На картине Натальи Гончаровой «Архиерей» изображены пожилой епископ и его юный помощник. Несмотря на различия, они составляют единое целое. Ведь смиренный седой епископ тоже был когда-то молод и смел, и юноша может возрасти до мудрости архипастыря.

собрания Третьяковской галереи
— Маргарита Константиновна, здравствуйте!
— Добрый день, Ванечка!
— Нам в школе непростое задание дали. Нужно написать сочинение по картине, в которой затронута проблема отцов и детей. Не по роману Тургенева, а в целом, про отношения поколений. Ну, я сразу к вам, в Третьяковскую галерею — вы ведь поможете?
— Постараюсь, дружочек. Тема очень широкая. Самые очевидные варианты — полотно Рембрандта «Возвращение блудного сына», или картина Ильи Репина «Иван Грозный и его сын Иван».
— О них полкласса напишет! А я бы хотел рассказать о каком-нибудь малоизвестном произведении.
— Тогда обрати внимание вот на эту работу Натальи Гончаровой — «Архиерей».
— Думаете, она подойдёт? Два персонажа — старенький епископ и молодой парень, его помощник, совершают богослужение. Где здесь конфликт поколений?
— Художница показала нам глубинное отличие зрелого человека и юноши, который ещё в самом начале жизненного пути .
— А какое тут отличие? Только внешнее. Архиерей в таком преклонном возрасте, что лицо его потемнело и волосы стали белыми. А молодой человек рядом с ним полон сил.
— Но при этом обрати внимание, Ваня, — цвет глаз у старца ярче, чем у юноши. Кажется, что они светятся.
— И что это может означать?
— То, что архиерей сосредоточен на внутренней жизни. Недаром же глаза называют зеркалом души. Взгляд епископа устремлён в книгу, которую держит помощник. Это Священное Писание, и пастырь погружён в его содержание. Он весь — мысль, устремлённая к Богу. И голубой цвет епископского облачения здесь подчеркивает, что старец больше принадлежит небу, чем земле.
— А парень заинтересованно смотрит на зрителя. Ему не интересно то, что читает архиерей?
— Я так не думаю! Наверняка юноша горячо верит в Бога и хочет послужить Ему. Но в этом желании пока слишком много самонадеянности. Он настолько молод, что ещё не познал ни себя, ни мира. Ему интересно всё: и библейские строки, и люди вокруг, и то, какое впечатление он сам на них производит. Посмотри на широко раскрытые ладони юноши — он словно приготовился принимать дары этой жизни.
— Да, похоже! А вот положение руки старца мне совсем непонятно. Почему у него так странно сложены пальцы?
— Это благословляющий жест. Епископ знает, что только помощь Бога может быть опорой в этом мире и призывает благодать на своих чад.
— То есть, такими деталями, как жесты рук, Наталья Гончарова даёт понять, что старец и юноша — антиподы?
— Несмотря на различия, епископ и его помощник составляют единое целое — как яблочное зёрнышко и яблоня, покрытая спелыми плодами. Посмотри, герои поровну делят пространство полотна, а название у произведения одно — «Архиерей». Художница хотела сказать, что и смиренный седой епископ был некогда юношей со смелым взглядом. И юноша может возрасти до мудрости архипастыря. В этом — смысл картины.
— Эх, если бы отцы и сыновья понимали и помнили, что при всей своей непохожести они — единое целое. Ну, как ствол и листья у дерева. Насколько было бы меньше конфликтов!
— Вот и напиши об этом в своем сочинении. И пригласи одноклассников и их родителей к нам в Третьяковскую галерею — взглянуть на картину Натальи Гончаровой «Архиерей», подумать над её глубоким сюжетом.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
«Христианские мотивы в фильме «Иваново детство». Августина До-Егито

У нас в студии была киновед, автор и преподаватель курса «Религия и кино» в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете Августина До-Егито.
Разговор шел о христианских мотивах в военной драме Андрея Тарковского «Иваново детство».
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ о христианских смыслах в фильмах Андрея Тарковского.
Первая беседа с кинокритиком Львом Караханом была посвящена фильму «Андрей Рублев».
Вторая беседа с заместителем главного редактора журнала «Фома» Владимиром Гурболиковым была посвящена фильму «Солярис».
Третья беседа с киноведом Августиной До-Егито была посвящена фильму «Зеркало».
Четвертая беседа с режиссером, сценаристом Иваном Перекатовым была посвящена фильму «Сталкер».
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— 80-летие Победы в Великой Отечественной войне;
— Восприятие ВОВ разными поколениями;
— Историческая память и историческая правда;
— Вклад Русской Православной Церкви в Победу.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
- «Христианские мотивы в фильме «Иваново детство». Августина До-Егито
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Журнал от 09.05.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Журнал от 09.05.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Константин Мацан и Наталия Лангаммер, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы, связанные с 80-летием победы в Великой Отечественной войне.
Ведущий: Константин Мацан, Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Журнал