1 Тим., 283 зач., III, 1-13.
Глаза 3.
1 Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает.
2 Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен,
3 не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив,
4 хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью;
5 ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?
6 Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом.
7 Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую.
8 Диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы,
9 хранящие таинство веры в чистой совести.
10 И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения.
11 Равно и жены их должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем.
12 Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим.
13 Ибо хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Уже очень давно в Православной Церкви установилась так называемая трехчастная иерархия: существуют три степени священнослужителей — епископы, священники и диаконы. Эти ступени сформировались далеко не сразу, к примеру, в этом отрывке Первого Послания апостола Павла к Тимофею мы видим, что в нем нет речи о священниках, тогда как в современной нам Церкви священники — самая многочисленная ступень священной иерархии. Это означает, ко времени написания послания сформировались еще не все три ступени, и не было четкой ярко выраженной границы между священниками и епископами. Для обозначения людей, поставленных Церковью на эти служения, использовались взаимозаменяемые слова. Скажем, слово «священник» легко можно заменить на слово «старейшина», то есть «пресвитер», но старейшина же призван наблюдать за порядком в церковной общине, поэтому его можно назвать и «епископом», ведь это слово переводится как «смотрящий» или «надзирающий». Поэтому не стоит воспринимать слова апостола Павла о епископах имеющими отношение к епископам в современном понимании этого термина. В противном случае может возникнуть ощущение, что Церковь очень далеко ушла от рекомендаций апостола Павла, ведь он пишет, что «епископ должен быть [...] одной жены муж», тогда как ни в Православной, ни в католической Церквях епископы не могут быть состоять в браке, более того, в традиционных христианских Церквях епископы в обязательном порядке связаны обетом целомудрия, который иногда называют обетом безбрачия.
Особое же недоумение могут вызвать начальные слова этого отрывка: «если кто епископства желает, доброго дела желает». Сегодня епископы являются носителями церковной власти. Если прочитывать слова апостола применительно к современному пониманию слова «епископ», то получается, что желающий власти в Церкви — желает доброго. Но каким образом стремление к власти возможно соотнести с христианским смирением? Это невозможно, такое стремление противно духу смирения, а потому противно и духу Христову. Если же мы вернемся к терминологии апостола Павла, то получается, что похвально не стремление к власти, а стремление к несению ответственности за церковную общину, стремление служить общине всей своей жизнью. Но это возможно не только для носителей той или иной степени священства, такая ответственность доступна абсолютно любому человеку, который жаждет послужить Церкви.
«Небо улыбается»
Много о небе не скажешь, иногда ни слова не проронит, промолчит и накроет прохладной ночью; а иной раз слышится в нём былина древняя, песнь ли, тоска о запредельном или светлая чистая радость. Есть в нём ещё одна необъяснимая черта, незаметная сразу, его маленькая-премаленькая тайна: небо улыбается. Да, улыбается, смотрит на тебя, нет, не только на этого назойливого сверчка в траве, ждущего внимания, а обымает своим лучистым взором всю вселенную и улыбается ей.
Все выпуски программы Утро в прозе
15 января. О народном почитании преподобного Серафима Саровского
Сегодня 15 января. Церковь празднует Преставление и Второе обретение мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца, жившего в девятнадцатом веке.
О его народном почитании — протоиерей Константин Харитонов.
У нас на Руси особенно почитают преподобного Сергия Радонежского и преподобного Серафима Саровского. Как-то в народе стали их называть, что преподобный Сергий — это игумен всея Руси, а батюшка Серафим — это духовник всея Руси. Почему? Потому что батюшка Серафим явил особый пример: и любовь, и заботу о мирских людях. Хотя и преподобный Сергий в этом особо потрудился, но преподобный Сергий особенно потрудился, основав множество монастырей в нашем Отечестве. А батюшка Серафим особенно окормлял близких людей и многим-многим помог духовно окрепнуть и спастись.
И сегодня множество людей приходят к батюшке Серафиму и получают от него духовного утешения, как от родного отца. И на самом деле мы можем заметить, та благодать, которую Господь даровал преподобному Серафиму, нас утешает, укрепляет, как та благодать, которая дана каждому духовнику, которая тоже имеет власть от Бога людей утешать, укреплять и наставлять.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 января. О личности и служении Петра Румянцева-Задунайского
Сегодня 15 января. В этот день в 1725 году родился русский полководец Петр Румянцев-Задунайский.
О его личности и служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Петр Румянцев-Задунайский. Последнее наименование было присвоено Петру Румянцеву Екатериной за его блистательные победы над турками. Румянцева в XVIII веке не без основания почитали гениальнейшим полководцем и чтили европейские государи. Побеждённый им Фридрих, король Пруссов, устраивал Румянцеву такой приём в Берлине, какого не удостаивалось ни одно коронованное лицо. А австрийский император Иосиф, когда обедал, всегда один прибор держал свободным для Петра Румянцева, почитая его присутствующим.
Начинал он свою жизнь с проказ, был непослушен, бедокурил и в России, и в Европе, где учился, приносил немало огорчений родителям. Но, как это бывает, человек не подчинявшийся никаким условностям, после кончины отца стал совершенно преданным престолу военачальником, который заслужил от российских правительниц, более всего от Екатерины, а прежде и Елизаветы, всех высших титулов, включая орден Андрея Первозванного, алмазную шпагу, оливковый венец с алмазами. Генерал-губернатор Малороссии привёл эти земли в совершенный порядок и содействовал пополнению российской казны, умело организовывая здесь хозяйственную и общественную жизнь.
Все выпуски программы Актуальная тема