Монахи на Соловках, где в 1903 году побывал Михаил Нестеров, творили особую молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня». Художник был потрясён их душевным спокойствием и миром, и постарался передать это в картине «Молчание».

— Знаете, Маргарита Константиновна, почему я полюбила приходить сюда, в Третьяковскую галерею?
— Причин здесь может быть множество, Настенька. Давай, попробую угадать. Ты любознательная, интересуешься живописью, любишь делать открытия.
— Да, это всё так. Но главное — потому что я слишком разговорчивая!
— Разве? Не замечала за тобой.
— Правда, правда! Мне так даже мама говорит. А здесь я учусь молчать. Могу часами бродить по залам, ни с кем не разговаривать, и мне не скучно!
— Да, это хорошее упражнение. Погружаясь в мир живописи, ты питаешь сердце чувствами, а разум — мыслями. Тишина не в тягость, когда она наполнена ценным содержанием. Здесь, в Третьяковке, есть картина, которая очень ярко это иллюстрирует. Пойдём, покажу её тебе. Вот, смотри. Она так и называется — «Молчание».
— Мой любимый художник Михаил Нестеров! По реке плывут две лодки, в первой — старик с седой бородой, во второй — молоденький юноша с длинными волосами. Шапки у них необычные. Это монахи?
— Да, насельники Соловецкого монастыря. Художник побывал в северной обители в 1903 году и посвятил ей несколько полотен.
— У монахов удочки в руках. Они молчат, чтобы рыбу не спугнуть?
— Нет, монахи молятся.
— Про себя, беззвучно? Они помнят молитву наизусть?
— Нестеров писал в своих воспоминаниях, что монахи на Соловках творили особую молитву. Она краткая, её несложно запомнить. Главное слово в ней — имя Божие. Монах непрестанно призывает: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня».
— А не скучно вот так всё время повторять одно и то же?
— Скучно бывает, когда в голове роятся, как мухи, суетные мысли. Пустые переживания, досадные воспоминания сменяют друг друга, и человек не властен над этим потоком. Он устаёт, и хочет отвлечься — спешит посмотреть фильм, поболтать, поиграть в компьютерную игру. Ему трудно оставаться наедине с самим собой, и жизнь проходит мимо, оставляя ощущение бессмысленности.
— А повторение молитвы помогает найти смысл в жизни?
— Не просто механическое повторение, а сосредоточение на Иисусовой молитве, пребывание в ней. Мысль о Спасителе у монаха не только в уме, но и в сердце. Это радость о Христе, которая тихим огоньком горит внутри, и освещает душу, и согревает. Жизнь наполняется присутствием Бога — полнее и глубже этого смысла невозможно представить. Такая практика называется исихазмом. В переводе с греческого языка это слово означает одновременно покой, тишину, молчание.
— Именно поэтому Михаил Нестеров так назвал свою картину?
— Да, именно поэтому. Он побывал на Соловках как простой паломник, жил среди монахов. И был потрясён их душевным спокойствием, миром, который не могли поколебать ни бытовые тяготы, ни тяжёлый труд. Непрестанная молитва, священное безмолвие пронизывало всё течение жизни в обители и преображало его. Михаил Нестеров постарался передать это в картине «Молчание». О благодатном покое говорит и золотое небо белой летней ночи, и зеркальная гладь реки, и лодки, плавно скользящие по ней, словно несущие своих седоков в вечность.
— Так хочется прикоснуться к такой тишине.
— В какой-то мере ты уже к ней прикоснулась. Как и всякий человек, который побывал в Третьяковской галерее и вдумчиво созерцал полотно Михаила Нестерова «Молчание».
Все выпуски программы Свидание с шедевром
«Апокалипсис — богословский аспект». Кирилл Вах, Вероника Андросова

У нас в студии были директор научно-просветительского центра «Индрик» Кирилл Вах и доцент Николо-Угрешской семинарии, кандидат богословия Вероника Андросова.
Мы говорили о книге «Откровение Иоанна Богослова», в частности о том, как сюжеты Апокалипсиса изображались на храмовых фресках и как такие иконы становились проводниками в смыслы Священного Писания.
Этой программой мы продолжаем цикл бесед о книге Откровение Иоанна Богослова, как этот Новозаветный текст, часто именуемый «Апокалипсис», воспринимается, толкуется, а также изображается в храмовой живописи.
Первая беседа с Кириллом Вахом и Вероникой Андросовой была посвящена фрескам Гурия Никитина в Переславле (эфир 20.10.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер
«Иосиф Муньос-Кортес». Ксения Волкова

Гостьей программы была искусствовед, общественный деятель Ксения Волкова.
Каждый год, 30 октября, она вместе с супругом проводит вечер памяти брата Иосифа Муньоса-Кортеса — хранителя Иверской Монреальской иконы Божией Матери, мученически убиенного в Афинах в 1997 году. В этом году встреча состоится в храме святого князя Владимира в Тушине.
Разговор с Кирой Лаврентьевой — о памяти, которая соединяет поколения, о людях, сумевших сохранить верность Богу и Отечеству, о тех, чьи жизни становятся для нас живыми уроками веры.
Также разговор шел о том, почему современному человеку не хватает идеалов и как говорить о Христе со светскими людьми — просто, по-человечески, без назидания, но с любовью.
Вспоминая брата Иосифа и тех, кто жил в духе служения, Ксения Волкова говорила о внутренней аскезе, о верности, которую не видно снаружи, и о том свете, который остаётся после встречи со святыми людьми.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь детям из неблагополучных семей». Протоиерей Александр Маликов
У нас в гостях был руководитель приюта «Святая Параскева» в станице Манычской Шахтинской епархии, председатель молодежного отдела Шахтинской епархии, настоятель Пятницкого архиерейского подворья станицы Манычской протоиерей Александр Маликов.
Наш гость рассказал о том, как они вместе с супругой начали помогать детям-сиротам из неблагополучных семей, почему для них важно, чтобы у ребенка было общение с кровными родителями и каким образом они помогают родителям в преодолении зависимостей, чтобы дети смогли вернуться в свои семьи, как удается налаживать связь с трудными детьми и подростками, а также почему для него выбранное служение — открытое Евангелие.
Все выпуски программы Делатели