь куличи. Правда, называются они в Румынии — «пасхами». У нас пасха — творожное блюдо, в Румынии же название пасха закрепилось за куличом, видимо, из-за того, что на сдобный хлеб там принято выкладывать сладкий творог. То есть румынская пасха — это кулич плюс творожная пасха.
Выглядит румынская пасха так. Пышный сдобный хлеб украшается сверху косичкой из теста. Обычно косичку выкладывают в форме креста. Внутрь получившегося креста помещается творог. Обычно его предварительно смешивают с сахаром или изюмом. Сверху пасху румыны традиционно посыпают корицей или маком. А чтобы пасха вышла яркой в дополнение ко всему добавляется еще и протертая тыква.
Приготовленная пасха относится в храм, где освящается или накануне Пасхе, или в саму пасхальную ночь. Вместе с пасхой освящаются и иные праздничные блюда. Например, пасхальная баба, блюдо из макаронного теста и меда. А еще в Румынии на Пасху принято освящать в храме деньги. С упомянутой уже целью — помочь нищим. Освященные деньги вместе с частью освященных продуктов принято раздавать неимущим. Так пасхальная радость, с точки зрения румын, распространяется на всех жителей страны.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Волшебные мгновения»
Я проснулась с восходом солнца и успел понаблюдать, как в моей комнате становится всё светлее и светлее. Предметы начинают приобретать привычные очертания. Пора вставать, собираться в институт. Но пока ещё полежу, подожду, когда придёт мама. Сегодня у неё ночная смена, и с минуты на минуту мама должна вернуться с работы.
А вот и она. Я слышу, как мама входит в прихожую и тихонько снимает плащ. Как же я люблю эти мгновения! Звук открывающегося замка, шелест маминой одежды и сумок.
Когда слышу всё это — испытываю особое состояние. На душе становится легко и приятно. Казалось бы, такие простые вещи, а сколько они несут в себе тепла. Мамы я ещё не вижу, но уже чувствую особый заряд радости и счастья. А вот и она! Заглядывает ко мне в комнату и говорит: «Доброе утро, дочка!». «Доброе утро, мама», — улыбаюсь я ей в ответ.
Все выпуски программы Утро в прозе
8 мая. О любви Господа к распявшим Его
Во 2-й главе Книги Деяний святых апостолов есть слова апостола Петра: «Твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли».
О любви Господа к распявшим Его, — протоиерей Георгий Завершинский.